18 октября 1973 года в Москве родился мальчик, которого назвали Сергеем. Его родители, Виталий и Наталья Безруковы, выбрали имя для сына не случайно – так звали его дедушку, а кроме того отец Сережи безмерно любил стихи Есенина.
В детстве Сережа был закомплексованным мальчиком – ни с кем не дружил всерьез, переживал из-за своего небольшого роста, но при этом всегда был творческим лидером, «заводилой». Сам он рассказывает, что рос шутом и лицедеем, а о сцене начал мечтать очень рано и с удовольствием играл в школьных спектаклях. Наталья Михайловна относилась к этому увлечению сына спокойно, а вот Виталий Сергеевич, который сам был актером и режиссером Театра Сатиры, не особенно хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Однако видя, что мальчик настроен серьезно, начал учить его основам актерского мастерства – и прежде всего тому, что на сцене нужно проживать жизнь своего персонажа, а не просто показывать его зрителям. И Сережа оказался способным учеником: в четырнадцать лет, играя Леонидика в постановке «Мой бедный Марат», он сумел ощутить холод и голод, от которых страдал его герой.
После школы Сергей поступил в школу-студию МХАТ. Учиться ему посчастливилось на курсе Олега Табакова. Прекрасный артист, Олег Павлович стал и великолепным преподавателем. Своих студентов он приучал к трудностям будущей профессии и никому не делал поблажек. Правда, Сергея Безрукова многие считали «любимчиком» Табакова, и Олег Павлович действительно выделял талантливого студента – в его театре Сергей начал играть еще до получения диплома. А в 1994 году, окончив институт (причем с отличием), Безруков официально стал актером этого театра.
На театральной сцене Сергей исполнил много замечательных ролей, и играл он не только в Театре Олега Табакова, но и на других сценах. В 1997 году за образ Есенина в спектакле Театра имени Ермоловой «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» Безруков получил Государственную премию.
Главным своим критиком Сергей всю жизнь считает отца, который всегда был его первым зрителем. Виталий Сергеевич, сам в двадцать шесть лет сыгравший Есенина в картине «Анна Снегина», не пропустил практически ни одного спектакля о поэте со своим сыном в главной роли. Правда, сыну он говорил, что ходить смотреть не на его игру, а на самого Есенина.
С 1994 по 1999 год Сергей Безруков озвучивал одиннадцать персонажей программы канала НТВ «Куклы», и это принесло ему популярность. Но в конце концов актер почувствовал, что вот-вот превратится в «заложника» создаваемых им образов, и ушел из передачи.
Успех сопутствовал Безрукову и на сцене – уже к концу девяностых около театра дежурили его поклонницы. Несколько хуже вышло с кинематографом – Сергей успел сыграть в десятке фильмов, но это были не слишком заметные роли. Лучшими работами того периода стали роли каскадера в фильме Михаила Туманишвили «Крестоносец» (1995 год) и Сидихина в картине Виталия Москаленко «Китайский сервиз» (1999 год). Сам Безруков выделяет в том периоде своего творчества игру в «Китайском сервизе», а в общем-то весьма критично относится к своим кинематографическим работам, утверждая, что на театральной сцене чувствует себя гораздо спокойнее и увереннее.
И в «Крестоносце», и в «Китайском сервизе» вместе с Безруковым снималась Ирина Ливанова, и между актерами вспыхнул роман. Ирина была замужем, воспитывала сына, но новое чувство изменило ее жизнь. В 2000 году она вышла за Безрукова замуж, и этот брак оказался очень счастливым.
Слава пришла к Безрукову после выхода на экраны фильма «Азазель» (2001 год, режиссер Александр Адабашьян). Фильм, снятый по роману Бориса Акунина, очень широко рекламировали, и он действительно получился интересным благодаря и великолепному сценарию, и прекрасной игре актеров. Сергей Безруков сыграл здесь роль статского советника Бриллинга, и его игра получила очень высокие оценки и зрителей, и критиков.
Но настоящий бум возник вокруг имени Сергея год спустя, когда появились первые серии российской «гангстерской саги» – телесериала «Бригада» (режиссер Алексей Сидоров». Роль Саши Белого, современного криминального авторитета, сценаристы писали специально «под Безрукова». В те годы это было достаточно странно – ведь все образы, созданные Сергеем в кино, были легкими, «солнечными», и сам Безруков очень нервничал, когда его пригласили на пробы. На эту роль пробовалось три сотни актеров, но режиссера не устроил ни один. Безруков был уверен, что не утвердят и его, и сказал жене, что нарочно сыграет плохо. Ирина же ответила, что такой поступок будет поводом говорить о неспособности Безрукова играть серьезные роли. Пришлось доказывать обратное, и Сергей получил роль на первых же пробах.
За месяц до съемок Анатолий Сивушов, продюсер «Бригады», отправил четверку главных исполнителей в Дом отдыха, надеясь, что они сумеют подружиться. Возможно, такое решение действительно не оказалось лишним – актерский квартет Безрукова, Вдовиченкова, Майкова и Дюжева сыграл как нельзя лучше. Работа над ролью Саши Белого стала не только очень удачной, но и увлекательной для самого актера, которому еще не доводилось играть роли такого плана. В театре ему, в основном, доставались героические персонажи, а кинорежиссеры использовали Безрукова как актера характерного. В «Бригаде» же он сыграл обаятельного, но жестокого человека и в интервью говорил, что не хотел бы в реальности прикоснуться к подобной жизни.
Есть актеры, эксплуатирующие один и тот же удачный образ, но Безруков к их числу не относится – по окончании съемок в «Бригаде» он отошел от «гангстерской» темы. В телесериале «Участок», получившем статус «народного», Сергей создал совершенно противоположный образ. Сельский участковый Кравцов в его исполнении вызвал большую любовь зрителей, но в продолжении сериала Безруков сниматься отказался. Его желание быть многоплановым актером поддержал и отец, обрадованный тем, что Сергей очень серьезно относится к своему творчеству.
В 2004 году вышел сериал «Московская сага» (режиссер Дмитрий Барщевский), где зрители увидели Безрукова в роли Василия Сталина. А еще через год осуществилась давняя мечта Сергея: он появился на экране в роли Есенина. Мнения по поводу сериала «Есенин» (режиссер Игорь Зайцев) разделились, да и оценки игры Безрукова были далеко не однозначными – многие ставили ему в упрек искажение образа поэта . Об этом можно спорить, но зато нельзя сомневаться в большом актерском таланте Сергея. Его учитель, Олег Табаков, уверяет, что талант Безрукову буквально дан Богом.
Безусловно интересен и образ Иешуа, созданный Безруковым в экранизации булгаковского романа «Мастер и Маргарита» (2005 год, режиссер Владимир Бортко). Когда этот сериал, тоже вызвавший весьма бурные обсуждения, появился на экранах, далеко не все зрители узнали в Иешуа знакомого актера. Позднее Сергея спрашивали, каково было играть самого Христа, и он отвечал, что Христа не играл, ведь герой Булгакова прежде всего человек и страдалец, а еще – Воин Света. Безруков считает эту роль настоящим подарком судьбы.
В реальности актер Безруков – человек «солнечный» и гармоничный, и хотя среди его героев есть великие люди и гении, Сергей Витальевич не страдает «звездной болезнью». Свою профессию он считает не просто лицедейством ради услаждения публики, а серьезным делом, помогающим передавать из поколения в поколение вечные ценности жизни.