Популярные

Сергей Андреевич Юрьев

известный русский литературный и театральный деятель XIX века
Биография

Образование получил в московском дворянском институте и московском университете, курс которого окончил по математическому факультету в 1845 г.

Служил чиновником особых поручений при тверском губернаторе.

В 1853 г. получил место астронома-наблюдателя при обсерватории московского университета и написал два мемуара «О солнечной системе», напечатанные в 60-х годах в «Математическом сборнике».

Болезнь глаз заставила Юрьева отказаться от прежних занятий и отправиться в заграничное путешествие, во время которого он посещал немецкие и французские университеты.

Вернувшись, он с увлечением отдался делу просвещения народа: основал в своём имении народное училище, устроил крестьянский театр, где ставились пьесы Островского и Писемского и народные сказки, переложенные им в драматическую форму.

С 1860-х годов Юрьев всецело отдаётся литературе. Первым его опытом был перевод комедии Кальдерона «Сам у себя под стражей». Впоследствии он перевёл ещё несколько пьес Кальдерона и Лопе де Вега, которые были собраны в его книге: «Испанский театр цветущего периода XVI и XVII вв.» (Москва, 1877). Кроме того, он перевёл ряд пьес Шекспира: «Антония и Клеопатру», «Макбета», «Сон в летнюю ночь», «Короля Лира», «Бурю» и «Цимбелина».

В 1871 г. Юрьев стал издавать на средства А. И. Кошелева журнал «Беседа». Предполагалось, что он будет продолжением славянофильской «Русской Беседы»; но Юрьев настоял на такой широкой редакционной программе, к которой могли примкнуть представители самых разнообразных мнений, лишь бы это были мнения из искреннего убеждения.

После прекращения выхода журнала в 1872 г. Юрьев читал публичные лекции по истории драмы в доме Кошелевых и лекции о немецкой литературе на женских курсах профессора В. И. Герье.

В 1880 г. стал первым редактором журнала "Русская Мысль"и оставался во главе редакции в течение пяти лет. Журнал сразу занял выдающееся положение.

Юрьев принадлежал к числу тех литературных деятелей, которые оказывали влияние на современников не столько литературной деятельностью, сколько своей личностью. Писал он немного, но принимал горячее участие в московской литературной и театральной жизни.

Его избрали в 1878 г. председателем Общества любителей российской словесности, а после смерти Островского — председателем Общества русских драматических писателей.

Благодаря стараниям Юрьева в 1880 г. торжество открытия памятника Пушкину получило характер крупного общественного события.

Как горячий оратор, увлекательный собеседник он пользовался популярностью среди всей московской интеллигенции без различия направлений. Главным образом его ценили как одного из последних могикан 40-х годов, идеалиста чистой воды, который относился с симпатией ко всякому идейному увлечению, хотя бы оно не соответствовало его собственным взглядам. Юрьев отличался полной терпимостью к чужим мнениям: как показал опыт издания «Беседы», он считал, что теоретические разногласия не устраняют возможности и необходимости единения разных партий на почве общих гуманных идеалов.

Собственное миросозерцание Юрьева сложилось в славянофильских кружках 40-х годов, главным образом под влиянием А. С. Хомякова. Признавая вместе со славянофилами, что русская история идёт особым, своеобразным путём, он не считал, однако, нужным открещиваться от западноевропейского и никогда не доходил до обскурантизма.

Будучи искренне верующим человеком, он высказывался против позитивной философии, но в то же время относился с полным сочувствием к приобретениям современной науки; идеала церковного строя он искал не в византийских традициях, а в демократической общине первых веков христианства.

В общественной жизни Юрьев был сторонником так называемого «хорового начала», при котором слышен каждый отдельный голос и в то же время все голоса сливаются в одно гармоническое целое; он был также горячим поборником самого широкого участия общества в политической жизни страны.

Наиболее выдающиеся его статьи:

  • «Речь при открытии памятника Пушкину» (1880);
  • «Социальные стремления человечества и народная правда» (1882, «Русская мысль»);
  • «Значение театра, его упадок и необходимость школы сценического искусства» («Русская мысль», 1883, кн. 8);
  • «Опыт объяснения трагедии Гёте „Фауст“» («Русская мысль», 1884, кн. 11-12), вышедший также отдельной брошюрой (М., 1886);
  • «Несколько мыслей о сценическом искусстве» («Русская мысль», 1888, кн. 2, 3, 5, 10; также издано отдельно редакцией «Русской Мысли», М., 1889).

После смерти Юрьева друзья почтили его память изданием сборника «В память С. А. Юрьева» (М., 1891).

В его доме провел детство и рос его племянник, будущий выдающийся драматический артист Юрий Юрьев.

Поделиться: