Популярные
На фото Сергеев-ЦенскийСергей Николаевич

Сергеев-ЦенскийСергей Николаевич

русский советский писатель
Дата рождения:
1875-09-30
Дата смерти:
1958-12-03
Биография

Биография

С. Н. Сергеев родился 18 (30) сентября 1875 года в селе Бабино (ныне село Преображенское Рассказовского района Тамбовской области) в семье учителя. С пяти лет жил в Тамбове. Здесь окончил уездное училище (1890), поступил в приготовительный класс Екатериниского учительского института, начал писать стихи. В 1892 году в «Тамбовских губернских ведомостях» был опубликован его первый прозаический опыт «Кочетовская плотина». В это время он прибавляет к своей фамилии псевдоним Ценский, который взят писателем от названия реки Цны, на берегах которой прошло его детство. В 1895 году окончил Глуховский учительский институт. Был учителем, затем офицером. Поручик запаса. Участник Русско-японской войны 1904—1905 годов. Академик АН СССР (1943). С. Н. Сергеев-Ценский умер 3 декабря 1958 года. Похоронен в Алуште на территории своего дома-музея.

Творчество

Автор исторических романов, к наиболее известным произведениям относится роман-эпопея «Севастопольская страда» (1937—1939), посвящённая первой обороне Севастополя 1854—1855 гг., а также эпический цикл «Преображение России» (1956—1959), создававшийся более 40 лет и включающий двенадцать романов, три повести и два этюда.

До 1917 года

Своим дооктябрьским творчеством Сергеев-Ценский отразил поворот буржуазной интеллигенции вправо, вызванный ростом пролетарской революционности. До революции 1905 Сергеев-Ценский хранил веру в свободное развитие человечества («Верю!»). Характерна его попытка создать образ революционера. Но революционер у С.-Ц. — Шевардин («Сад»), Хохлов («Маски») — это беспочвенный и стихийный поборник отвлечённой правды, не понимающий реальных методов борьбы.

Творчески самоопределяется Сергеев-Ценский в период событий 1905 года. Он оставляет мечтания о свободе и становится на реакционные позиции, Круг основных идей С.-Ц. невелик и постоянен. Жизнь представляется в многочисленных его произведениях как чудовище, бессмысленный рок. Разум человека оказывается бессильным, человек целиком фатально подчинён случайностям. Основные герои С.-Ц. — пессимисты, иппохондрики, лишённые воли и страсти. Рок довлеет над ними, они живут обособленной, индивидуалистической жизнью. Так, в поэме «Движения» Сергеев-Ценский рисует в гротескной форме бессмыслицу бытия, суетность всякого дела, подчинённость человека слепым случайностям (образ помещика Антона Антоновича). Идея вырождения с глубоким лиризмом развёртывается С.-Ц. в одной из лучших его поэм «Печаль полей» (1908). Фатально обречены на вырождение и лучшие люди (Игнат, Анна) и природа (образ грозы, гибели дерева). Финал рассказов С.-Ц. смерть, перипетии умирания рисуются им детально («Наклонная Елена», пьеса «Смерть» и др.).

В 1907 году вышел принёсший литературную известность роман «Бабаев», в котором революция интерпретируется как рок, разгул бесчеловечности и жестокости. Симпатии автора — на стороне поручика Бабаева, выступающего в роли «усмирителя» и хранителя старого порядка.

С 1917 по конец 1930-х годов

Великую Октябрьскую пролетарскую революцию С.-Ц. встретил враждебно. В рассказе «Капитан Коняев» , он тенденциозно изобразил теневые стороны революционной эпохи — стихийный разгул матросов, поведение обывателей, проституток. В многочисленных пореволюционных рассказах и повестях С.-Ц., концентрируя внимание на явлениях разрушения, насилия, жестокости, тенденциозно искажает современную действительность. Деградация России — лейтмотив его рассказов о гражданской войне, о голоде. Действительность изображается им как ужас, тьма. Человек человеку оказывается врагом.

Революция означает с точки зрения С.-Ц. торжество народной дикости, озверения. Разделяя кулацкую идею, С.-Ц. рисует крестьянство целиком враждебным пролетариату («Жестокость»). Обращаясь к образам новых людей — рабочим, революционерам-коммунистам, — С.-Ц. извращает их. Предревком Золоторенко («Павлин»), матрос Семен Подканаев — это дегенераты, в прошлом убийцы, в которых безудержна разнузданность, своеволие. В рассказе «Павлин» в символическом образе нелепо убитого павлина С.-Ц. проводит мысль о том, что революция убивает все прекрасное, ценное.

После Октября С.-Ц. написал роман «Обречённые на гибель» — вторую часть начатой ещё до революции эпопеи «Преображенье». (первая часть «Валя»). С.-Ц. стремится показать предреволюционное и послеоктябрьское русское общество в различных его слоях. В период реакции 1907—1909 интеллигенция, испытывая панический страх перед народом, все надежды переносила на защищающую её от ярости народа власть штыков. Это отношение к революции сохраняется С.-Ц.

В последний период С.-Ц. дал новый роман «Зауряд-полк», являющийся продолжением романа «Обречённые на гибель». В романе, тематически посвящённом описанию жизни полка, нет солдат, не показаны их настроения и отношение к офицерам и офицеров к ним. Единственный стереотипный эпизод учения солдат на плацу написан с целью показать «благородство» прапорщика Ливенцова, а не тяжёлую участь солдат.

Сергеев-Ценский написал за последние годы ряд повестей о классиках русской литературы. В повестях «Поэт и поэт» (1933), «Гоголь уходит в ночь» (1933), «Невеста Пушкина» (1934) С.-Ц. дает поверхностное, трафаретное, выдержанное в духе либеральной критики изображение жизни, судьбы и личностей писателей. Так, Гоголь напр. дан только мракобесом, мистиком, прогрессивная роль Гоголь-художника стёрта, без оценки оставлено давление на художника николаевской реакции.

В рассказах 1934 — «Памяти сердца» и «Поезд с юга», — С.-Ц. создает искажённый образ нового человека и с тоской вновь пишет о «слабой» интеллигенции и её «страданиях». Рассказы загромождены ложными, надуманными психологическими подробностями. Своё отрицательное отношение к действительности С.-Ц. прикрывает подчас символами, условностями и недосказанностями, аллегорическим развёртыванием идей. Он пристрастен к уродствам жизни и уродливым, искривлённым людям. Показывая бессмыслицу жизни, нездоровую психику людей, С.-Ц. противопоставляет этому непреоборимую силу природы. Он воскрешает традицию дворянской литературы, боготворит землю, её целебную силу. Природа у него очеловечена. Но в соответствии с общим характером творчества С.-Ц. и природу дает печальной. Не случайно преобладание образа осени, увядания («Печаль полей», напр.). Стиль его манерен. В нём сочетаются натуралистическая струя, детализация с отрывочностью и склонностью к символам и недомолвкам.

С конца 1930-х по конец 1950-х годов

Награды и премии

  • орден Ленина
  • Сталинская премия первой степени (1941) — за роман-эпопею «Севастопольская страда»
  • орден «Знак Почёта»
  • два ордена Трудового Красного Знамени

Библиография

Издания до середины 1930-х гг.

Рассказы, т. I—VII, СПБ — М., 1907—1916; Полное собр. сочин., изд. «Мысль», Л., 1928; Бабаев, Роман, изд. то же, Л., 1928; В грозу, [Рассказы], изд. «Федерация», Л., 1928; Поэт и чернь. (Дуэль Лермонтова). Повесть, изд. «Пролетарий», Харьков, ; Печаль полей, изд. 4, Моск. т-во писателей, [М., 1929]; Преображение. Эпопея, ч. 1. Валя. Роман, изд. 3, кн. II. Обреченные на гибель, Роман, изд. то же [М., 1929]; Поэт и поэтесса, изд. «Федерация», М., 1930; Гоголь уходит в ночь, изд. «Советская литература», М., 1933; Избранные произведения, ГИХЛ, [М.], 1933; Движение, [Рассказы], изд. Моск. т-ва писателей, [М., 1933]; Мишель Лермонтов, Роман в 3 чч., изд. то же, [М., 1933]; Около моря [Рассказы], ГИХЛ [М. — Л.], 1934; Невеста Пушкина, Роман в 2 чч., изд. «Советская литература», М., 1934; Зауряд-полк, Роман, Гослитиздат, М., 1935; Маяк в тумане, Рассказы, изд. «Советский писатель», М., 1935.

Собрание сочинений (1967)

С. Н. Сергеев-Ценский. Собрание сочинений в двенадцати томах. (Библиотека «Огонёк».) М.: Правда, 1967.


  • Том 2. Произведения 1909—1926 гг.: «Улыбка», «Движения», «Испуг», «Снег», «Неторопливое солнце», «Медвежонок» и др.
  • Том 4. Произведения 1941—1943 гг.: «Флот и крепость», «Синопский бой», «В снегах», «Старый врач», «Дрофы», «Хирая девчонка», «У края воронки»; эпопея «Севастопольская страда» (1 и 2 части); «Моя переписка и знакомство с А. М. Горьким».
  • Том 11. Эпопея «Преображение России» — 10 и 11 части («Бурная весна» и «Горячее лето»).
  • Том 7. Эпопея «Севастопольская страда» (9 часть); эпопея «Преображение России» — 1 часть («Валя»).
  • Том 10. Эпопея «Преображение России» — 7, 8 и 9 части («Утренний взрыв», «Зауряд-полк» и «Лютая зима»).
  • Том 8. Эпопея «Преображение России» — 2 и 3 части («Обреченные на гибель» и «Преображение человека»).
  • Том 5. Эпопея «Севастопольская страда» (3, 4 и 5 части).
  • Том 12. Эпопея «Преображение России» — 12, 13, 14, 15, 16 и 17 части («Ленин в августе 1914 года», «Капитан Коняев», «Львы и солнце», «Весна в Крыму», «Искать, всегда искать!», «Свидание»).
  • Том 6. Эпопея «Севастопольская страда» (6, 7 и 8 части).
  • Том 9. Эпопея «Преображение России» — 4, 5 и 6 части («Пристав Дерябин», «Пушки выдвигают» и «Пушки заговорили»).
  • Том 1. Произведения 1902—1909 гг.: «Тундра», «Погост», «Счастье», «Верю!», «Маска», «Дифтерит», «Взмах крыльев», «Поляна», «Бред», «Сад», «Убийство», «Молчальники», «Лесная топь», «Бабаев», «Воинский начальник», «Печаль полей».
  • Том 3. Произведения 1927—1936 гг.: «Живая вода», «Старый полоз», «Верховод», «Гриф и Граф», «Мелкий собственник», «Сливы, вишни, черешни» и др.

О писателе

Кранихфельд В., Поэт красочных пятен, «Современный мир», 1910, VII (перепеч. в его книге «В мире идей и образов», т. II, СПБ, 1912); Морозов М., Поэт безволия, в книге автора «Очерки по истории новейшей литературы», СПБ, 1911; Горнфельд А., Путь Сергеева-Ценского, «Русское богатство», 1913, XII; Бочачер М., Певец «обреченных», «Русский язык в советской школе», 1931, IV; Воровский В., Нечто о г. Сергееве-Ценском, Сочинения, т. II, М. — Л., 1931; Гоффеншефер М., Движение на месте, «Литературный критик», 1933, III; Усиевич Е., Творческий путь Сергеева-Ценского, «Литературный критик», 1935, № 3.

Поделиться: