Популярные
На фото Сэр Эдуард Уильям Элгар

Сэр Эдуард Уильям Элгар

1-й баронет Бродхит
Дата рождения:
1857-06-02
Дата смерти:
1934-02-23
Биография

Некоторые из его крупных оркестровых работ, в том числе «Энигма-вариации» (англ. "Enigma" Variations) и «Торжественные и церемониальные марши» (англ. Pomp and Circumstance Marches), получили широкое признание. Он также является автором ораторий, симфоний, камерной музыки, инструментальных концертов и песен. В 1924 году он был назначен Мастером королевской музыки.

Биография

Детство и юность

Эдуард Элгар родился в семье Уильяма Элгара, настройщика фортепиано и продавца музыкальных товаров, и его жены Энн (урожд. Грининг (англ. Greening)). Элгар был четвёртым из семерых детей. Его братьями и сёстрами были Генри Джон (Гарри) (1848—1864), Люси Энн (Лу) (1852-?), Сюзанна Мэри (Полли) (1854-?), Фредерик Джозеф (Джо) (1859-?), Фрэнсис Томас (Фрэнк) (1861-?) и Хелен Эгнес (Дотт или Дот) (1864-?). Незадолго до рождения Эдуарда его мать приняла католическую веру, поэтому Эдуард был крещен и воспитывался как католик.

Элгар вставал рано и нередко садился за чтение Вольтера, исторической классики Дрейтона, Лонгфелло и других произведений, которые рекомендовала ему мать. Элгар часто слушал, как отец играл на органе в церкви Св. Георга (англ.  St. George's church), и вскоре пошёл по стопам отца. В восемь лет он начал брать уроки игры на фортепиано и скрипке. Основной интерес для него представляла скрипка, и свою первую музыку он написал именно для этого инструмента.

Проведя детство в магазинчике отца на главной улице Вустершира в окружении партитур, музыкальных инструментов и учебников по музыке, юный Элгар самостоятельно изучил музыкальную теорию. В тёплые летние дни он стал забирать с собой рукописи за город, для изучения (ещё с пяти лет он пристрастился к езде на велосипеде). Таким образом для него было положено начало прочной взаимосвязи между музыкой и природой. Позднее он скажет: «Музыка, она в воздухе, музыка вокруг нас, мир переполнен ей, и можно просто брать столько, сколько потребуется.»

В 15 лет Элгар надеялся уехать в Германию, в Лейпциг, чтобы заняться изучением музыки, но, не имея средств, бросил школу и стал работать на местного солиситора. Примерно к этому времени относится его первое появление на публике в качестве скрипача и органиста. Через несколько месяцев, он ушёл от солиситора и занялся карьерой музыканта, давая уроки игры на фортепиано и скрипке, а также время от времени работая в магазинчике отца. Элгар и его отец были активными членами Вустерского мужского хора Гли-клаб. Он аккомпанировал певцам, играл на скрипке, сочинял музыку, делал аранжировки и даже впервые выступил в качестве дирижера. В возрасте 22 лет он принял должность капельмейстера в Вустерской психиатрической больнице для бедных в Павике, в трёх милях к юго-западу от Вустера, прогрессивном учреждении, где верили в целебную силу музыки. Здесь он тоже сочинял музыку; в 1996 году некоторые из произведений, написанные для оркестра лечебницы (главным образом танцы), были обнаружены и исполнены там же.

Во многом, годы, проведенные в качестве скрипача в Вустершире, были для него самыми счастливыми. Он играл первую скрипку на Вустерском и Бирмингемском фестивалях, бесценным опытом стало исполнение 6-й симфонии, а также «Stabat Mater» под управлением их автора, Антонина Дворжака. Как участник квинтета духовых инструментов, а также по заказу своих друзей-музыкантов, он сделал множество аранжировок произведений Моцарта, Бетховена, Гайдна, других мастеров. Это помогло ему отточить навыки композиции и аранжировки, которые он применил в своих ранних сочинениях. Несмотря на свою замкнутую натуру, в музыкальных кругах Вустера Элгар по-настоящему преуспевал.

В своих первых поездках за границу, в 1880-1882 годах, Элгар побывал в Париже и Лейпциге, присутствовал на концертах первоклассных оркестров, впервые услышал музыку Рихарда Вагнера. Возвращение в провинциальную обстановку обострило его желание получить более широкое признание. Он часто ездил в Лондон, пытаясь опубликовать свои работы, но в этот период жизни он нередко был подавлен и сильно нуждался в деньгах. В апреле 1884, в письме другу он писал, «Мои перспективы безнадежны как никогда … думаю, дело не в недостатке энергии, поэтому иногда я прихожу к заключению, что мне не хватает способностей…У меня нет денег—ни цента.»


Зрелые годы

В начале XX века Элгар плодотворно сотрудничал с певицей-контральто Кларой Батт, которая исполнила несколько его произведений.

Увековечение памяти

Элгару посвящено несколько телефильмов. На телевидении роль Элгара исполняли Джордж МакГрат (в художественно-документальном фильме Кена Рассела «Элгар») и Грэм Лимен (в фильме ).

Наследие

Наброски Элгара к фортепианному концерту, датируемые 1913 годом, были развиты и дополнены композитором Робертом Уокером и впервые были исполнены в августе 1997 года пианистом Дэйвидом Оуэном Норрисом. Впоследствии это произведение было сильно переработано.

Отрывок из «1-го Торжественного и церемониального марша» повсеместно используется в США на церемониях вручения дипломов в школах и университетах, и известен там под названием «Выпускной марш» (англ. "The Graduation Song").

Знаменитая композиция Clubbed To Death из саундтрека к фильму Матрица является реминисценцией на 1 и 12 темы «Вариаций „Энигма“» Элгара.

Произведения

Сочинения для оркестра

  • Три симфонии
  • «Севилланья» (англ. Sevilla?a), Op. 7 (1884 г.)
  • , концертная увертюра, Op. 19 (1890 г.)
  • , для струнных, Op. 20 (доработанная версия «Трех пьес для струнного оркестра», 1888-92гг.)
    • 1. Allegro piacevole; 2. Larghetto; 3. Allegretto
  • Sursum corda, для струнных, медных духовых и органа, Op. 11 (1894 г.)
  • «Имперский Марш», Op. 32 (1897 г.)
  • «Chanson de Nuit» для небольшого оркестра, Op. 15 № 1 (1899 г.) (аранжировка «салонной» пьесы для скрипки с фортепиано)
  • «Chanson de Matin» для небольшого оркестра, Op. 15 № 2 (1899 г.) (аранжировка «салонной» пьесы для скрипки с фортепиано)
  • «Три Характерные Пьесы», Op. 10 (1899 г.)
    • 1. «Мазурка»; 2. «S?r?nade Mauresque»; 3. «Контрасты: Гавоты 1700 и 1900 гг. н. э.»
  • «S?r?nade Lyrique» (1900 г.)
  • , пьесы для небольшого оркестра, Op. 43 (1902 г.)
    • 1. Andante; 2. Allegretto
  • «Элегия», для струнного оркестра, Op. 58 (1909 г.)
  • "Марш «Коронация», Op. 65 (1911 г.)
  • «Carissima» для оркестра (1913 г.)
  • "Марш «Империя» для оркестра (1924 г.)
  • «Гражданская фанфара» для оркестра без скрипок (1927 г.)
  • «Майская песня» для небольшого оркестра (оркестровка работы, первоначально написанной для фортепиано) (1928 г.)
  • Менуэт из «Щеголя Браммелла» (1928-29гг.)
  • "Сюита «Северн», для оркестра, Op. 87 (1932 г.) (первоначально написана в 1930 г. для медного духового оркестра)
    • 1. «Интродукция (Вустерский замок)»; 2. «Токката (Турнир)»; 3, «Фуга (Собор)»; 4. «Менуэт (Комтурство)»; 5. «Кода»
  • «Мина» для небольшого оркестра (1933 г.)

Концерты

  • «Фортепианный концерт», Op. 90 (наброски, 1909-25 гг., развитые и дополненные Робертом Уокером)

Сочинения для театра

  • «Щеголь Браммелл», драматическая музыка к пьесе Бертрама П. Меттьюза (англ. Bertram P. Matthews), для оркестра (1928 г.)

Кантаты и оратории

  • «Свет жизни (Lux Christi)», оратория для сопрано, альта, тенора, баса с хором и оркестром, Op. 29 (1896 г.)
  • «Сцены из Саги о Короле Олафе», кантата для сопрано, тенора и баса, хора и оркестра, Op. 30 (1896 г.)
  • «Знамя Святого Георга», баллада для хора с оркестром, Op. 33 (1897 г.)
  • «Каратак», кантата для сопрано, тенора, баритона и баса с хором и оркестром, Op. 35 (1897-98гг.)
  • «Морские этюды» (англ. Sea Pictures), цикл песен для контральто или меццо-сопрано с оркестром, Op.37 (1897-99гг.)
  • , оратория для меццо-сопрано, тенора, и баса, а также хора с оркестром, Op. 38 (1899—1900 гг.)
  • «Дух Англии», для сопрано и контральто либо тенора и хора с оркестром, Op. 80 (1915-17гг.)
    • 1. «Четвертое августа» (1917 г.)
    • 2. «Женщинам» (1915 г.)
    • 3. «Павшим» (1915 г.)
  • «Le drapeau belge» (Бельгийский флаг), декламация с оркестром, Op. 79 (1917 г.)
  • «Курительная кантата», для солиста-баритона с оркестром. Написанное в 1919 году, это сочинение, вероятно, не предназначалось для исполнения и получило абсурдный номер опуса 1001. Его продолжительность меньше минуты.
  • «Ода Памяти Королевы Александры» (Так много настоящих Принцесс, что ушли), для хора (сопрано, альт, тенор, бас) с оркестром (1932 г.)

Камерная музыка

  • Струнный квартет, Op.83 (1918)
  • Фортепианный квинтет, Op.84 (1918-19)

Инструментальная музыка

  • «Романс», для скрипки с фортепиано, Op. 1 (1878 г.) Посвящен Освину Грейнджеру
  • "Idylle («Esquisse Facile»), для скрипки с фортепиано, Op. 4 № 1 (1883 г.) Посвящена E. E., г. Инвернесс
  • «Pastourelle», для скрипки с фортепиано, Op. 4 № 2 (1883 г.) Посвящена Мисс Хилде Фиттон, г. Молверн
  • «Virelai», для скрипки с фортепиано, Op. 4 № 3 (1883 г.) Посвящено Френку Уэббу
  • «Гавот», для скрипки с фортепиано (1885 г.) Посвящен доктору. К. У. Бакку
  • «Allegretto на G.E.D.G.E.», для скрипки с фортепиано (1888 г.). Посвящено Юным госпожам Гедж, г. Молверн
  • «Mot d’Amour», для скрипки с фортепиано, Op. 13 №. 1 (1889 г.)
  • «Bizarrerie», для скрипки с фортепиано, Op. 13 № 2 (1890 г.)
  • «La Capricieuse», для скрипки с фортепиано, Op. 17 (1891 г.) Посвящена Фреду Уорду
  • «Очень Мелодичные Экзерсисы в Первой Позиции», для скрипки с фортепиано, Op. 22 (1892 г.). Посвящены Мэй Грэфтон, племяннице Элгара.
  • «Etudes Caract?ristiques», для скрипки, Op. 24 (1892 г.)
  • «Offertoire» («Andante Religioso»), для скрипки с фортепиано (1903 г.) Посвящен Сергее Дервалю, Антверпен
  • Скрипичная соната Ми минор, Op. 82 (1918 г.) Посвящена Мари Джошуа
  • «Монолог» для гобоя (1930 г.)

Сочинения для клавишных инструментов

  • «Griffinesque», для фортепиано (1884 г.)
  • «Presto», для фортепиано (1889 г.)
  • «Майская песня», для фортепиано (1901 г.)
  • «Концерт аллегро», для фортепиано (1901 г.)
  • «Skizze», для фортепиано (1903 г.)
  • «В Смирне», для фортепиано (1905 г.)
  • «Sonatina», для фортепиано (опубл. В 1932 г.)
  • «Adieu», для фортепиано (опубл. в 1932 г.)
  • «Serenade», для фортепиано (опубл. в 1932 г.)
  • «Мемориальная мелодия для Карильона» (1923 г.) написана для открытия карильона на Военном мемориале в Лафборо.

Сочинения для медного духового оркестра

  • "Сюита «Северн», Op. 87 (1930 г.) (аранжирована для оркестра в 1932 г.)
    • 1. «Интродукция (Вустерский замок)»; 2. «Токката (Турнир)»; 3, «Фуга (Собор)»; 4. «Менуэт (Комтурство)»; 5. «Кода»

Переложения и аранжировки

  • И. С. Бах, «Фантазия и фуга до минор», переложение для оркестра, Op.86 (1921—1922 гг.)
  • Г. Ф. Гендель, «Увертюра ре-минор» (Чандос-антем «На Господа уповаю» HWV247), переложение для оркестра (1923 г.)
  • Фредерик Шопен, «Похоронный марш» из Фортепианной сонаты № 2 си-бемоль минор, переложение для оркестра (1933 г.)
Поделиться: