Константин Сергеевич Станиславский (Алексеев) родился в Москве, в семье промышленников, принадлежавших к высшему кругу и бывших в родстве с интеллигентной и именитой Москвой. Образование Константин получил хорошее: в семье было принято не жалеть денег на обучение и воспитание, и дети изучали иностранные языки, обучались танцам, фехтованию, участвовали в театральных постановках. Театром увлекалась вся семья, и в доме был специальный зал для представлений. Поэтому уже в возрасте 14 лет Константин получил первый сценический опыт.
Несколько лет Константин Сергеевич работал на фабрике отца, а по вечерам играл в домашнем театре, названном Алексеевским кружком. В 1885 году он взял себе псевдоним Станиславский в честь артиста Маркова, имеющего такой же псевдоним.
В 1886 году Станиславского назначили членом дирекции Русского музыкального общества и консерватории. В это время он начал разрабатывать проект общества искусства и литературы, который был создан после встречи Станиславского с режиссером Федотовым. Константин активно выступал в театральных постановках, стал очень популярным, его актерское мастерство сравнивалось с работами московских профессионалов, причем нередко сравнение оказывалось в его пользу. Он играл в пьесах «Горькая судьбина», «Бесприданница», «Плоды просвещения». В 1889 году Станиславский сам поставил пьесу «Горящие письма» Гнедича, с чего начинается его режиссерский опыт.
В 1889 году Станиславский женился на Марии Перевощиковой, артисткой под псевдонимом Лилина. После венчания молодожены отправились за границу в путешествие. Через год у них родилась дочь, потом еще одна.
С 1891 года Станиславский полностью взял на себя режиссерскую работу в обществе искусств. В эти годы он поставил немало пьес: «Двенадцатая ночь», «Потонувший колокол», «Отелло», «Польский еврей» и многие другие. Режиссер активно искал специальные режиссерские приемы для придания духовной сущности постановкам, использовал свет, звук, ритм. Но состояние сцены конца 19 века совершенно не удовлетворяло Станиславского. В 1897 году режиссер встретился с Немировичем-Данченко для обсуждения вопросов изменения театра: репертуара, сценической этики, техники, состава актеров. Этот разговор, продолжавшийся более 18 часов, стал решающим для развития театрального искусства страны. В 1989 году была создана труппа из актеров Немировича и любителей общества искусства и литературы. Немирович-Данченко и Станиславский распределили режиссерские обязанности и начали работу над постановками.
Довольно скоро выяснилось, что мнения режиссеров немного расходятся, и каждый стал ставить пьесы по-своему. Постановки имели оглушительный успех, были поставлены «Венецианский купец», «Смерть Иоанна Грозного», «Власть тьмы», «Юлий Цезарь».
В 1905 году Станиславский организовал Студию на Поварской вместе с Мейерхольдом. Режиссер продолжал совершенствовать и развивать свою систему, ставя перед собой новые задачи в театральной теории и преподавании актерского мастерства.
После революции первой постановкой Станиславского стал «Каин». Станиславский пытался сохранить традиции русского театра, за что его настойчиво критиковали, обвиняя в отсталости и неприятии революционной действительности и называя МХАТ буржуазным театром. В ответ на критику режиссер поставил «Горячее сердце» и «Безумный день, или Женитьба Фигаро».
В 1928 году Константин Сергеевич перенес тяжелый сердечный приступ, после чего врачи запретили ему работать. Но через год Станиславский уже вернулся на подмостки и сосредоточился на работе над теорией актерского мастерства и успел отправить в печать первый том своего труда «Работы актера над собой». В 1930 году, при поддержке Горького, режиссер добился особого положения для своего театра — его переименовали в МХАТ СССР имени Горького, в 1937 наградили орденом Ленина, потом орденом Трудового знамени.
7 августа 1938 года Станиславский умер от последствий приступа 1928 года.