Популярные
На фото Сергей Васильевич Рахманинов

Сергей Васильевич Рахманинов

русский композитор, пианист и дирижёр
Дата рождения:
1873-04-01
Дата смерти:
1943-03-28
Биография

Биография

Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в дворянской семье. Долгое время местом рождения считалось имение его родителей Онег, недалеко от Новгорода; исследования последних лет называют усадьбу Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии (Россия).

Отец композитора, Василий Аркадьевич (1841?1916), происходил из дворян Тамбовской губернии. История рода Рахманинова уходит корнями к внуку молдавского царя Стефана Великого Василию, прозванного Рахманиным. Мать, Любовь Петровна (урождённая Бутакова) ? дочь директора Аракчеевского кадетского корпуса генерала П. И. Бутакова. Дед композитора по отцовской линии, Аркадий Александрович, был музыкантом, учился игре на фортепиано у Джона Филда и выступал с концертами в Тамбове, Москве и Петербурге. Сохранились романсы и фортепианные пьесы его сочинения, в том числе «Прощальный галоп 1869-му году» для фортепиано в четыре руки. Василий Рахманинов тоже был музыкально одарённым, но музицировал исключительно любительски.

Интерес С. В. Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки А. Д. Орнатская. При её поддержке осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В. В. Демянского. Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевести в Москву, и осенью 1885 года он был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н. С. Звереву.

Несколько лет провел Рахманинов в известном московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанником которого был также Александр Николаевич Скрябин и многие другие выдающиеся русские музыканты (Александр Ильич Зилоти, Константин Николаевич Игумнов, Арсений Николаевич Корещенко, Матвей Леонтьевич Пресман и др). Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта.

В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в классе двоюродного брата А. И. Зилоти, а спустя год под руководством С. И. Танеева и А. С. Аренского начал заниматься композицией.

В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист (у А. И. Зилоти) и как композитор с большой золотой медалью. К тому времени появилась его первая опера — «Алеко» (дипломная работа) по произведению А. С. Пушкина «Цыганы», первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе прелюдия до-диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова.

В возрасте 20 лет, из-за нехватки денег, он стал преподавателем в московском Мариинском женском училище, в 24 года — дирижёром Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова, где работал в течение одного сезона, однако успел сделать значительный вклад в развитие русской оперы.

Рахманинов рано приобрёл известность как композитор, пианист и дирижёр. Однако его успешная карьера была прервана 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии (дирижёр — А. К. Глазунов), которая окончилась полным провалом как из-за некачественного исполнения, так и — главным образом — из-за новаторской сущности музыки. По мнению А. В. Оссовского, определённую роль сыграла неопытность Глазунова как руководителя оркестра во время репетиций. Это событие послужило причиной серьёзной нервной болезни. В течение 1897—1901 годов Рахманинов не мог сочинять, и лишь помощь опытного психиатра, доктора Николая Даля, помогла ему выйти из кризиса.

В 1901 году закончил свой Второй фортепианный концерт, создание которого ознаменовало выход Рахманинова из кризиса и одновременно — вступление в следующий, зрелый период творчества. Вскоре он принял приглашение занять место дирижёра в московском Большом театре. После двух сезонов отправился в путешествие по Италии (1906 г.), затем на три года поселился в Дрездене, чтобы полностью посвятить себя композиции. В 1909 году Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая, как пианист и дирижёр. Также, в 1909 году был написан Третий фортепианный концерт. В 1911 году С. В. Рахманинов, находясь в Киеве, по просьбе своего друга и коллеги А. В. Оссовского прослушал молодую певицу Ксению Держинскую, вполне оценив её талант; он сыграл большую роль в становлении оперной карьеры знаменитой певицы.

Вскоре после революции 1917 года Рахманинов воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной и дочерьми покинул Россию. В середине января 1918 года Рахманинов отправился через Мальмё в Копенгаген. 15 февраля он впервые выступил в Копенгагене, где сыграл свой Второй концерт с дирижёром Хёэбергом. До конца сезона он выступил в одиннадцати симфонических и камерных концертах, что дало ему возможность расплатиться с долгами.

1 ноября 1918 года вместе с семьёй отплыл из Норвегии в Нью-Йорк. Вплоть до 1926 года не писал значительных произведений; творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Лишь в 1926—1927 гг. появляются новые произведения: Четвёртый концерт и Три русские песни. В течение жизни за рубежом (1918—1943 гг.) Рахманинов создал всего 6 произведений, которые принадлежат к вершинам русской и мировой музыки.

Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром. В 1941 году закончил своё последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, — Симфонические танцы. В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».

Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью (меланома). Однако несмотря на это, он продолжал концертную деятельность, прекращённую лишь незадолго до смерти. По некоторым данным, Рахманинов ходил в советское посольство, хотел поехать на родину незадолго до смерти.

Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз, штат Калифорния США, похоронен на кладбище Kensico Cemetery.

Творческая характеристика

Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы московской (П.Чайковский) и Петербургской школ в единый и цельный русский стиль. Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение. Рахманинов в этом отношении являлся как продолжателем традиции опер Мусоргского, Римского-Корсакова, симфоний Чайковского, так и связующим звеном в непрерывной цепи национальной традиции (эта тема была продолжена в творчестве С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Шнитке и др.). Особая роль Рахманинова в развитии национальной традиции объясняется историческим положением творчества Рахманинова — современника русской революции: именно революция, отражённая в русском искусстве как «катастрофа», «конец света», всегда была смысловой доминантой темы «Россия и её судьба» (см. Н. Бердяев, «Истоки и смысл русского коммунизма»).

Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято называть «серебряным веком». Основным творческим методом искусства этого периода был символизм, черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова. Произведения Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью мотивов-символов, главным из которых является мотив средневекового хорала Dies Irae. Этот мотив символизирует у Рахманинова предчувствие катастрофы, «конца света», «возмездия».

В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910, Всенощная, 1916), но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.

Эволюция творческого стиля

Творчество Рахманинова принято условно делить на три или четыре периода: ранний (1889—1897), зрелый (его иногда делят на два периода: 1900—1909 и 1910—1917) и поздний (1918—1941).

Стиль Рахманинова, выросший из позднего романтизма, впоследствии претерпел значительную эволюцию. Подобно своим современникам А. Скрябину и И. Стравинскому Рахманинов по крайней мере дважды (ок. 1900 и ок. 1926) кардинально обновлял стиль своей музыки. Зрелый и особенно поздний стиль Рахманинова выходит далеко за пределы постромантической традиции («преодоление» которой началось ещё в ранний период) и в то же время не принадлежит ни одному из стилистических течений музыкального авангарда XX в. Творчество Рахманинова, таким образом, стоит особняком в эволюции мировой музыки XX века: впитав многие достижения импрессионизма и авангарда, стиль Рахманинова остался неповторимо индивидуальным и своеобразным, не имеющим аналогов в мировом искусстве (исключая подражателей и эпигонов). В современном музыковедении часто используется параллель с Л. ван Бетховеном: так же, как и Рахманинов, Бетховен вышел в своём творчестве далеко за пределы воспитавшего его стиля (в данном случае — венского классицизма), не примкнув при этом к романтикам и оставшись чуждым романтическому миросозерцанию.

Первый — ранний период — начинался под знаком позднего романтизма, усвоенного главным образом через стиль Чайковского (Первый Концерт, ранние пьесы). Однако уже в Трио ре-минор (1893), написанном в год смерти Чайковского и посвящённом его памяти, Рахманинов даёт пример смелого творческого синтеза традиций романтизма (Чайковский), «кучкистов», древнерусской церковной традиции и современной бытовой и цыганской музыки. Это произведение — один из первых в мировой музыке примеров полистилистики — словно символически возвещает преемственность традиции от Чайковского — Рахманинову и вступление русской музыки в новый этап развития. В Первой Симфонии принципы стилистического синтеза были развиты ещё более смело, что и послужило одной из причин её провала на премьере.

Период зрелости отмечен формированием индивидуального, зрелого стиля, основанного на интонационном багаже знаменного распева, русской песенности и стиля позднего европейского романтизма. Эти черты ярко выражены в знаменитых Втором Концерте и Второй Симфонии, в фортепианных прелюдиях ор. 23. Однако начиная с симфонической поэмы «Остров мёртвых» стиль Рахманинова усложняется, что вызвано, с одной стороны, обращением к тематике символизма и модерна, а с другой — претворением достижений современной музыки: импрессионизма, неоклассицизма, новых оркестровых, фактурных, гармонических приёмов. Центральное произведение этого периода — грандиозная поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра, на слова Эдгара По в переводе К. Бальмонта (1913). Ярко новаторское, насыщенное небывало новыми хоровыми и оркестровыми приёмами, это произведение оказало огромное влияние на хоровую и симфоническую музыку XX века. Тематика этого произведения характерна для искусства символизма, для данного этапа русского искусства и творчества Рахманинова: в нём символически воплощены различные периоды человеческой жизни, подводящей к неизбежной смерти; апокалипсическая символика Колоколов, несущая идею Конца Света, предположительно оказала влияние на «музыкальные» страницы романа Т. Манна «Доктор Фаустус».

Поздний — зарубежный период творчества — отмечен исключительным своеобразием. Стиль Рахманинова складывается из цельного сплава самых различных, порой противоположных стилистических элементов: традиций русской музыки — и джаза, древнерусского знаменного распева — и «ресторанной» эстрады 1930-х гг., виртуозного стиля XIX века — и жёсткой токкатности авангарда. В самой разнородности стилистических предпосылок заключён философский смысл — абсурдность, жестокость бытия в современном мире, утрата духовных ценностей. Произведения этого периода отличаются загадочной символикой, смысловой полифонией, глубоким философским подтекстом.

Последнее произведение Рахманинова — Симфонические танцы (1941), ярко воплощающее все эти особенности, многие сравнивают с романом М. Булгакова «Мастер и Маргарита», законченным в это же время.

Значение композиторского творчества Рахманинова огромно: Рахманинов синтезировал различные тенденции русского искусства, различные тематические и стилистические направления, и объединил их под одним знаменателем — Русским национальным стилем.

Рахманинов обогатил русскую музыку достижениями искусства XX века и был одним из тех, кто вывел национальную традицию на новый этап. Рахманинов обогатил интонационный фонд русской и мировой музыки интонационным багажом древнерусского знаменного распева.

Рахманинов впервые (наряду со Скрябиным) вывел русскую фортепианную музыку на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира.

Значение исполнительского творчества Рахманинова не менее велико: Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются: 1) глубокая содержательность исполнения; 2) внимание к интонационному богатству музыки; 3) «пение на фортепиано» — имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации.

Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.

Память

  • С 2011 г. в Казани, в мае, на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля проводится ежегодный Международный фестиваль классической музыки имени Сергея Рахманинова.
  • Имя Рахманинова носит Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт и Рахманиновский зал Московской консерватории.
  • Улицы, названные в честь Рахманинова, имеются в Москве, Сочи, Киеве, Алма-ате, Тамбове, Пензе, Новгороде Великом, Ростове-на-Дону, Моршанске, Краснодаре и в нью-йоркском районе Бронкс.

Произведения

В скобках — дата окончания произведения.

  • ор. 1 — Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (1890)
  • ор. 2 — Две пьесы для виолончели и фортепиано (1890)
  • ор. 3 — Пьесы-фантазии для фортепиано (1892)
  • op. 4 — Романсы (1892)
  • ор. 5 — Сюита № 1 для двух фортепиано (1893)
  • ор. 6 — Две пьесы для скрипки и фортепиано (1893)
  • ор. 7 — Симфоническая фантазия «Утёс» (1893)
  • ор. 8 — Романсы (1894)
  • ор. 9 — Элегическое трио № 2 для скрипки, виолончели и фортепиано (1893)
  • ор. 10 — Салонные пьесы для фортепиано (1894)
  • ор. 11 — Шесть пьес для фортепиано в четыре руки
  • ор. 12 — Цыганское каприччио (1895)
  • ор. 13 — Симфония № 1 (1895)
  • ор. 14 — Романсы (1897)
  • ор. 15 — Шесть хоров для женских или детских голосов (1897)
  • ор. 16 — Музыкальные моменты для фортепиано (1897)
  • ор. 17 — Сюита № 2 для двух фортепиано (1900)
  • ор. 18 — Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (1900)
  • ор. 19 — Соната для виолончели и фортепиано (1900)
  • ор. 20 — Кантата «Весна» (1901)
  • ор. 21 — Романсы (1902)
  • ор. 22 — Вариации на тему Шопена (1902)
  • ор. 23 — Прелюдии для фортепиано (1903)
  • ор. 24 — Опера «Скупой Рыцарь» (1903)
  • ор. 25 — Опера «Франческа да Римини» (1904)
  • ор. 26 — Романсы (1907)
  • ор. 27 — Симфония № 2 (1907)
  • ор. 28 — Соната № 1 для фортепиано (1907)
  • ор. 29 — Симфоническая поэма «Остров Мёртвых» (1908)
  • ор. 30 — Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (1909)
  • ор. 31 — Литургия св. Иоанна Златоуста (1911)
  • ор. 32 — Прелюдии для фортепиано (1910)
  • ор. 33 — Этюды-картины для фортепиано (1911)
  • ор. 34 — Романсы (1911)
  • ор. 35 — Поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра (1913)
  • ор. 36 — Соната № 2 для фортепиано (1913)
  • ор. 37 — Всенощное бдение (1915)
  • ор. 38 — Шесть стихотворений для голоса и фортепиано (1916)
  • ор. 39 — Этюды-картины (1917)
  • ор. 40 — Концерт для фортепиано с оркестром № 4 (1927)
  • ор. 41 — Три русские песни для хора и оркестра (1928)
  • ор. 42 — Вариации на тему Корелли для фортепиано (1929)
  • ор. 43 — Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром (1935)
  • ор. 44 — Симфония № 3 (1937)
  • ор. 45 — Симфонические танцы (1941)

Произведения без опуса:

  • Элегическое трио № 1 для скрипки, виолончели и фортепиано (1891)
  • Симфоническая поэма «Князь Ростислав» (на сюжет баллады А. К. Толстого) (1891)
  • Опера«Алеко» (1892)
  • 2 струнных квартета (1889, 1896)
  • Хор «Пантелей-целитель» (1899)
  • Фортепианные пьесы и транскрипции, среди которых:
    • Бизе-Рахманинов, Менуэт из «Арлезианки»
    • Крейслер-Рахманинов, «Муки любви»
    • Крейслер-Рахманинов, «Радость любви»
    • Шуберт-Рахманинов, «Куда»
    • Римский-Корсаков-Рахманинов, «Полёт шмеля»
    • Гимн Америки

Записи сочинений Рахманинова

Среди дирижёров, осуществивших записи полного комплекта симфоний Рахманинова, — Владимир Ашкенази, Лорин Маазель, Юджин Орманди, Михаил Плетнёв, Андре Превин, Евгений Светланов, Марис Янсонс.

Фильмография

  1. 1976 — «Старший сын» (Виталий Мельников)
  2. 1979 — «Поэма о крыльях» (Даниил Храбровицкий)
  3. 1985 — «Подсудимый» (Иосиф Хейфиц)
  4. 1989 — «Несрочная весна»
  5. 2007 — «Ветка сирени» (Павел Лунгин)

Интересные факты

  • Прелюдия до-диез минор opus 3, № 2 была переиграна в качестве кавер-версии клавишником французской симфо-блэк метал группы Anorexia Nervosa в их альбоме 2001 года New Obscurantis Order.
  • Автором скульптурного портрета композитора, установленного в Рахманиновском зале Московской консерватории, является Дудник В. И.
  • 14 июня 2009 года в Великом Новгороде был открыт памятник Сергею Рахманинову работы скульптора Рукавишникова.

Рахманиновские общества

  • Санкт-Петербургское Рахманиновское общество
  • Лондонское международное Рахманиновское общество
  • Международное Рахманиновское общество г.Майами, Сан-Хосе

Библиография

  • Алексеев А. Д. Сергей Рахманинов. Жизнь и творческая деятельность — М.: Музгиз, 1954.
  • Асафьев Б. В. С. В. Рахманинов, [М.], 1945.
  • Воспоминания о Рахманинове / Сост. 3. Апетян. — Т. 1, 2. — 5-е изд., М.: Музыка, 1988.
  • Давтян Л. Чеховский камертон в судьбе Рахманинова. - Иные берега. - 2008. - №3(11).
  • С. В. Рахманинов. Сб. статей и материалов, М. — Л., 1947.
  • С. В. Рахманинов и русская опера. Сб. статей, М., 1947.
  • Понизовкин Ю. Рахманинов — пианист, интерпретатор собственных произведений, М., 1965.
  • Брянцева В. Н. Сергей Рахманинов. — М.: Советская Россия, 1962.
  • Брянцева В. Н. Фортепианные пьесы Рахманинова, М., 1966.
  • Брянцева В. Н. Детство и юность Сергея Рахманинова, 2 изд., М., 1972.
  • С. В. Рахманинов в Ивановке. Сб. материалов и документов, Воронеж, 1971.
  • А. В. Оссовский. С. В. Рахманинов. в кн: Оссовский А. В. Избранные статьи и воспоминания. — Л.: Сов. композитор, 1961.
  • Келдыш Ю. Рахманинов и его время, М., 1973.
  • Памяти С. В. Рахманинова. [Сб. воспоминаний], Нью-Йорк, 1946.
  • Сергей Рахманинов. Альбом. / Сост. Е. Н. Рудакова, текст А. И. Кандинского. — М.: Музыка, 1988. ISBN 5-7140-0091-9
  • Соловцов А. А. Сергей Рахманинов. — М.: Музыка, 1969.
  • Сергей Рахманинов: История и современность: Сб. статей. — Ростов-на-Дону, 2005. — ISBN 5-7509-1216-7.
  • С. Рахманінов: на зламі століть. Вип. 3. / Под ред. Л. А. Трубнікової. — Харків, 2006.
  • Rachmaninoff’s recollections told by Oscar von Riesemann, L. — N. Y., 1934;
  • Bertensson S. and Leyda J., Sergei Rachmaninoff. A lifetime in music, N. Y., 1956.
  • Д’Антони Клаудио А. Рахманинов — Личное и поэтическое 2003 Рим, Барди Из., с. 400, ISBN 88-88620-06-0; ISBN 978-88-88620-06-0

(D’Antoni Claudio A. Rachmaninov — Personalit? e poetica, 2003 Roma, Bardi Editore, pp. 400, ISBN 88-88620-06-0; ISBN 978-88-88620-06-0)

  • Д’Антони Клаудио А. Динамические представитель «звук-слова»- «Сжатая драматургия» романсов С. Рахманинова, С. 480, 2009 Рим, www.ilmiolibro.it

(D’Antoni Claudio A. Dinamica rappresentativa del ’suono-parola’- La ’drammaturgia compressa’ delle Romanze di Rachmaninov pp. 480,, 2009 Roma www.ilmiolibro.it)

Поделиться: