В 1974 году Вай начал брать уроки игры на гитаре у гитариста Джо Сатриани, он играл в различных местных группах, одна из которых взяла название, «The Steve Vais». Стив признает влияние многих гитаристов, в частности Джеффа Бека, Джимми Пейджа, Глена Бакстона и джаз-фьюжн гитариста Аллана Холлдсфорта. Вай использует этот опыт, чтобы поступить в музыкальный колледж Беркли, после чего он сделал промо записи для прослушивания у Фрэнка Заппы, в возрасте двадцати лет.
Вай отправил Заппе по почте аранжировку его композиции «The Black Page», инструментального трека написанного для барабанов, и запись демонстрирующую его игру на гитаре. Заппа был столь впечатлен способностями молодого музыканта, что он нанял его в 1979 году, чтобы тот произвел работу по аранжировке нескольких из его соло, включая многие из тех, которые появляются на альбомах «Joe’s Garage» и «Shut Up 'n' Play Yer Guitar». Эти аранжировки были изданы в 1982 году, в книге Заппы «The Frank Zappa Guitar Book».
После того как он был нанят аранжировщиком, Вай сделал наложения на многие гитарные партии для альбома Заппы «You Are What You Is». После этого он стал полноправным участником группы и отправился с Заппой в свое первое турне, осенью 1980 года. Одно из первых шоу с участием Вая на гитаре, записанное в г. Буффало, было выпущено в 2007 году, под названием «Buffalo». Во время гастролей с группой Заппы, Вай иногда просил зрителей принести партитуру и посмотреть, как он может читать ее с листа, во время игры. Заппа называл Вая, своим «маленьким итальянским виртуозом» и включал его имя в примечания к альбомам, в качестве исполняющего «трюки на гитаре» и «невероятные гитарные партии». Позднее Вай будет одним из исполнителей на трибьют-альбоме «Zappa’s Universe», 1993 года. В 2006 году он вернулся к исполнению музыки написанной Заппой, в качестве специального гостя в туре «Zappa Plays Zappa», организованным сыном Заппы, Двизилом Заппой, вместе со своими старыми друзьями начала карьеры, с которыми он выступал, когда Заппа был жив.
Покинув Заппу в 1982 году он переехал в Калифорнию, где записал свой первый сольный альбом «Flex-Able» и поиграл в нескольких группах. В 1985 году он заменил Ингви Мальмстина, в качестве соло-гитариста, в группе Грема Боннэта «Alcatrazz», с которой он записал альбом «Disturbing the Peace». Позже, в 1985 году он присоединился к группе бывшего фронтмена Van Halen, Дэвида Ли Рота, записав с ним альбомы «Eat 'Em and Smile» и «Skyscraper». Это значительно увеличило известность Вая среди массовой рок аудитории, поскольку Рот находился в сильном публичном соперничестве с членами группы Van Halen и многие комментаторы благосклонно сравнивали Вая с Эдди Ван Халеном.
В 1986 году, Вай удивил всех, присоединившись к группе Джона Лайдона (экс-вокалист Sex Pistols) «Public Image Ltd», на их альбоме «Album» (также известного как «Compact Disc» или «Cassette»). Позже, в 1989 году Вай присоединился к Whitesnake, заменив Вивиана Кэмпбелла. А когда Адрианн Вэнденберг повредил свое запястье, незадолго до начала записи альбома «Slip of the Tongue», Вай исполнил все гитарные партии на этом альбоме. Вай также появился на альбоме Элиса Купера «Hey Stoopid», играя вместе с Джо Сатриани на песне «Feed My Frankenstein».
В девяностых Вай продолжает регулярно гастролировать, с его собственной группой и со своим другом, гитаристом-виртуозом Джо Сатриани в серии туров G3. Бывший басист Дэвида Ли Рота и Mr. Big, Билли Шихэн также присоединился к нему, в мировом турне. В 1990 году Вай выпустил хорошо принятый критиками альбом «Passion and Warfare».
Песня «For the Love of God» стала #29 в опросе читателей, «100 величайших гитарных соло всех времен» в журнале Guitar World Magazine.
В 1994 году Вай начал сочинять и делать записи с Оззи Осборном. Но, только один трек из этих сессий, «My Little Man», был выпущен на альбоме Осборна «Ozzmosis». Несмотря на то, что Вай сочинил композицию, он не упоминается на альбоме. Его гитарные партии были заменены Зак Вайлдом. Другая песня «Dyin' Day» появилась как инструментальный трек на альбоме Вая - «Fire Garden». В 1994 году Вай получил премию Грэмми за его исполнение песни Фрэнка Заппы «Sofa», с альбома «Zappa’s Universe».
В течение 90-х участниками группы Вая были: барабанщик Майк Мэнджини, гитарист Майк Кенеалли и басист Филип Бино.
В июле 2002 года, Стив Вай выступил с Токийским симфоническим оркестром в Сантори Холл в Токио, в рамках мировой премьеры концерта «Fire Strings», написанного для электрической гитары и оркестра с 100 инструментами японским композитором Ичиро Нодэры (англ. Ichiro Nodaira).
В 2004 году, некоторые из его композиций и оркестровых аранжировок, включая некоторые записанные ранее части, были исполнены в Нидерландах с Metropole Orchestra в серии концертов названных «The Aching Hunger». В 2003 году барабанщик Джереми Колсон присоединился к группе Вая, заменив предыдущего барабанщика Вирджила Донати. Последний альбом Вая, «Sound Theories», был выпущен в 2007 году.
Стив Вай выпустил DVD своего выступления в «The Astoria» в Лондоне в декабре 2001 года, где вместе с ним выступали: басист Билли Шихэн, гитарист и пианист Тони Макалпин, гитарист Дэйв Вайнера и австралийский ударник Вирджил Донати.
В феврале 2005 года, Вай презентовал гитару Ibanez с двумя грифами (электрическим и классическим), названную The Blossom Suite, вместе с классической гитаристкой Шэрон Исбин в парижском театре Шатле. В 2006 году Вай играл в качестве «специального гостя» на гитаре, вместе с другими бывшими участниками группы Фрэнка Заппы, барабанщиком Терри Бозио, гитаристом-певецом Рэйем Уайтом и саксофонистом-певцом Наполеоном Мерфи Броком в рамках тура «Zappa Plays Zappa» во главе с сыном Заппы, Дуизилом Заппой, в Европа и США, а также кратком турне по США в октябре.
21 сентября 2006 года, Вай совершил специальное выступление на Video Games Live в Hollywood Bowl в Голливуде (штат Калифорния). Он исполнил две песни с Hollywood Bowl Orchestra; «Halo Theme», а вторая песня, являлась композицией, для мировой премьеры трейлера к игре Halo 3.
Стив Вай появился на London Guitar Show 28 апреля 2007 года в ExCeL Center. В конце апреля 2007 года, Вай подтвердил выпуск своего последнего альбома, названного «Sound Theories», запланированного на 26 июня. Релиз набора на двух CD, состоящего в основном из ранее выпущенного материала, перезаписанного Ваем (он переделал аранжировки) и исполненного с симфоническим оркестром. Вай говорит, что проект был большой радостью, потому что он считает себя композитором, больше чем гитаристом, и он счастлив видеть музыку, которую он сочинил, хорошо исполняемую оркестром. DVD последовал за альбомом, но он не был выпущен до конца того года. Стив появился на альбоме группы Dream Theater «Systematic Chaos», на песне «Repentance». Появление было вокальным, а не инструментальным, так как Ваи являлся лишь одним из многих приглашенных музыкантов на этом треке. В песне принимают участие многие музыканты, с целью принести извинения важным людям в их жизни, за ошибки совершенные в их прошлом. 29 августа 2009 он появился на сцене вместе с Dream Theater на заключительном шоу их тура «Progressive Nation» в Greek Theater, где он исполнил импровизируемый джем с другими музыкантами группы.
Композиция «Juice» была использована для видеоигры «Formula One» , которая вышла на PlayStation, в 1996 году.
Композиция «Erotic Nightmares» была использована как титульная музыка, для меню видеоигры «WCW / NWO Revenge», которая вышла на Nintendo 64.
Две песни демонстрирующие игру Стива Вая появились в видеоигре «Grand Theft Auto: Vice City». Обе песни «Yankee Rose» Дэвида Ли Рота и «God Blessed Video» группы «Alcatraz» были включены в официальный саундтрек игры.
В 2004 году Стив Вай появился на саундтреке к игре Halo 2 (выпущенной Bungie Studios на Xbox), исполнив хард-рок тему Halo, известную как Halo Theme (Mjolnir Mix). Кроме того, он исполнил композицию «Never Surrender». Позже Вай появился во втором томе саундтрека к игре, где он исполняет трек «Reclaimer».
В 2008 году композиции Стива Вая «For the Love of God» и «Halo Theme (Mjolnir Mix)» были представлены как загружаемые треки для игры Guitar Hero 3.
Музыка Стива Вая была использована в ряде художественных фильмов, в том числе «Dudes» (в российском прокате «Стиляги») и «Призраки Марса».
Он появился на экране в 1986 году, в фильме Перекресток, с Ральфом Мачио в главной роли, сыграв Джека Батлера - музыканта, продавшего душу дьяволу. В кульминации фильма Вай участвует в гитарной дуэли с Мачио, части гитарной партии были исполнены Ваем, а также Раем Кудером, который записал слайд гитару в начале дуэли, и все выступления для Мачио в фильме. Стремительная нео-классическая композиция, называющаяся «Eugene’s Trick Bag», с которой Мачио выигрывает конкурс в конце фильма, была также написана Ваем. Основная часть мелодии в дуэли, основана на Paganini’s Caprice #5. Позднее он заимствовал начальный рифф из Head Cuttin' Duel, в песне под названием «Bad Horsie» на альбоме «Alien Love Secrets» 1995 года. Позже дуэль из фильма Перекресток появилась на альбоме «The Elusive Light and Sound, volume 1.» 2002 года.
Вай широко признан в качестве весьма технически передового рок гитариста и был назван виртуозом в мире гитарной музыки. Его баллада «For the Love of God» с альбома «Passion and Warfare», в частности, была высоко оценена прессой и часто цитируется критиками и фанатами, как одна из лучших его работ на сегодняшний день.
Стиль игры Вая можно охарактеризовать как изворотливый и угловатый, вследствие его высокой технической способности игры на гитаре и глубоким знанием теории музыки. Его игра может также быть описана как лирическая, как будто спетая человеческим голосом. Поэтому его мелодии трудно воспроизвести, поскольку они не придерживаются строгого темпа. Он часто использует экзотические гитары, он играет на гитарах с двумя и тремя грифами, и считается первым, кто использовал семиструнную гитару в рок-контексте. Совместно с Ibanez, он спроектировал собственную семиструнную гитару, названную «Ibanez Universe» в 1989 году, которая обеспечила низкий грохочущий звук, который хотели многие гитаристы.
Вай является опытным продюсcером (он владеет двумя студиями звукозаписи «The Mothership» и «The Harmony Hut») и объединяет свои собственные записи, исполненные на гитаре со студийными эффектами.
Вай также помогал консультациями в создании серии гитар Ibanez JEM. Гитара оснащена рукояткой (любовно называемой «Monkey Grip»), вмонтированной в верхней части корпуса гитары, хамбеккер-сингл-хамбеккер катушкой (H/S/H), звукоснимателем DiMarzio с конфигурацией нескольких различными типов звукоснимателей, включая Evolution, Breed и EVO 2. Также, на гитаре установлены Ibanez Edge и Lo-Pro Edge с двойной блокировкой тремоло-системы (который сейчас стоит на гитаре, новее Edge Pro), а еще она украшена разработанным им «Tree of Life» (декор на грифе). Тем не менее, модель 555 подверглась широкой критике из-за того, что слишком дорогая и недоработанная. Вай также оснащает многие из его гитар Ibanez Backstop стабилизатором тремоло, производство которых было прекращено. В последнее время Вай оснащает некоторые из своих гитар с True Temperament системой fretboards для того, чтобы его аккорды звучали в унисон. Вай также имеет семиструнную модель, разработанную им и названную «Ibanez Universe», оснащенную звукоснимателем DiMarzio Blaze II в конфигурации H/S/H. «Ibanez Universe» позднее повлияла на формирование звучания стиля Nu-metal, когда гитаристы группы Korn и других групп жанра, начали использовать такие гитары в начале девяностых. Он также разработал акустическую Ibanez, названную «Euphoria». До Ibanez он недолгое время сотрудничал с Jackson Guitars, но это партнерство длилось лишь два года. Две его основные гитары - это белые Ibanez JEM названные «EVO» и «Flo», каждая со своими уникальными модификациями.
Стив Вай также работал с фирмой Carvin Guitars and Pro Audio, чтобы разработать линию гитарных усилителей Carvin Legacy. Вай хотел создать доступный AMP, который был бы уникален и равен в звуке и многосторонности любой гитаре AMP, которую он использовал раньше. За свою долгую музыкальную карьеру, Стив Вай использовал и разработал целый ряд гитар. Он даже использовал свой ДНК при раскрашивание корпуса гитары JEM2KDNA, на него нанесли рисунок в форме его крови. Были сделаны только 300 таких гитар. В настоящее время он главным образом использует следующие гитары: белую «Evo» JEM7V и «Flo» JEM77FP, которая раскрашена в цветочной тематике белого цвета. Они снабжены своими именами в двух местах, главным образом для того, чтобы раззличать их на сцене. «Flo» снабжена cустейном фирмы Fernandes.
Он также имеет гитару, названную «Mojo», на грифе которой отметки ладов светятся с помощью светодиодов. Кроме того, он имеет сделанную под заказ гитару с тремя грифами, имеющую те же основные функции, как и его гитара «Evo» JEM7V. Верхний гриф гитары — 12-струнный, средний гриф — 6-струнный, а нижний представляет собой 6-струнный безладовый гриф с cустейном фирмы Fernandes. На этой гитаре он играл в песне «I Know You’re Here», на концертах G3 Tour 2003. Вай использует педали эффектов: Boss DS-1, Ibanez Tube Screamer, Morley Bad Horsie, Ibanez Jemini Twin Distortion Pedal, TC Electronics G-System, Morley Little Alligator Volume pedal, Digitech Whammy, MXR Phase 90/Phase 100. Его кейсы для перевозки инструментов маркируются: «Mr. Vai» или, с недавнего времени, «Dr. Vai». Он использовал много стоек с различными эффектами, управляемые посредством MIDI, но выступая в турне «Zappa Plays Zappa tour» использовал Floor-based TC electronics G system.
В 2005 году Вай стал официальным сторонником Little Kids Rock, некоммерческой организации, которая предоставляет бесплатные музыкальные инструменты и обучение для детей в государственных школах по всей территории США, он заседает в почетном совете директоров Little Kids Rock.
Ваи был в жюри на 3-й и 8-й ежегодной Independent Music Awards в поддержку независимых исполнителей.
Также, Вай является основателем фонда Make A Noise Foundation, который он организовал со своим менеджером Рутой Сепетис (англ. Ruta Sepetys). Целью фонда является обеспечение финансирования на цели образования музыки и программ для тех, кто не в состоянии проводить музыкальные мероприятия в связи с ограниченными ресурсами.
Вай является послом музыкального образования во всем мире, давая мастер-классы в таких престижных музыкальных школ, как Fermatta Music Academy и в разных странах.
Вай владеет лейблом «Favored Nations». Это интернациональный рекорд-лейбл, выпускающий и продвигающий записи артистов. Лейбл «Favored Nations» разделен на три секции: Favored Nations, Favored Nations Acoustic и Favored Nations Cool (Jazz style).
В число музыкантов, с которыми работал лейбл «Favored Nations» входят: Эрик Джонсон, Steve Lukather, Neal Schon, Ингви Мальмстин, Джон Петруччи и Джордан Рудесс, Ривз Гэбрелс, Mattias IA Eklundh, Tak Matsumoto, Andy Timmons, Johnny Hiland, Tommy Emmanuel, Vernon Reid, The Yardbirds, Larry Coryell, Mimi Fox, Eric Sardinas, Dweezil Zappa, Dave Weiner, James Robinson и Johnny A.
Вай женат на Пиа Мэиокко (англ. Pia Maiocco), бывший бас-гитаристке группы «Vixen», которая также снялась в фильме «Hardbodies». Вай и Маиокко имеют двоих детей Julian и Fire. В свободное время Вай заядлый пчеловод. Его пчелы регулярно производят урожай меда, который Вай продает через свой фонд Make a Noise Foundation. Кроме того, Вай является вегетарианцем.
Грэмми победитель
Грэмми номинант
Guitar Player Magazine
Guitar World
(tie with Stevie Ray Vaughan)
(For the Love of God)
International Music Award Nomination
Select Magazine (UK)
(Passion and Warfare)
Guitar for the Practicing Musician
Kerrang (UK)
Young Guitar (Japan)
Rock Brigade
RAW
(No. 5, I Would Love To)
(No. 7, The Audience is Listening)
Player
Making Music
Metal Hammer
California Music Awards
Golden Stag Awards Romania