Популярные
На фото Шишкин Иван Иванович

Шишкин Иван Иванович

русский живописец, выдающийся художник-пейзажист
Дата рождения:
1832-01-13
Дата смерти:
1898-03-20
Биография

25 января 1832 года в небольшом городке на Каме, Елабуге, родился Иван Иванович Шишкин. Отца его, Ивана Васильевича, именовали «елабужским Кулибиным» и особенно уважали за то, что он великолепно исполнял резьбу по камню и дереву. И все же основным занятием Шишкиных была торговля. Тем не менее, своему сыну Иван Васильевич привил интерес к чтению, природе и старинным обычаям. В мальчике очень рано проснулся и талант рисовальщика, который всячески поддерживался отцом.

Начальное образование Иван получил в уездном училище, а также занимаясь с частными преподавателями. В возрасте двенадцати лет он вместе с отцом отправился в Казань и поступил в гимназию. В гимназии Иван встретил нескольких мальчиков, с которыми можно было не только развлекаться обычными мальчишескими затеями, но даже рисовать и обмениваться мнениями об искусстве. Но сама атмосфера, царящая в гимназии тех лет, и узкая формалистика этого учебного заведения совершенно не вязались с наклонностями и стремлениями юного Шишкина. Возможно, поэтому, вернувшись в Елабугу на летние вакации в 1848 году, он заявил своим родным, что более в гимназию не возвратится, так как не желает становиться чиновником по профессии и по духу. Отец настаивать на продолжении учебы не стал, и юноша остался в родительском доме, где четыре года предавался исканиям собственного жизненного пути.

Лишь в двадцать лет Иван Шишкин отправился в Москву, решив поступить в Училище ваяния и живописи. Этой поездке предшествовало много слез и уговоров патриархально настроенных родственников, и только отец безусловно поддержал своего сына в желании стать художником. В конце лета 1852 года Иван Шишкин был вписан в число студентов и стал учиться на курсе академика и художника Аполлона Мокрицкого. Именно училище дало Шишкину профессиональную подготовку и возможность определиться в направлении своего творчества. Здесь же Шишкин познакомился и сблизился с будущими великими художниками – Перовым, Маковским, Прянишниковым. Окончив художественное училище, он стал студентом столичной Академии художеств, где занимался под руководством С. М. Воробьева. Работы студенческого периода Шишкина отмечены серебряными и золотыми медалями.

Стремление Шишкина к возможно более точной передаче природы на своих полотнах подвигли его много работать на натуре. Сезоны 1858 и 1859 годов он провел под Сестрорецком, работал на берегах Ладожского озера и на острове Валаам. Пейзаж Шишкина «Вид на острове Валааме» в 1860 году удостоился высшей награды – он получил Первую золотую медаль и, автоматически, право на поездку за рубеж за счет Академии. Но воспользоваться этим правом Иван Шишкин не спешил – в начале весны 1861 года, уже закончив обучение, он уехал в Елабугу и много работал на природе, считая, что только от этого для пейзажиста может быть серьезная польза. В это же время Шишкин сформировал свое творческое кредо – изображать природу в ее прихотливых формах с высокой точностью.

Только весной 1862 года Иван Шишкин вместе с художником В. И. Якоби поехал в Германию. За три года он лишь изредка выезжал во Францию и Швейцарию. Около полугода художник занимался в Цюрихской мастерской Коллера, но все остальное время посвятил самостоятельной работе. Летом 1865 года Шишкин возвратился в Россию и до осени жил в Елабуге. Уже в сентябре того же года за свою работу «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» Иван Шишкин получил звание академика, а с октября стал жителем Петербурга. Здесь было создано в 1867 году полотно «Рубка леса» – картина, которую считают своеобразным итогом раннего творческого периода Шишкина.

Летний сезон 1868 года Шишкин, как и обычно, провел на родине, в Елабуге, но на этот раз главной причиной его поездки было получение благословения от отца на брак с Евгенией Александровной, сестрой своего друга и художника Васильева. Этот союз стал исключительно удачным, так как Евгения Александровна фактически посвятила себя заботам о муже. Заработки Шишкина уже давали возможность обеспечить семье пусть скромные, но вполне комфортные условия существования. Дом Шишкиных постоянно был полон друзей, а сам Иван Иванович считался душой общества и очень гостеприимным хозяином. У супругов родилась в 1869 году дочь Лида и двое сыновей – Владимир (1871) и Константин (1873), но оба мальчика умерли в двухлетнем возрасте.

Началом следующего этапа в творчестве Шишкина большинство исследователей называют картину «Полдень. В окрестностях Москвы», написанную художником в 1869 году. В этом полотне Шишкин использовал мотив дороги и мастерски построил композицию, в которой встречное движение как бы идущих к зрителю крестьян создает ощущение глубокого пространства на равнине, озаренной солнцем. Членом-учредителем передвижников («Товарищество передвижных художественных выставок») Шишкин стал в 1870 году, и на первой из выставок присутствовали картины художника «Березовый лес», «Сосновый лес» и «Вечер». Два года спустя по своим этюдам Иван Иванович в мастерской своего друга Крамского написал «Сосновый бор». Эта картина была оценена Крамским как замечательнейшее произведение русской пейзажной школы.

Картина «Лесная глушь», созданная в том же 1872 году, принесла Шишкину звание «профессор пейзажной живописи». Работы Шишкина вообще встречали весьма положительные отклики – как у публики, так и у искусствоведов. А. В. Прахов отмечал, что лишь Шишкину удалось передать дух девственной русской природы, и при этом совершенно неважно было, что писал художник – лес или чистое поле.

Весной 1874 года умерла жена Шишкина – и начался один из самых тяжелых периодов в жизни художника. Он пристрастился к алкоголю и пил уже не в компании, а один. При этом теща, поселившаяся у него, даже поддерживала Шишкина в тяге к спиртному, видимо, желая облегчить горе зятя. Даже Крамской, имевший особое влияние на Шишкина, в этот период практически потерял с ним связь. Шишкин общался лишь с теми, кто был согласен пить с ним, и от деградации его спасла только слава художника и сильный организм.

В семидесятые годы девятнадцатого века Шишкин исключительно много работал над проблемами изучения и понимания природы. Лучшие произведения художника все больше передают настойчивую и чисто звучащую эпическую ноту. Считается, что наиболее яркое выражение эпической тематики пейзажа Шишкин достиг в своем знаменитом полотне «Рожь», впервые представленном на Шестой выставке передвижников в 1878 году. Отзывы об этой картине были лишь в восхищенных и превосходных тонах. Искусствовед Стасов писал, что картина «Рожь» потрясла его ожиданием, будто ветер вот-вот всколыхнет поле и пробежит волной по колосьям. Также почти все отмечали, что несомненной находкой художника выступает противопоставление крестьянок на дороге, спелых колосьев ржи и громадных сосен.

В 1877 году, зимой, Иван Шишкин познакомился с Ольгой Антоновной Лагодой. Эта женщина была не только молода и красива – она являлась ученицей Ивана Ивановича, художницей-пейзажисткой. Однако лишь через три года Шишкин назвал Ольгу Антоновну своей женой. Художник буквально ожил. Вновь по воскресеньям в его доме собирались друзья, дурачились, разгадывали шарады и от души веселились. Спорилась и работа Шишкина. Однако счастье его было недолгим – родив дочь Ксению, Ольга Антоновна умерла. Шишкин целиком погрузился в работу.

Восьмидесятые годы стали периодом расцвета таланта Ивана Шишкина. В этот период появились столь характерные его картины, как «Дубовая роща», «Лесные дали» и «Среди долины ровныя». В этих картинах буквально звучит песня, и каждый штрих, каждый оттенок передает отношение Шишкина к русской природе. Именно необычайная требовательность художника к себе порождала убедительность созданных им образов природы, простоту и доходчивость сюжета. Сам Шишкин считал, что величайшее значение для художника имеет практика. Только она дает возможность разобраться в материале, который предоставляет сама природа, а потому изучать и любить природу необходимо любому художнику – но особенно это важно для пейзажиста.

Самое известное и популярное пейзажное произведение русской живописи принадлежит кисти Шишкина – «Утро в сосновом лесу». Замысел самой картины Шишкину буквально подсказал его приятель, художник-передвижник К. А. Савицкий, написавший на одной из своих картин медведей. И «Утро в сосновом лесу», созданное Шишкиным в 1889 году, как бы приводит зрителя в глубину лесной чащи, где медведица наблюдает за своими резвящимися медвежатами, облюбовавшими для игр вырванную с корнем бурей могучую сосну.

Последние десять лет жизни Шишкин работал много и плодотворно. Особых успехов он добился в области колорита и передачи световоздушной среды. Практически на любой выставке передвижников было представлено несколько работ Ивана Шишкина, неизменно вызывавших интерес и восторги публики. В этот период художник был способен создать несколько полотен буквально без перерыва – таким образом появились картины «Дождь в дубовом лесу», «В лесу графини Мордвиновой. Петергоф», «На севере диком…». Перечисленные работы, столь несхожие по сюжетам и исполнению, были написаны Шишкиным за считанные месяцы 1891 года. В конце этого же года Репин и Шишкин организовали выставку своих работ в Академии художеств. В основном, экспонатами этой выставки оказались недавние этюды Шишкина, выполненные так тщательно, что в газетах отметили редкость подобного события в культурной жизни России. Свое последнее полотно «Корабельная роща» Шишкин написал зимой 1898 года. Эта картина с соснами-гигантами, буквально подпирающими собой небо, стала своеобразным итогом многолетней и плодотворной творческой жизни Ивана Шишкина – великого русского пейзажиста.

Умер художник во время работы над следующей картиной, 20 марта 1898 года. Прах Ивана Ивановича Шишкина покоится на Тихвинском кладбище Санкт-Петербурга, на территории Некрополя мастеров искусств.

В 1991 году на родине великого русского живописца и певца родной природы был установлен памятник. Здесь же, в Елабуге, открыт мемориальный музей Шишкина – в доме его родителей, на берегу Тоймы.

Поделиться: