Сергей Кристи родился 10 июля 1921 года, умер 19 января 1986 года в Москве.
Его отец Михаил Петрович Кристи был директором Третьяковской галереи. Мать, Надежда Самойловна Кристи, литератор (с ней активно переписывался Ю.Мартов), рано умерла, и отец снова женился. По ощущению Сергея, мачеха недолюбливала пасынка. Когда он опаздывал к обеду, мачеха наказывала его — лишала обеда.
Сергей Кристи учился в школе № 43 в Чистом переулке, в Москве. В школе делал стенгазету. А также занимался в Доме ученых в литературной студии, которой руководила Аруся Георгиевна Гукасова.
Одну из первых песен, «Жил был великий писатель, Лев Николаич Толстой», он написал в старшем классе школы, когда изучали произведения Льва Толстого. Песни он писал вместе с друзьями, Алексеем Петровичем Охрименко и Владимиром Шрейбергом. По его собственному рассказу, он написал песню о Льве Толстом, чтобы легче излагать историю жизни писателя в школьном сочинении и при устном ответе на уроках литературы. Песня получила самое широкое распространение в разных вариантах и перепевах, начиная с военных лет.
Те же авторы — у исходного варианта песни «Отелло, мавр венецианский». В конце сороковых - середине пятидесятых годов чаще всего песню пели инвалиды, собиравшие подаяния на жизнь в электричках. В студенческий фольклор песня перекочевала в те же самые годы - в романе Юрия Трифонова "Дом на Набережной", действие которого происходит не позже 1951 года, студенческая компания поёт и эту песню.
Во время войны 1941—1945 года он, в соавторстве с друзьями, написал песню, «В Москве был домик пятиэтажный», о немецких бомбежках Москвы. Эта лаконичная песня в шести строках выражала ощущения москвичей, дома которых попадали под бомбежки. Песня быстро распространилась, и ее пели нищие в поездах.
Война также нашла отражение в песне «Я был батальонный разведчик». Известный литературовед Лев Аннинский посвятил этой песне статью, в которой называет ее "вечной" (см. ниже).
О голодном довоенном и военном времени нищие пели в поездах его ироническую песню «Бродяга бедный и голодный». Герой песни заходит в трактир, где ему «с презреньем» подают «кусок телятины холодной». И вот, несчастный бродяга весь кусок съедает, да еще ему приходится запивать еду «кофе чёрным», и что еще мрачнее, от чего еще сильнее отчаяние, что приходится кофе пить вприкуску с «горбушкой с черною икрой». На самом деле об этих деликатесах постоянно мечтал сам автор Сергей Кристи, он всегда был голоден.
В песне «Ходит ГамлЕт с пистолетом, хочет кавой-то убить» звучит припев, иронизирующий над официальной пропагандой о страданиях рабочего класса при капитализме: «Потому что датская сторонка для народа хуже, чем тюрьма».
Критик Б.Сарнов пишет, что Кристи, Охрименко и Шрейберг "сами того не подозревая, стали основоположниками целого направления русской поэзии XX века". Жанр этот Сарнов называет "поездным" и "вагонным".
По мнению Евгения Лесина (см. ссылку ниже), три соавтора создали самые известные песни XX века "Жил-был великий писатель" и "Я был батальонный разведчик".
Песня про Франсуа VI де Ларошфуко написана на мотив русской народной песни «Из-за острова на стрежень» и начинается со строк этой песни «Волга, Волга, мать родная, / Волга, русская река», а дальше уже соавторы присочинили: «Ты течешь, забот не зная, а уж нет Ларошфука». В песне есть строчка: «Сексуальные движенья совершал свободно он», написанная лично Сергеем Кристи. В XXI веке эта строчка звучит иначе, чем тогда, когда была написана. Здесь слово «свободно» - подтекст, ирония над теми политическими свободами, которыми пользовались граждане СССР в сороковых и пятидесятых годах.
Сергей Кристи не заканчивал никакого высшего учебного заведения, но занимался в театральном училище при Центральном театре Красной Армии.
Во время войны 1941-1945 года Сергей Кристи служил на флоте. Его первой женой была Вера Кристи, от которой родился сын, Михаил Кристи. Сергей тяжело переживал разрыв с женой. Позднее Михаил в свою очередь женился, и таким образом у Сергея Кристи появились внук и внучка. Они живут в Краснодарском крае, в станице Ленинградская.
После войны Сергей Кристи, не имея высшего образования, не мог найти работу в Москве, и в 1953 году поехал работать в город Воскресенск, Московской области, в местную газету «Коммунист» (переименована, "Наше слово" с августа 1991 года): Он много лет проработал там в должности ответственного секретаря. Свои статьи о соратниках Мусы Джалиля он иногда подписывал театральным псевдонимом "П. Лучино". Позднее, в 1970 году, за эти публикации он получил премию Союза журналистов СССР. В Воскресенске он познакомился с агрономом Анной Маркеловной Зайцевой и женился на ней. Они жили в поселке Белозерский, Воскресенского района, по адресу ул. Молодежная 1, на верхнем этаже многоквартирного дома без лифта в квартире с двумя смежными комнатами.
Сергей Кристи никогда не состоял в КПСС.
У Сергея была хорошая библиотека, по тем временам очень приличный проигрыватель с колонками и коллекция музыкальных пластинок. С женой они несколько раз ездили отдыхать в Болгарию на Золотые пески.
Сергей любил кофе и обычно курил болгарские сигареты с фильтром.
У Сергея также было хобби. Он великолепно готовил дичь и мясные блюда. Приготовленным блюдам он присваивал изысканные названия, которые выдумывал сам.
В числе его друзей были сценарист Владлен Бахнов, жена Бахнова - автор книги воспоминаний "Мое пристрастие к Диккенсу" - Нелли Морозова, поэт-переводчик Наум Гребнев, полиглот, бард и переводчик Владимир Вишняк, его жена Нина, занимавшаяся "укладкой" в кинодубляже, инженер Михаил Гинзбург и его жена, преподаватель сопромата Руфина, режиссер документального кино и автор известных книг мемуаров "Лоскутное одеяло", "Прикосновение к идолам" Василий Катанян и его жена Инна Генс-Катанян, специалист по японскому кино.
Человек он был добрый, душевный, и друзья его очень любили.
Сергей Кристи умер от инфаркта 19 января 1986 года, в больнице, в Москве, после того как в морозный день поехал на похороны друга.