Наиболее известные произведения — «Закусочная Тома» (англ. Tom's Diner), которая использовалась для улучшения формата кодирования музыкальных файлов MP3 (за это Сюзанну Вегу иногда называют «Мама MP3») и «Люка» (англ. Luka), песня против жестокого обращения с детьми.
Сюзанн Вега родилась семимесячной, весом чуть больше килограмма и сразу же угодила в барокамеру. Случилось это 11 июля 1959 г. в Санта-Монике, (Калифорния). Родители Сюзанн расстались еще до ее рождения, а в 1960 г. у девочки появился новый отец, которого она долгие годы считала родным. Пуэрториканский писатель Эд Вега увез семью в Нью-Йорк. Они поселились в испанском квартале. С детства Сюзанн говорила на испанском так же хорошо, как на английском. В 9 лет она обнаружила, что её отец — белый. Ее ощущение себя как пуэрториканки потерпело крах. На долгие годы она потеряла самоидентификацию. В 1988 г. Сюзанн наняла детектива, и тот разыскал ее настоящего отца в Калифорнии, где он подрабатывал тем, что рисовал архитектурные проекты по чертежам.
Кроме Сюзанн в семье было ещё трое детей. Родители часто пели (в том числе, собственные песни Эда Вега) и поощряли детей к музыкальному творчеству. Сюзанн взяла в руки гитару в 11 лет. К 12 она обнаружила в себе поэтический дар. Отец рекомендовал ей избегать штампов и быть максимально искренней в самовыражении. Эд и мать Сюзанн были буддистами, что, по словам их дочери, помогло ей стать личностью.
Ее вдохновлял Боб Дилан и современный балет, которым она занималась в Школе искусств в Манхэттене. Танец давался ей с трудом. Другие ученики были раскованными и экспрессивными, она же слыла законченной интроверткой. Сюзанн училась налаживать отношения с окружающими без лишних слов или действий. Она одевалась в широкие свитера и тяжелые ботинки. Ей не хотелось выглядеть сексуально, она считала, что всего можно добиться умом. Гораздо позже Вега поняла, что неудачи на танцевальном поприще объяснялись астмой и общим состоянием здоровья. Но тогда ее обуревали комплексы и невысказанные желания.
Сюзанн поступила в колледж Барнарда в Нью-Йорке. Карьера танцовщицы была забыта, девушку интересовало пение собственных песен. Она выступала в кофейнях Вест-Сайда и на фольклорных фестивалях. Долгое время Сюзанн не выносила внимания публики, взгляды раздражали её.
С 1978 г. Вега пела по клубам Гринвич Виллиджа в компании любителей народных песен. Ее самоощущения приходили в порядок, особенно когда она слышала добрые отзывы и аплодисменты. «Я с раннего детства знала, что стану знаменитой. Часами я скакала в прихожей, воображая себя на сцене, или приглашала в гости других детей, чтобы разыгрывать с ними представления или петь перед ними». В Гринвич Виллидж Сюзанн нашла ту публику, о которой мечтала всегда.
В 1979 г. Вега попала на концерт Лу Рида. Впечатления были потрясающими — Сюзанн поняла, что она может петь о ежедневных впечатлениях, о жизни улиц, рассказывать тысячи маленьких историй калек, больных, покинутых, не проговаривая сюжет до конца. Так родился ее фирменный прием.
Окончив колледж в 1982 г., она получила место: днём работала девушкой в приёмной, ночью пела в клубах. О ней уже писали в газетах, но студии отвергли её демозаписи.
Спустя два года после первой безуспешной попытки заинтересовать звукозаписывающую фирму ее нашли двое продюсеров, только что открывших свое дело. Пару лет назад запись Вега попала в сферу их интересов. Записанная при их помощи демо-кассета понравилось рекорд-компании A&M, которая уже дважды ей отказывала. В 1983 г. она заключила контракт, а в 1985-м вышел ее первый альбом, над которым она работала вместе с Ленни Кайе, бывшим гитаристом Патти Смит. Хозяева надеялись продать 30 тысяч копий, но продали 250 тысяч в Штатах и 500 тысяч за границей. Журнал «Роллинг Стоун» включил диск «Suzanne Vega» в сотню лучших альбомов 80-х.
Через два месяца после выхода альбома Сюзанн дала свой первый большой концерт с группой и с тех пор выступала в таких престижных местах, как Альберт Холл в Лондоне, Карнеги Холл и Радио Сити Мьюзик Холл в Нью-Йорке.
В 1986 г. Вега написала два текста для оркестрового альбома Филиппа Гласса «Songs for Liquid Days» и позже неоднократно сотрудничала с ним. Всю робость Сюзанн как рукой сняло. Теперь она хорошо знала свои особенности. Например, ей никогда не удавалось удачно спеть длинную фразу — сказывались последствия астмы. Но это не беда, стихи Сюзанн состоят из отрывистых кратких высказываний, философских и чрезвычайно эффектных. Лучший пример такого стихотворения — стандарт «Люка», прогремевший по хит-парадам всего мира и снискавший ей любовь фондов по защите детей от насилия.
На втором диске Сюзанн «Состояние одиночества» кроме «Люки» есть еще один мировой хит «Том Динер», впоследствии перепетый британскими рэперами DNA. Продюсеры были в шоке, но зато сама Сюзанн — в восторге: «Черные дети стали слушать мои песни». Услышав ремикс, она изменила своё отношение к звуку — это отразилось на её дальнейших записях, саунд которых критики находят несравненно более плотным и даже трудным для восприятия (Days Of Open Hand).
99,9 °F, записанный спустя два года, был встречен неважно. От Сюзанн ждали продолжения, а она вновь изменила стиль. Следующий альбом — «Девять объектов желания» (Сюзаннина дочка Руби, муж-продюсер Митчелл Фрум, Лолита, Смерть, трое мужчин, одна женщина и слива) был популярен.
Последний релиз «Испытанное и Истинное» представляет собой коллекцию синглов, две песни, не вошедшие в официальные альбомы («Left of Centre» и «Tom’s Diner» в версии DNA) и две новые песни («Book & Cover» и «Rosemary»).