Шри Ауробиндо Гхош (англ. Sri Aurobindo Ghose, произносится, а также часто пишется, как Ghosh), (1872—1950) — индийский философ, поэт, революционер и организатор национально-освободительного движения Индии, йогин, гуру и основоположник Интегральной йоги.
Шри Ауробиндо родился в Калькутте 15 августа 1872. С рождения получил английское имя Акройд и вместе с двумя своими братьями воспитывался в духе английской культуры. В пять лет начал посещать ирландскую монастырскую школу в Дарджилинге (Darjeeling). Двумя годами позже (в 1879) был отправлен в Англию, где к двадцати годам завершил свое образование в Королевском колледже Кембриджа. Получив западное образование и вернувшись в Индию (в 1893), Шри Ауробиндо посвящает себя самостоятельному изучению санскрита, современных индийских языков, философских систем и древних священных книг Индии — Упанишад, Бхагавад Гиты, Рамаяны, Вед.
В течение последующих 13 лет Шри Ауробиндо занимает различные посты в администрации города Бароды (Baroda) (сейчас Вадодара), преподает английскую и французскую литературу в местном университете, а в 1906 году переезжает в Калькутту (Calcutta), где становится ректором Национального колледжа. С первых дней пребывания в Индии Шри Ауробиндо непрестанно следит за политической ситуацией в стране. После вспышки волнения против разделения Бенгалии в 1905 году Шри Ауробиндо открыто присоединяется к национально-освободительному движению. В течение восьми лет (1902—1910) активно участвует в политической жизни страны, что дважды приводит его к арестам с последующим оправданием.
Во время второго ареста и пребывания в Алипорской тюрьме (1908—1909) Шри Ауробиндо испытывает духовное Озарение, которое положило начало новому этапу его жизни. В 1910 году Шри Ауробиндо уходит из активной политической и общественной жизни и сосредотачивает свои силы на духовной работе. Этой «работой» было исследование планов сознания, лежащих за пределами обычного человеческого разума, и подготовка сознательного эволюционного изменения природы человека. Он переселяется в Пондишерри, французскую колонию на юге Индии, чтобы начать интенсивные занятия йогой.
Символ Шри Ауробиндо составлен двумя треугольниками, один из которых обращён вершиной вниз и символизирует Сат-Чит-Ананду (абсолютное бытие, всепроникающее сознание-силу-волю и чистое беспримесное блаженство бытия), другой, обращённый вершиной вверх, Манас-Прана-Аннам (ум, жизнь и материя), которые являются фундаментом для реализации Сат-Чит-Ананды и осознания единства этих начал. Их пересечение — квадрат в центре — является чистой идеей, которая воспринимает Себя в порядке и расположении всеобъемлющего единства во множестве — всё сущее в единстве, и каждый объект в надлежащем месте, времени и обстоятельствах (что объединяет обе идеи — и единство, и множественность). Семь этих начал являются семью реками или водами Пракрити, упоминающихся в Ведах (семеричность Природы). Цветок Лотоса, расположенный в квадрате, — олицетворение Аватара Божественного; вода символизирует многообразие творения.
После ухода из жизни Шри Ауробиндо в 1950 году его работу продолжила его сподвижница Мирра Альфасса (1878—1973), известная также под культовым именем Мать (La M?re (франц.), The Mother (англ.)).
Мирра Альфасса (впоследствии Мирра Ришар, а после образования Ашрама — Мать) родилась в Париже 21 февраля 1878 года. Как и Шри Ауробиндо она обладала мощными супраментальными способностями и задолго до встречи с ним испытала несколько сильных психических переживаний, которые положили начало её индивидуальной трансформации. 29 марта 1914 года она встречается со Шри Ауробиндо и решает приехать в Пондичерри, для того, чтобы посвятить свою жизнь совместной духовной работе. В течение семи лет (1914—1921) Шри Ауробиндо и Мать вместе готовят и выпускают журнал «Арья». В 1922 году Мать берет на себя обязанности по управлению домом Шри Ауробиндо, а 1926 году, когда Шри Ауробиндо ушёл в полное уединение, Мать взяла на себя все заботы, связанные с деятельностью Ашрама.
Шри Ауробиндо писал: «Сознание Матери и мое сознание — это одно и то же». Символично то, что в результате этой встречи Шри Ауробиндо и Матери был достигнут живой синтез между Востоком и Западом, который является одной из целей учения Шри Ауробиндо.
Гупта, Нолини Канта - индийский революционер, филолог, учёный, литературный критик, поэт, философ и мистик. Один из самых выдающихся последователей Шри Ауробиндо.
Сатпрем — французский писатель, путешественник, йогин, известный прежде всего как последователь интегральной йоги Шри Ауробиндо и Матери (Мирра Альфасса), а также как писатель, наиболее полно раскрывший в своих книгах суть работы и учения Шри Ауробиндо и Матери
Шри Чинмой - религиозный и общественный деятель, создатель и руководитель религиозной организации «Церковь Центр Шри Чинмоя»
Решение проблемы дуализма в объяснении Вселенной
Решение проблемы единства и многообразия
Новое понимание Эволюции
Интегральная йога как путь трансформации сознания
Духовный опыт Шри Ауробиндо синтезирован в его многогранной философской системе Интегральной йоги, целью которой является не только освобождение человеческого сознания, но также глубокая трансформация самой природы человека.
Шри Ауробиндо начал свою практику йоги в 1904 году. Собрав основные элементы духовного опыта, полученные разными путями, которым до настоящего времени следуют в Индии, он продолжил поиск более интегрального пути, объединяющего и гармонизирующего два полюса существования — Дух и Материю. Большинство традиционных систем йоги предлагают путь реализации Духовного существования через уход от материальной физической жизни; восхождение Шри Ауробиндо к Духу имеет целью трансформацию самой человеческой природы через привнесение света и сознания в Материю. Согласно Интегральной йоге, настоящее существование человека в материальном мире является жизнью в невежестве и бессознательности, но даже в её темноте и незнании существует присутствие Божественного. Созданный материальный мир — это не ошибка, которую нужно отвергнуть душой, устремленной к небесам или Нирване, но важнейший эволюционный уровень, делающий возможным последующее развитие духа. Духовная работа в материальном мире является тем ключом, с помощью которого должно быть открыто растущее Божественное Сознание в Материи.
Общепринято воспринимать человеческий ум как самый высокий уровень, достигнутый на современном эволюционном этапе развития природы. Согласно Интегральной йоге, ум — это не конечная точка развития сознания. Существуют планы сознания выше и ниже человеческого уровня — это супраментальный и субментальный планы. Однако человеческий ум не имеет с ними контакта и не может охватить всех возможных диапазонов сознания, точно так же как человеческое зрение не может охватить все цветовые оттенки, а человеческий слух — все уровни звука. Последующая эволюция человека заключается именно в том, чтобы стать сознательным существом на всех уровнях и планах существования. Реализация этой эволюции является главной целью Йоги Шри Ауробиндо.
Интегральная йога подчеркивает индивидуальность каждого человеческого сознания и не ограничивает практикующих каким-либо определённым набором правил для реализации йогического опыта, давая лишь основные направления и разъясняя основные трудности пути. Йогическое устремление через работу, медитацию, любовь, преданность и открытость Божественному сознанию, согласно опыту Шри Ауробиндо, является движущей силой для преобразования сознания и трансформации человеческой природы.