Сергей Федорович Бондарчук, один из величайших советских кинорежиссеров, появился на свет в деревне Белозерка неподалеку от Херсона 25 сентября 1920 года. Отец его, Федор Петрович, коммунист «двадцатипятитысячник», был в Белозерке председателем колхоза. В колхозе работала и мать Сергея, Татьяна Васильевна.
Несколько лет спустя семья Бондарчуков переехала в Таганрог, потом переселилась в Ейск. Здесь Сергей окончил школу. Отец советовал ему стать инженером, но Сергей, со второго класса участвовавший в художественной самодеятельности, хотел учиться на актера. Убедить отца в серьезности своих намерений он не сумел и долгое время с ним не общался.
Семнадцатилетний Сергей Бондарчук отправился покорять столицу вместе с другом. Ребята подали документы в театральное училище и принялись ждать экзаменов. Общежитие абитуриентам не давали, и ночевали будущие актеры на Курском вокзале. Практически в последний момент они испугались, забрали документы из училища и отправились домой. Сидя в поезде, Сергей вдруг понял, что сказать отцу о своей трусости он не сможет, а потому до родного Ейска не доехал – сошел в Ростове и отправился в местный театр. Разумеется, мальчишку, едва окончившего школу, в труппу не взяли, но это Сергея не остановило. Он поступил в ростовское театральное училище и вскоре уже присылал домой фотографии студенческих спектаклей. Тогда же будущий актер первый раз женился. Евгения Белоусова родила Сергею сына Алешу, но их семья вскоре распалась.
Окончить училище Сергей не успел – началась война, и он ушел на фронт. Демобилизовался Бондарчук только в 1946 году и поехал в Москву – продолжать учебу. Его взяли на третий курс ВГИКа, в мастерскую Сергея Герасимова.
В кинематографе Сергей дебютировал на последнем курсе института, и роль подпольщика Валько в фильме «Молодая гвардия» стала его дипломной работой. На этой съемочной площадке Бондарчук нашел и новую любовь – Инну Макарову, игравшую в картине Любу Шевцову. Сыграли свадьбу, а в 1950 году у Сергея и Инны родилась дочка Наташа, ставшая впоследствии актрисой и режиссером.
В 1951 году на экраны вышел фильм «Кавалер Золотой Звезды» режиссера Юлия Райзмана. Сергей Бондарчук сыграл в нем главную роль – Героя Советского Союза Сергея Тутаринова. Следующей удачей актера стала картина «Тарас Шевченко» (1952 год). На международном фестивале в Карловых Варах режиссер Игорь Савченко получил за нее почетный диплом, а Бондарчук – премию за актерскую работу. После просмотра «Тараса Шевченко» правительством Сергей Федорович получил звание народного артиста СССР, причем в обход всех положенных промежуточных званий.
В начале пятидесятых Бондарчук сыграл еще в нескольких фильмах, и все его персонажи были положительными, не имеющими внутреннего конфликта. Эта череда однотипных ролей едва не привела талантливого актера к серьезному душевному кризису. Спасла его классика – в 1955 году Бондарчук создал образ доктора Дымова в фильме по Чехову «Попрыгунья» и в том же году исполнил роль Отелло в экранизации шекспировской трагедии. Особенно большой успех получил фильм «Отелло», удостоившись призов на фестивалях в Дамаске и Каннах. После этих фильмов о Бондарчуке заговорили как о действительно выдающемся актере.
К тому времени отношения Бондарчука и Инны Макаровой успели дать трещину, и супруги развелись спокойно, без скандала и неприязни. В фильме «Отелло» партнершей Бондарчука была Ирина Скобцева, игравшая Дездемону, и в 1959 году Бондарчук женился на ней. Этот брак просуществовал тридцать пять лет – до самой смерти Сергея Федоровича.
В год заключения своего счастливого супружества Бондарчук впервые попробовал себя как режиссер. Фильм «Судьба человека» по рассказу Шолохова ярко продемонстрировал незаурядный талант Сергея Федоровича и в этой области. Главную роль Андрея Соколова исполнил сам Бондарчук. За актерскую и режиссерскую работу в «Судьбе человека» он стал лауреатом Ленинской премии, а фильм был признан лучшим на международном кинофестивале 1959 года, проходившем в Москве. В 1960 году итальянский режиссер Роберто Росселлини снял Бондарчука в своей картине «В Риме была ночь» – в роли советского партизана и в костюме и гриме из «Судьбы человека».
В 1959 году по экранам СССР прошел американский фильм «Война и мир» режиссера Кинга Видора. Фильм был очень хорошо принят зрителями, и руководители отечественного кинематографа решили сделать русское кино по эпопее Льва Толстого. Государственный заказ на создание картины получил Сергей Бондарчук.
Работу над съемками «Войны и мира» режиссер начал в 1961 году, а всего на создание фильма ушло почти восемь лет. Киноэпопея, снятая Сергеем Бондарчуком, стала одной из самых высокобюджетных в истории кино. Никому до Бондарчука не удалось снять настолько великолепные масштабные батальные сцены. Применена была и новаторская панорамная съемка сражений. Едва ли не лучшей в фильме вышла сцена общего молебна армии, сделанная вопреки множеству препятствий.
Первая серия – «Андрей Болконский» – вышла в прокат в 1966 году, получила первый приз международного кинофестиваля в Москве и собрала 58 миллионов зрителей. Но этому успеху предшествовало очень тяжелое время. Невероятно трудным оказался поиск актеров. Почти случайно Бондарчук отыскал Людмилу Савельеву, блистательно сыгравшую в фильме Наташу Ростову, далеко не с первого раза утвердили на роль Болконского Вячеслава Тихонова. Актера, способного создать образ Пьера Безухова, режиссер так и не нашел и после долгих сомнений взялся играть сам. В 1965 году съемки фильма были внезапно остановлены – Бондарчуку велели срочно готовить для показа на кинофестивале первую серию. Это означало перезапись некоторых эпизодов, молниеносную озвучку, словом, массу неожиданной и не требующей такой спешки работы. От потрясения с Сергеем Федоровичем едва не случился удар.
Во время создания фильма у Бондарчука родились дети – в 1962 году дочь Алена, в 1967-м – сын Федор.
Фильм «Война и мир» обрел невероятный успех и за рубежом – в 1968 году он получил премию «Оскар» как лучший на иностранном языке. После успеха в зарубежном прокате итальянский продюсер Дино де Лаурентис предложил Бондарчуку осуществить постановку исторической эпопеи «Ватерлоо» (1970 год).
Сергей Федорович продолжал и актерскую деятельность. Его лучшие работы – это роли Астрова в «Дяде Ване», академика Курчатова в «Выборе цели», священника в «Отце Сергии», кардинала Монтанелли в «Оводе». С 1971 года Бондарчук начал преподавать во ВГИКе и в 1974 году стал профессором.
После двух масштабных работ Сергей Федорович вновь получил государственный заказ на кинофильм к тридцатилетию Победы. Фильм «Они сражались за Родину» по роману Шолохова вышел в 1975 году. Следующим фильмом стало воплощение давней мечты – экранизировать одно из любимых литературных произведений. Картина «Степь» по мотивам повести Чехова вышла в 1978 году.
В 1982 и 1983 годах появилась еще одна экранизация режиссера Бондарчука – политическая дилогия «Красные колокола» по книгам Джона Рида, посвященным мексиканской и российской революциям начала двадцатого столетия. Этот фильм стал лауреатом международного фестиваля в Карловых Варах и Государственной премии СССР, но советские зрители отнеслись к нему с полным равнодушием.
Последней законченной работой Сергея Бондарчука оказалась экранизация пушкинской трагедии «Борис Годунов», где сам режиссер сыграл главную роль. Фильм вышел на экраны накануне перестройки – в 1985 году. На этот момент Сергей Федорович был секретарем Союза кинематографистов СССР и представителем советского официального кино. Из-за политических перемен в стране его сместили с поста, и новых дел для режиссера не находилось несколько лет.
В начале девяностых Бондарчук задумал очередную эпопею и заключил с итальянцами контракт на совместную постановку фильма по роману Шолохова «Тихий Дон». В конце лета 1992 года весь материал был отснят, и Сергей Федорович уехал в Италию для монтажа и озвучивания фильма. Но через полгода начался конфликт из-за перерасхода средств, и свою версию «Тихого Дона» Бондарчук так и не увидел.
Он скончался 20 октября 1994 года, в Москве. Причиной смерти режиссера был инфаркт. Сергея Бондарчука похоронили на Новодевичьем кладбище.
В 2005 году российский Первый канал выкупил рабочие материалы «Тихого Дона». Восстановил и смонтировал фильм в формате телесериала Федор Бондарчук, сын режиссера, и в ноябре 2006 года премьера последней эпопеи Сергея Бондарчука все-таки состоялась.