Софья Майкапар училась пению в Германии частным образом. До начала Первой мировой войны, с 1905 по 1914 годы, вместе с мужем Самуилом Майкапаром гастролировала в Германии, Австрии и Франции. В Германии, в частности, их концерты проходили в Берлине, Кёльне, Эрфурте, Франкфурте-на-Майне, Кобленце и других городах. С начала 1911 г. в концертной деятельности супругов Майкапар стал принимать участие профессор Петербургской консерватории скрипач И. Р. Налбандян. В 1912—1913 гг. С. Э. Майкапар была солисткой оперы в Теплице (Австрия).
В Германии творческая дружба Софьи и Самуила Майкапар связывала их с такими известными музыканатами, как: пианисты Осип Габрилович и Игнац Фридман, скрипач Ефрем Цимбалист, известный немецкий композитор Зигфрид Карг-Элерт. Особенно дружеские отношения у них были с композитором А. Т. Гречаниновым. Программы концертов в Германии свидетельствуют о том, что Софья Майкапар была одной из первых исполнительниц ряда вокальных сочинений Гречанинова.
Среди друзей Майкапаров был и пилот Кайдель, который предложил Софье Майкапар испробывать в действии его аэроплан конструкции Фармана. Это был биплан, имевший в длину 12 метров, снабженный совсем небольшим мотором. Полёт состоялся 30 июля 1910 года на аэродроме Еханисталь в Берлине. Перед собственным вылетом певице пришлось наблюдать неудачное приземление другого аэроплана, но это ее не остановило. Софья Майкапар стала первой женщиной в России, совершившей полёт на самолёте в качестве пассажира. В начале XX века это явилось сенсацией.
После возвращения с гастролей в Россию, Софья Майкапар занялась педагогической деятельностью. Живя в Москве, она давала уроки вокала в музыкальной школе им. С. И. Танеева. С 1938 по 1948 гг. работала в ГИТИС, ведя одновременно вокальные занятия в Театре им. Е. Вахтангова.