Популярные
На фото Софокл (древнегреческий драматург)

Софокл (древнегреческий драматург)

афинский драматург, поэт, трагик
Биография

В 495 году до Рождества Христова в древней Греции, колыбели европейской цивилизации, родился мальчик, ставший вторым из трех величайших драматургов античности, – Софокл. Местом его рождения было предместье Колон, расположенное неподалеку от реки Кефис и Афинского Акрополя и прославившееся множеством мифологических и религиозных памятников. Именно здесь располагалась заповедная роща богинь мести Эриний, стоял храм Посейдона, здесь похоронили царя Эдипа. Неудивительно, что мальчик, выросший в таком месте, позже воспел его в одной из написанных им трагедий.

О Софилле, отце Софокла, высказывают самые разные мнения, но, судя по некоторым источникам, он владел оружейной мастерской и происходил из влиятельного и знатного рода, а потому будущий трагик рос в обеспеченной семье и получил очень хорошее по тем временам образование. Учился Софокл и музыке – его преподавателем в этом искусстве был Лампр, выдающийся композитор и музыкант. Эти занятия впоследствии очень пригодились Софоклу – музыку для метрических частей своих трагедий он сочинял сам.

Как и все эллинские мальчики, Софокл серьезно занимался своим физическим развитием и часто побеждал в атлетических состязаниях. Известно также, что в юности драматург был очень хорош собой. Видимо, по этой причине он возглавил в пятнадцать лет юношеский хор, пением гимнов благодаривший богов за победу в битве с персами при Саламине (480 год до н.э.).

Писать Софокл начал достаточно рано, но свою первую тетралогию поставил на сцене афинского театра только в двадцать семь лет. В состав тетралогии входила трагедия под названием «Триптолем», истоком которой послужил миф о богине Деметре, научившей местных жителей земледелию. Афинский театр служил тогда не только развлечением публики, но и ареной поэтических состязаний. Первая постановка Софокла сделала его обладателем приза этих состязаний – а ведь соперником дебютанта был сам великий Эсхил. Этот триумф стал для молодого трагика далеко не последним – утверждается, что такого количества побед нет на счету ни у одного из античных поэтов. Восемнадцать раз Софокл становился победителем в поэтических состязаниях на празднестве в честь бога Диониса (Великие Дионисии) и шесть раз выигрывал на драматических представлениях во время празднеств, называемых Ленеи. Популярность сочинений Софокла среди его современников была огромной. Практически всю жизнь он писал трагедии для афинского театра, и каждую из них афиняне принимали с неизменным восторгом.

Кстати, Софоклу не нашлось равных и по числу сочинений – его перу принадлежало сто двадцать три драматических произведения. За это время в Греции произошло много серьезных перемен, и все они отражены так или иначе в трагедиях Софокла. Драматург брал сюжеты, в основном, из киклических поэм, но переделывал их согласно своему видению и поставленным задачам. К сожалению, до наших дней дошло лишь семь его трагедий, которые относятся к позднему творческому периоду. В каждой из них поставлены вопросы, насущные не только в древней Элладе, – отношение к религии, воля богов и воля человека, интересы личности и государства, понятия о чести и благородстве.

Именно Софоклу античный театр обязан своим развитием – этот драматург ввел очень серьезные нововведения в сценические постановки. Он увеличил до трех количество актеров и до пятнадцати – состав хора, одновременно сократив хоровые части постановок, а также сильно усовершенствовал театральную бутафорию. Все перемены в театре делались Софоклом для того, чтобы действие стало более динамичным, более живым и потрясало воображение зрителей. В отличие от своего предшественника Эсхила, Софокл интересовался не столько чествованием богов, ради которого изначально писались трагедии, сколько душевным состоянием своих героев. Для его трагедий характерны жизненные диалоги и естественность поведения героев.

Однако Софокл вовсе не жил затворником, занятым лишь своим творчеством, и посвящал театру далеко не все свое время. Он не отказывался от радостей жизни, отличался общительностью и веселым характером и при этом, судя по его трагедиям, оставался благочестивым человеком. По некоторым сведениям, ему принадлежит честь основания святилища Геракла.

Как и большинство жителей Афин пятого века до нашей эры, Софокл был истинным патриотом и активным общественным деятелем. В молодости он примыкал к аристократической партии и дружил с ее вождем Кимоном, а в расцвете лет присоединился к Периклу – одному из основателей афинской демократии, оратору и полководцу, при правлении которого Афины превратились в экономический, политический и культурный центр Эллады.

В 443 году Софокл занял очень ответственный пост главы комиссии казначеев Афинского морского союза и исполнял обязанность распределения податей из союзной казны меж союзными государствами. Это назначение говорит о том, что драматург принадлежал к высшему имущественному классу – пентакосиомедимнам, а кроме того, пользовался несомненным уважением и огромным влиянием среди своих соотечественников.

 Под впечатлением от трагедии Софокла «Антигона» афиняне в 441-м или 440 году избрали автора одним из стратегов, которые командовали карательной экспедицией на Самос. Во время этой экспедиции Софокл не проявил особых военных талантов, но зато познакомился с поэтом Ионом Хиосским, оставившим в своих воспоминаниях описание великого афинского драматурга. По словам поэта, Софокл имел весьма средние способности как стратег и политик, но это было мелочью по сравнению с его творческой гениальностью и невероятным обаянием.

В 431 году началась Пелопонесская война – конфликт между Афинами и Спартой, самый долгий и кровопролитный в истории Эллады. Влияние Перикла сошло на нет, и через два года он умер. Историки считают, что печальный конец Перикла как политического деятеля отразился в трагедии Софокла «Эдип-царь», поставленной после смерти Перикла и чумы в Афинах.

Судя по всему, с течением времени Софокл решил, что демократия себя исчерпала, и вновь примкнул к группировке аристократов – в 411 году он принял участие в афинском перевороте, и его избрали одним из десяти советников (пробулов) в комиссию, которая должна была пересмотреть афинскую конституцию и определить новую схему государственного устройства.

В последние годы своей жизни Софокл стал жрецом второстепенного бога-целителя, связанного с почитанием Асклепия. Ходили легенды, что великий трагик даже поселил бога Асклепия у себя дома (в виде священного змея), когда завершалось строение его афинского храма. Еще одна легенда о старости Софокла повествует о том, что его сын, Иофонт, обиделся на отца за то, что тот предпочел Иофонту своего внука Софокла-младшего, рожденного сыном от второго брака. Иофонт вызвал отца на суд, где объявил Софокла сумасшедшим и потребовал установить над ним опеку. Однако Софокл в ответ зачитал судьям отрывок трагедии «Эдип в Колоне», только что законченной, и судьи настолько восхитились, что обвинение Иофонта было отвергнуто. Но письменного доказательства этому событию нет – об Иофонте, сыне Софокла, достоверно известно лишь то, что он тоже сочинял трагедии для театра.

В 405 году до нашей эры великий драматург античности скончался на девяностом году своей жизни.

Современники считали его баловнем судьбы – Софокл прожил долгую жизнь, был обеспечен, умен, счастлив, написал прекрасные трагедии, и никакие серьезные беды его не коснулись. В знак любви и уважения к знаменитому соотечественнику афиняне построили ему жертвенник и чествовали каждый год, создав культ нового героя, звавшегося Дексионом.

Хранителем важнейшего списка трагедий Софокла является сегодня Лавренцианская библиотека во Флоренции, а основной источник его биографии – безымянное жизнеописание, которое по обычаю помещают в изданиях трагедий. Возможно, истинная биография Софокла существенно отличается от той, что известна нам, – но его творчество, пусть и дошедшее до нас лишь малой частью, до сих пор захватывает воображение и ум, ведь трагедии Софокла уже более двух тысяч лет не сходят со сцен театров всего мира.

Поделиться: