Популярные
На фото Стивен Патрик Моррисси

Стивен Патрик Моррисси

английский поэт и музыкант, известный под сценическим именем Моррисси
Дата рождения:
1959-05-22
Биография

Биография

На протяжении 1970-х годов Morrissey являлся президентом английского филиала фанклуба New York Dolls. Он сформулировал свою любовь к группе в фильме New York Doll: «Некоторые группы увлекают вас и никогда не отпускают, и, независимо от того, что они делают, они не перестают привлекать… Куклы были для меня такой группой». Эта любовь к New York Dolls повлияла на раннее творчество Morrissey, который стал приверженцем панк-рока. Помимо «куколок» большое влияние на юного Моррисси оказали Дэвид Боуи, T. Rex и Sparks.

The Smiths

В 1982 году безработный Моррисси и Джонни Майер (позднее сменивший фамилию на Марр) основали группу The Smiths. Моррисси был солистом, а Марр играл на гитаре. Также в группу вошли бас-гитарист Энди Рурк и барабанщик Майк Джойс. Недолгое время в группе участвовали Дейл Хибберт и Крейг Геннон.

The Smiths сразу же завоевали внимание публики, уже в 1983-ем году группа дает концерты с аншлагом и записывается у Джона Пила. The Smiths — рекордсмены его передачи по количеству появлений в хит-парадах.

Дебютный альбом группы «1984» выходит удачным, но потенциал группы явно выше. В 1985 году группа записывает альбом Meat Is Murder. Одноименная песня становится полуофициальным гимном вегетерианцев. Лучшим альбомом группы считается The Queen Is Dead, вышедший в 1986 году. По мнению многих критиков, это одна из лучших пластинок 80-х. Группа распадается при записи диска Strangeways Here We Come (1987). Джонни Марр хотел писать экспериментальную музыку в стиле Скотта Уокера, Моррисси же хотел играть классическую поп-музыку.

В 1987 году группа распалась, и Моррисси начал сольную карьеру.

Cольная карьера

Первый сольный альбом Моррисси, Viva Hate, вышел зимой 88-го. Записанный с давним другом Smiths Стивеном Стритом, выдержанный альбом с приятными мелодиями диск заслужил хорошие отзывы в прессе; два сингла с него, Suedehead и Everyday Is Like Sunday и по сей день считаются одними из главных хитов артиста, хотя с трудом вписываются в атмосферу альбома в целом.

В конце 88-го года состоялось первое сольное выступление Моза (как ласково называют его поклонники и друзья), прошедшее в Вулверхэмптоне. Тысячи фэнов The Smiths собрались там, ожидая понять, что же стало с Моррисси после распада группы. Концерт превзошел все ожидания фэнов; безумная толпа буквально лезла на сцену — эти кадры можно увидеть на DVD Hulmerist. В группе Моза в тот вечер играли бывшие партнеры по Smiths — Энди Рурк, Майк Джойс и Крэйг Гэннон, но лишь с Рурком Моррисси продолжил сотрудничество годом позднее.

Вышедший в 90-м году сборник Bona Drag состоял из синглов и би-сайдов. Публика, ждавшая нового полнокровного альбома, была несколько разочарована. Еще больше разочаровал ее следующий альбом артиста, Kill Unkle — крайне интимная, почти домашняя запись с хрупкими песнями. Диск получил унизительные отзывы в прессе. Некоторые из критиков поспешили поставить на карьере артиста крест.

Желая сменить возникшую вокруг атмосферу разочарования,Моррисси рекрутировал в свой состав участника The Polecats Боза Бурера (играющего в группе Моррисси и по сей день) и превосходного мелодиста Алена Уайта. При сотрудничестве с продюсером и бывшим гитаристом Дэвида Боуи Миком Ронсоном, Моррисси записал крайне бодрую, совершенно неожиданно драйвовую пластинку Your Arsenal. В конце 92-го года ее даже номинировали на «Грэмми».

Моррисси с успехом гастролирует по Европе и Штатам; клип на песню Tomorrow в горячей ротации Mtv, а исполнительское мастерство играющих с Моррисси музыкантов заметно возрастает — в частности, по сравнению с Kill Unkle Tour, один из концертов которого выпущен на DVD под названием Live In Dallas (и получил двойку от авторитетного журнала Mojo). Творящююся на концертах Your Arsenal тура атмосферу и любовь к артисту точно воспроизводит концертник «Beethoven Was Deaf»(1993).

Одной из главных вех в карьере артиста становится его следующая запись — альбом Vauxhall And I, записанный уже со Стивом Лилиуайтом. Журнал Q ставит альбому пятерку. Лишь один из критиков имеет смелость заметить, что Моррисси записал песни, ничуть не лучшие по сути, чем на Kill Unkle. Тем не менее, песня The More You Ignore Me The Closer I Get становится большим хитом по обе стороны Атлантики.

Заканчивается эта истерия довольно быстро — на волне брит-попа и противоборства между Oasis и Blur, Моз записывает чуть ли не прог-роковый альбом, Southpaw Grammar, с композициями по 10 минут. Критика верно подмечает давнюю особенность психики Моррисси — ведущую свое начало с детских времен — идти от обратного. Это вообще свойственно эгоцентричным людям, не слушающимся своих родителей. Альбом получает унизительные рецензии в прессе и по-настоящему оценен лишь в наше время: Southpaw Grammar, во многом, предвосхитил своим звучанием последние записи Моррисси в 2000-х, но звучит более смело и интересно. В 2009-ом году Моррисси переиздал этот альбом, добавив к нему три би-сайда (в том числе, один еще времен Your Arsenal) и изменив порядок песен. Журнал Q выставил переизданию четверку, но решение изменить треклист понимания у поклонников не нашло. Осенью 95-го года Дэвид Боуи зовет Моррисси в совместное турне. Моррисси фактически выступает у Боуи на разогреве; поклонники Дэвида не заполняют зал, пока выступает Моз; в довершении всего, Боуи просит Моррисси менять своих музыкантов с каждой из последних песен его выступления на одного из музыкантов Боуи. Моррисси заявляет, что это помешает ему нормально попрощаться с поклонниками и покидает турне (официально — по причине «болезни»). Дэвид Боуи разочаровывается в человеческих качествах Моррисси, заявляя о его «ненадежности» и, по словам Моррисси, они никогда больше не разговаривали после этого инцидента. Несколько лет спустя Моррисси позволит себе заявить, что Боуи «был великим артистом в 1973-ем, но не сейчас».

Двумя годами позже, после проигранного в суде дела о выплате неустойки бывшему барабанщику Smiths Майку Джойсу, Моррисси прощается с Англией и переезжает в Лос-Анджелес. Вышедший в том году альбом Maladjusted — тончайшая запись с более мелодичными, чем на Southpaw, песнями и — снова — продюсингом Стива Лиллиуайта Интересно, что изначально продюсером диска должен был стать вокалист группы The Clash Джо Страммер — Моррисси рассказывает об этом во вкладке к переизданию 2009-го года, вышедшему вместе с Southpaw Grammar (здесь Моррисси также добавил к классическому порядку песен несколько бисайдов 97-го года и изменил его)… Тогда, в 97-ом, альбом критики принимают очень холодно (хотя и лучше, чем Southpaw) и Моррисси замолкает.

В 2000-м году артист проводит сумасшедшее турне по Южной Америке. В 2001-ом заявляет, что написал 20 новых песен. В 2002-м триумфально выступает в Лондонском Royal Albert Hall — практически втоптанный в землю, забытый кумир, взрастивший целое поколение молодых последователей, Моз уже не имеет права на ошибку и приступает к записи первого за 7 лет альбома.

В 2004 году выходит You are the quarry. Диск становится популярен во многих странах Европы — Норвегии, Германии- занимает вторую строчку британского хит-парада и входит в первую десятку Billboard. You Are The Quarry становится если не триумфальным, то как минимум крайне заметным возвращением в форму, а песня Irish Blood English Heart попадает в сотню лучших песен 2000-х по мнению NME. Интересно, что все четыре сингла с этого альбома попали в британский Top-10 — это выдающееся достижение.

Следующий диск Ringleader of the tormentors (2006), записанный усилиями Тони Висконти в Риме, получился менее успешным. Моррисси намеренно отказался от привычной формы поп-песен, придя к намеренному ее усложнению, что привело в некоторых треках к фактическому высасыванию из пальца. Критик из журнала Mojo заметил, что большинство мелодий здесь совершенно надуманы.

В 2009 году новый альбом Years of refusal («годы отказа») доказал, что артист не собирается возвращаться к прежней мелодичности. YOR в прямолинейной хард-роковой манере использует наработки Southpaw Grammar и Ringleader’а. С Моррисси теперь играют музыканты, которые моложе его на 20 лет. Диск не снискал особой популярности ни среди критиков, ни среди поклонников и стал последней работой продюсера Джерри Финна (Green Day, Blink 182), который скончался от инсульта за несколько недель до его выхода. Летом 2009-го года Моррисси впервые выступает в Москве и Санкт-Петербурге. По словам самого Моза, «публика в России была очень громкой и вдохновляющей».


Имидж и убеждения

Моррисси — убеждённый, активный вегетарианец. По собственным словам, Моз перестал есть мясо в 11 лет. Песня Smiths «Meat Is Murder» из одноимённого альбома считается гимном вегетарианцев. Существуют сведения, что огромное количество людей перестали есть мясо с выходом этого альбома, в том числе вокалист Radiohead Том Йорк.

Во время своего выступления в Варшаве 24 июля 2011 Моррисси своеобразно прокомментировал известие о двойном теракте в Норвегии. Перед исполнением композиции The Smiths «Meat Is Murder» исполнитель сделал следующее заявление:

Большинство людей, высказавшихся по поводу комментария Моррисси, считают, что оно не делает музыканту чести.

В декабре 2011-го Моррисси назван человеком года по версии международной организации по охране прав животных - PETA.

Моррисси успешно культивирует миф о своей «асексуальности». По сей день никто не имеет достоверных сведений о сексуальной ориентации артиста. Сам Морррисси не раз отрицал в своих интервью, что является геем или бисексуалом.

Моррисси занял второе место в опросе компании BBС2 «Ныне живущие идолы», обогнав сэра Пола МакКартни, занявшего третье место (опрос проводился в 2006-ом году).

Дискография

Альбомы

  • 1988 — Viva Hate
  • 1991 — Kill Uncle
  • 1992 — Your Arsenal
  • 1994 — Vauxhall and I
  • 1995 — Southpaw Grammar
  • 1997 — Maladjusted
  • 2004 — You Are the Quarry
  • 2006 — Ringleader of the Tormentors
  • 2009 — Years of Refusal
  • 1993 — Beethoven Was Deaf
  • 2005 — Live from Earls Court
  • 1990 — Bona Drag
  • 1995 — World of Morrissey
  • 1997 — Suedehead: The Best of Morrissey
  • 1998 — My early burglary years
  • 2000 — The CD Singles '88–91'
  • 2000 — The CD Singles '91–95'
  • 2001 — The Best of Morrissey
  • 2008 — Greatest Hits
  • 2009 — Swords
  • 2009 — The Hmv/Parlophone Singles '88-'95
  • 2011 — Very Best Of
Поделиться: