Стивен Сигал родился в смешанной семье, его отец — американец, мать — ирландка. Стивен — второй ребёнок в семье, у него есть старшая и две младших сестры. Его дед по отцовской линии приехал в Америку ребёнком со своей семьей из Санкт-Петербурга.
В 1957 году семья переехала в Фуллертон (англ. ). Миссис Пэт Сигал была приёмщицей-администратором в поликлинике, а её муж — учителем математики в школе.
С семи лет Стивен начинает заниматься каратэ. К пятнадцати годам он становится типичным уличным подростком, живущим от драки к драке. Примерно в это же время в его жизни произошёл переворот, изменивший Стивена навсегда. Сигал встретил мастера айкидо сихана Кёси Исисаки, который в то время был старшим инструктором Айкикай округа Орандж (недалеко от Лос-Анджелеса). Стивен Сигал очень быстро стал лучшим учеником Исисаки и участвовал с последним на многих показательных выступлениях и фестивалях в «Японской деревне», расположенной тогда в местечке Диир Парк, в Калифорнии. В то время айкидо в Америке было совсем неизвестно.
В возрасте 17 лет он принял решение переехать в Японию, чтобы учиться у мастеров. В самом начале 1970-х он встретился с японкой по имени Мияко Фудзитани, которая стала матерью его первых двух детей: сына Кэнтаро и дочери Аяко.
Летом 1974 года Сигал получил 1-й дан от Коити Тохэя. В 1975 году Сигал стал первым в истории Японии американцем, открывшим здесь додзё (Осака, район Дзюсо). Он назвал его «Тэнсин» (яп. ??), что в переводе означает «Небесная душа». Быть американским инструктором боевых искусств в Японии оказалось очень трудно; мастера боевых искусств часто вызывали его на поединок, чтобы проверить уровень его подготовки. Это продолжалось в течение двух лет, пока Стивен Сигал не заработал себе репутацию одного из ведущих мастеров айкидо Японии. Репутация Стивена Сигала стала очень схожа с репутацией устрашающего всех мастера Дайто-Рю Айкидзюцу Сокаку Такэда.
Философия Сигала в преподавании айкидо простая: «Это должно быть эффективно на улице». Много мастеров айкидо развили много разных стилей, и их техника часто очень пассивная. Пассивное направление в айкидо может подвести в схватке. Сигал не толкает учеников к ненужным постоянным дракам. Просто он подчёркивает: «Если кто-то напал, сумей себя защитить!»
В какой-то момент Сигал почувствовал, что зашёл в тупик в своём развитии. И он начал разыскивать учеников Морихэя Уэсибы. Сигал тренировался у великих мастеров Сэо, Коити Тохэя, Исояма и Абэ. Он быстро прогрессировал и получил 5 дан, а после того как он стал главным инструктором Тэнсин додзё, ему был присуждён 6 дан Айкикай, а затем и 7-й и звание сихан.
Под конец своих изысканий Сихан Сигал встретил человека, который смог вывести его из тупика. Великого мастера по каллиграфии и айкидо Сэйсэки Абэ. Абэ имеет 10 дан по айкидо и является мастером каллиграфии на уровне государственного достояния Японии. Он был учеником Морихэя Уэсибы. Он стал учителем Стивена Сигала. Абэ вспоминал про Сихана Сигала: «Такэ-сэнсэй в Японии заработал себе славу большого мастера айкидо. А когда я встретился с ним, он хотел побольше разузнать про обучение у О-сэнсэя. Я был потрясён его техникой айкидо и согласился взять его в личные ученики. Позже мы вместе участвовали во многих семинарах».
В 1982 году уже в Японии, Стивен Сигал впервые попал в кинобизнес. Это случилось в Киото. Стивена Сигала пригласил знаменитый мастер кэндо Оноха Итторо на съёмки фильма «Вызов» как эксперта по японскому фехтованию. Стивена Сигала попросили поставить несколько сцен боёв на мечах катана и привести своих учеников из Тэнсин додзё для массовок.
После переезда Тэнсин додзё (Тэнсин Бугэй Гакуэн, Школа традиционных искусств «Небесная душа») в Лос-Анджелес, в Шерман Уэй на бульвар Вентура в октябре 1983 года Сихан Сигал позвонил в Осаку и вызвал своего ути-дэси Харуо Мацуоку в США. Мацуока только закончил колледж и был очень рад присоединиться к додзё своего мастера. Присутствие Мацуоки оказалось решающим фактором, позволившим Сихану Сигалу осуществить свои далеко идущие замыслы. Была запланирована презентация, посвящённая открытию додзё, на которую разослали приглашения многим мастерам из окрестностей Лос-Анжелеса.
В настоящее время в Тэнсин додзё административные и учебные обязанности несут Мацуока и его помощник Александр Смирнов.
В январе 1984 года додзё переехал на угол бульваров Кауэнга и Магнолия в Северный Голливуд. Стивен Сигал ещё в Японии познакомился с актёром Джеймсом Кобурном. Ранее Кобурн тренировался с Брюсом Ли и на похоронах последнего нёс гроб. В 1984 году Джеймс Кобурн возобновил дружбу с Стивеном Сигалом и был под огромным впечатлением от тренировок с ним. Имя Стивена Сигала стало циркулировать в голливудских кругах. В том же 1984 году Кобурн появился со Стивеном в нескольких телепрограммах. Сигал показывал приёмы с ножом, с мечом и без оружия, останавливая изощрённейшие атаки Мацуоки. Эти программы вызвали новую волну демонстраций и семинаров. Начали появляться первые предложения.
В конце 1985 года во время очередной поездки Сигала в Японию он познакомился с актрисой и моделью Келли ЛеБрок и они стали встречаться.
В 1986 году Майк Овиц, хозяин агентства «Талантливые артисты» и в то время, пожалуй, самый влиятельный человек в Голливуде, заинтересовался айкидо Стивена Сигала и стал его личным учеником. Овиц, находясь под впечатлением от техники Стивена Сигала и от его характера, согласился его представлять. При помощи восходящего молодого режиссёра Эндрю Дэвиса был написан сценарий. Этот сценарий был представлен руководителям «Уорнер бразерз» лично Майком Овицем.
В ноябре 1986 года Эндрю Дэвис снял пятиминутную пробу, в которой были Келли ЛеБрок и Стивен Сигал. Руководству «Уорнер Бразерз» она понравилась и оно захотело, чтобы Стивен Сигал продемонстрировал, что он может им дать. Поэтому в 1987 году Овиц организовал в студии демонстрацию айкидо для пятнадцати самых ответственных администраторов из «Уорнер Бразерз». Для этого специально были перевезены в студию татами. Демонстрация длилась 10 минут и в ней участвовали Стивен Сигал, Мацуока и Грэг Данн, своим размером и физическими формами превосходящий Стивена Сигала. Демонстрация оказалась яркой и динамичной. Овицу перезвонили практически немедленно и сказали что будут снимать Сигала в фильме «Уорнер бразерз» «Над законом».
В сентябре 1987 года Стивен Сигал и Келли ЛеБрок справили свадьбу на сто человек гостей в итальянском ресторане в долине Сан-Фернандо. Через некоторое время начали снимать фильм «Над законом». Додзё переехал и первые кадры фильма были сняты в третьем додзё Сигала в Калифорнии на бульваре Санта Моника в Западном Голливуде. Знаменитый тест чёрных поясов 1988 года состоялся тут же; первый для Сигала в Америке и со следующими результатами: Харуо Мацуока — ёндан, Ларри Рейноза — ёндан, Грэг Данн — сёдан, Фил Чен — сёдан и Шон Даусон — сёдан. Экзамен проводился за закрытыми дверьми и опущенными занавесками с огромным количеством травм: выбитые зубы, вывих плеча, поломанные рёбра, кровь на татами и на ги.
С очень скромным бюджетом в семь миллионов долларов фильм «Над законом» оказался очень успешным: он собрал более 30-ти миллионов. Успех фильма имел место кроме всего прочего благодаря тому, что в сценарий были включены реальные аспекты жизни Сигала. Из-за сумбурного освещения фильма журналистами сложилась неразбериха о том, насколько в этом фильме отражена реальная жизнь Сигала, а насколько вымысел. Сам Стивен Сигал сказал про этот фильм: «Я был счастлив, что получил возможность сыграть себя».
В 1990 году Сигал снялся в фильме «Смерти вопреки» со своей женой Келли ЛеБрок. В интервью телепрограмме Арсенио Холла Стивен Сигал сказал, что этот фильм было тяжело снимать. Было очевидно, что режиссёр и Сигал просто не могли найти общий язык. Несмотря на мнение Сигала, что фильм мог быть гораздо лучше, фильм был очень успешным и собрал более 50-ти миллионов долларов. В этом же году вышел фильм кинокомпании «20-й век — Фокс» «Его надо убрать». Продюсеры позволили Сигалу много вольностей. И Сигал считает, что в этом фильме сняты лучшие боевые сцены его карьеры.
В 1991 году вышел фильм кинокомпании «Уорнер бразерз» «Во имя справедливости», снятый в Бруклине, в Нью-Йорке.
После многих неудачных попыток администрация наконец добилась подписи Сигала под контрактом на фильм «В осаде». Снова Сигал встретился в работе с режиссёром Эндрю Дэвисом.
В 1992 году додзё переехал на своё последнее место — бульвар Нэйшонал в Западном Лос-Анжелесе. Очень тихий район. Самый консервативный додзё в Америке расцветал под руководством Харуо Мацуоки. Поток учеников изменился качественно. Теперь в додзё реже приходили помешанные на Сигале киноманы и чаще — ученики, ищущие первоклассное преподавание айкидо. Додзё ни разу не свернул с пути, обозначенного Стивеном Сигалом.
В 1993 году была закончена подготовка к съёмкам фильма «Человек чести», но после первой недели съёмок фильм был остановлен. Джо Рот ушёл из компании и фильм не смогли финансировать. Стивен Сигал заплатил более миллиона долларов зарплаты работникам из своего кармана. А это был бы дебют Сигала как режиссёра.
В 1994 году «Уорнер бразерз» быстро воспользовались ситуацией и предложили Сигалу стать режиссёром фильма «В смертельной опасности». На фильм был выделено 50 миллионов долларов.
Между тем в середине 90-х сихан Сигал возобновляет поездки в Японию для участия во всеяпонских фестивалях по айкидо. Так в 1993 и 1996 годах он принял участие в фестивалях, которые снимались для Aikijournal по личному приглашению Кисомару Уэсибы (сына основателя айкидо).
В конце 1994 года распался брак Стивена Сигала и Келли Ле Брок. Виной стала 16-летняя няня их детей Арисса Вульф, в которую Стивен влюбился.
В июне 1995 года на киноэкранах появился новый фильм с участием Стивена Сигала «В осаде-2». В том же месяце он увековечил отпечаток своей ноги на знаменитой голливудской аллее в Лос-Анджелесе. Между тем в 1996 году Арисса Вульф, ставшая третьей женой Сигала, родила ему очередного ребенка — дочь Саванну. В том же 1996 году выходят ещё два фильма с участием Сигала «Приказано уничтожить» и «Мерцающий».
Если в первом Сигал сыграл второстепенную роль, где в середине фильма его герой погибает, то на «Мерцающий» Сигал возлагал большие надежды. Но получился стандартный в стиле Сигала боевик, где он в роли супермена, который без промаха стреляя и демонстрируя приемы восточных единоборств, расправляется с русской мафией.
В последующих фильмах «Огонь из преисподней» и «Патриот», вышедших в 1997 и 1998 годах, Сигал решил затронуть экологическую тему. Он предстал в роли борца за окружающую среду, предотвратившего сначала попадание токсичных отходов в недра земли, а потом разработавшего вакцину против смертельного вируса, поразившего целый район.
В 1998 году Стивен Сигал углубился в буддизм. В монастыре Миндроллинг достопочтенный лама Пенор Ринпоче признал Сигала реинкарнацией знаменитого тибетского учителя Чордена Дордже. Но для этого Сигал должен был перестать сниматься в фильмах, где присутствует насилие и смерть, что он и сделал, разорвав контракты на съёмки нескольких фильмов.
Три года о Сигале ничего не было слышно. Всё это время он курсировал между Лос-Анджелесом и Юго-Восточной Азией (Тибет, Непал, Индия, Таиланд).
В 2000 году выступил в качестве продюсера фильма «Принц Центрального парка».
В 2001 году грянул скандал, в котором фигурировало имя Сигала. Джулиус Нассо, ранее являвшийся деловым партнером Сигала в кинобизнесе, предъявил ему Голливуда иск на 60 млн долларов за разрыв контрактов. Тогда Нассо утверждал, что потерял из-за этого 25 млн долларов. В ответ Сигал подал встречный иск, в котором указал, что некая мафиозная структура пытается вымогать у него деньги по 150 тыс. долларов за каждый фильм. По материалам дела один из мафиози клана Гамбино и Нассо были уличены записью, на которой они обсуждали, как вымогать деньги у Сигала. Так в июне 2002 года в ходе операции были арестованы 17 членов клана, причём среди них были не только исполнители, но и главари. Джулиус Нассо утверждал, что его заставили пойти на низость, и заявил, что он невиновен. Он был выпущен под залог в 1,5 млн долларов.
Между тем Стивен Сигал был вынужден вернуться в кино, судебные дела изрядно потрепали бюджет актёра. Так в 2001 году в прокат выходят сразу два фильма с Сигалом «Часовой механизм» и «Сквозные ранения», последний даже вошёл в десятку лидирующих картин того года.
В 2002 году выходят ещё два фильма с участием Сигала «Ни жив ни мёртв» и «Иностранец». Фильмы, в которых он снимался в последующие 8 лет, не достигли киноэкранов, ограничиваясь видеопрокатом. В том же году был задуман грандиозный проект с участием Сигала фильм «Чингис-хан», в котором Стивен должен был предстать в образе самого Чингис-хана. Он даже начал входить в образ, поправившись на 20 кг. Но проекту не суждено было сбыться.
Но Сигал не стал долго отчаиваться и в 2003 году приступил к съёмкам давно задуманного фильма о Японии, в котором он использовал часть своей биографии. Главный герой фильма, всю жизнь проживший в Японии, изучавший её культуру и нравы, обучавшийся различным видам боевых искусств, и ставший впоследствии правительственным агентом, был привлечен к операции по нейтрализации кланов якудза, ответственных за убийство премьер-министра.
Фильм вышел в прокат в 2004 году, вместе с ним вышли ещё два низкобюджетных боевика «Охота на зверя» и «Вне досягаемости». В последующую пятилетку Сигал «выстрелил» целой обоймой низкобюджетных фильмов (по два-три фильма в год), пытаясь вернуть былую славу.
В 2006 году Сигал стал дедом — у его старшего сына Кентаро родился сын. В 2007 году на свет появился ещё один ребёнок.
В сентябре 2009 года 58-летний актёр в очередной раз стал отцом.
В 2010 г. в фильме Роберта Родригеса «Мачете» казалось бы забытый Сигал сыграл не характерную для него, одну из самых заметных в фильме и интересных в его творческой биографии роль.
В одном из интервью Стивен Сигал в ходе беседы с журналистом обмолвился, что он также является и полицейским:
В ноябре 2009 года в интервью для интернет-телевидения Russia.ru Стивен Сигал заявил, что чувствует себя русским: «Я могу сказать, что сам я — русский, у меня русская семья, я люблю Россию и горд быть русским. Я, действительно, люблю эту страну и людей, которые в ней живут».
В мае 2011 года Стивен Сигал заявил о своей поддержке российского стратегического общественного движения Россия 2045. Он предложил Владимиру Путину встретиться и обсудить новый проект российских учёных по радикальному продлению жизни.