Владимир Табурин — известный в прошлом петербургский художник. Его дед Фёдор Трофимович Табурин (род. 1777 г.) был в 1809—1817 гг. штурманом, а позднее чиновником 14 класса и учителем Штурманского Балтийского училища в ведомстве Адмиралтейского департамента Министерства морских сил. Отец Амос Фёдорович (1808—1873), коллежский асессор, служил в 1833 — 1847 годах письмоводителем, исправлял должность казначея Высочайше утверждённого в 1832 году комитета об устройстве города Кронштадта. Два старших брата Владимира, — Георгий (род. ок. 1865 г., окончил Павловское военное училище в 1886 году) и Константин (род. 1.06.1866 г.), — были офицерами, принимавшими участие в Русско-японской войне. Владимир родился около 1870 года. Даты жизни В. А. Табурина (1880—1954), указываемые в ряде источников, не соответствуют действительности и нуждаются в уточнении, поскольку Владимир был младшим из трёх братьев Табуриных и не мог быть рождён после 1873 года, года смерти своего отца, художник уже в 1895 — 1896 годах плодотворно работал в популярных иллюстрированных журналах «Нива», «Живописное обозрение», «Север».
В «Живописном обозрении» художник помещал рисунки с натуры, посвящённые событиям из жизни царской семьи: торжественному перевезению императорских регалий, коронованию Николая II и Александры Фёдоровны — темам традиционным для массового и благонамеренного издания, а в «Ниве» с середины 1890-х годов в рубрике «Литературный альбом» его рисунки наряду с работами Н. Н. Каразина, Е. М. Бём, И. С. Ижакевича, Л. О. Пастернака, Е. П. Самокиш-Судковской иллюстрировали произведения выдающихся мастеров литературы, чьи собрания сочинений ежегодно выходили в виде бесплатных приложений к журналу, либо такие произведения публиковались на страницах основного издания. Таким образом, Табуриным были иллюстрированы произведения А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Н. С. Лескова, А. П. Чехова, П. Д. Боборыкина, Вл. И. Немировича-Данченко, А. К. Шеллер-Михайлова.
Помимо литературной иллюстрации художник публиковал в журнале свои самостоятельные работы, но, будучи штатным художником «Нивы», много работал по заказу для журнала, выполняя тематические и юбилейные работы (к 200-летию С.-Петербурга) и различные поручения редакции по художественному оформлению переплётов для ежегодных собраний сочинений (например, Собрание сочинений В. А. Жуковского 1902 года, Генриха Гейне, И. Ф. Горбунова, 1904 года) и др., выходящих в издательстве А. Ф. Маркса.
В годы Русско-японской войны В. А. Табурин вынужден был на время отложить литературную иллюстрацию и сменить направление в своей работе. Как и его старший брат Георгий, капитан 35-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, он отправляется на Дальний Восток в действующую армию. Вместе с известными фотографами Виктором Буллой, Петром Оцупом он прибывает в качестве специального военного корреспондента и фоторепортёра журнала «Нива» к театру военных действий в Маньчжурию. Здесь его деятельность разнообразна: он пишет полубеллетристические репортажи, делает бытовые зарисовки с передовой, пробуя себя в качестве баталиста, публикует много экзотических для рядового российского читателя снимков северо-восточного Китая. С лета 1904 года очерки под общим названием «На войне», сопровождаемые рисунками и фотографиями автора, появлялись едва ли не в каждом номере журнала. По ним читатели еженедельника, выходящего тиражом 275 тысяч экземпляров, узнавали обо всех перипетиях этой неудачной для России войны. Журналист со своеобразным сочувствием описывал положение местного населения, оказавшегося между двух воюющих сторон:
По окончании войны В. А. Табурин не оставляет очеркистики, пишет рассказ «Ванька-Каин» для «Нивы», в котором пытается анализировать причины военных неудач в минувшей войне, и вскоре возвращается к привычной работе книжного иллюстратора. Пребывание на войне обогатило его материалом для последующих художественных работ.
Получив всероссийскую известность, Табурин не ограничивается сотрудничеством с «Нивой». Ещё в конце 1890-х гг. он обратился к детской и юношеской литературе, иллюстрировал издание А. Сальникова «Пушкин для ребяток» — сборник избранных стихотворений поэта. В 1908 году он вновь переиздаёт прежние и иллюстрирует новые книги: повесть для юношества А. В. Круглова «Живые умы» в издании «Товарищества М. О. Вольфа»; повести для юношества Лидии Чарской (Л. А. Вороновой, по мужу Чуриловой), журналы для детей и многое другое.
Владимиру Табурину принадлежит определённый вклад в достоверное изображение места дуэли Пушкина с Дантесом. К 1890-м годам этому месту на Чёрной речке грозила участь утратить современный Пушкину вид. Наряду с художниками И. Криницким и В. Я. Рейнгардтом он одним из первых постарался донести до потомков изображение этого памятного места. Исследователь Александр Романов пишет:
Благодаря хлопотам общественности и меценатству любителей скачек к пушкинскому юбилею 1899 года был изготовлен и установлен первый, ещё несовершенный постамент с гипсовьм бюстом поэта и надписью «Александр Сергеевич Пушкин, — место его поединка, состоявшегося 27 января 1837 года», простоявший до 1924 года.
Самым выдающимся событием в области книжной графики для Владимира Табурина становится работа по иллюстрированию произведений Н. В. Гоголя для издательства «Товарищества М. О. Вольфа». Начиная с 1900 года один за другим издаются иллюстрированные собрания сочинений великого классика, в том числе и поэма «Мёртвые души». Собрание сочинений Гоголя в серии «Великие русские писатели», изданное «Товариществом М. О. Вольфа», было одним из самых интересных в этом ряду. Оно было дорогим, роскошно оформленным, рассчитанным на обеспеченного ценителя книги.
Собрание сочинений было выпущено большим форматом в переплётах с золотым тиснением, на которых имелся блинтовый барельеф Гоголя, размещённый в овальном медальоне, при этом новшество заключалось в том, что каждый том имел свою суперобложку. Помимо этого книги имели ещё и картонный футляр, на котором значилось: «Без этого футляра книга обратно не принимается». Впервые стереотипно изданные сочинения писателя были изданы «Товариществом М. О. Вольфа» 1908 году и в дальнейшем лишь переиздавались без изменений. Табурин сопроводил иллюстрациями как биографию писателя («Гоголь читает „Ревизора“ перед артистами Малого театра»), так и сами его произведения. Всего было сделано 32 иллюстрации на отдельных листах, из них 6 рисунков иллюстрировали «Мёртвые души».
Каждую иллюстрацию сопровождала лаконичная цитата из гоголевского текста. Сами картины были выполнены в чёрно-белых полутонах и напечатаны методом автотипии. Художником были избраны для иллюстрирования не повествовательно-кульминационные, а постановочно-выгодные эпизоды поэмы: ссора Ноздрёва и Чичикова, расставание Павла Ивановича с Маниловыми и так далее. Иллюстрации были выполнены в достаточно хорошей реалистической манере, но не стали выдающимся событием в иконографии гоголевских творений и «Мёртвых душ». «Товарищество М. О. Вольфа» одновременно издало также отдельный альбом «Гоголь в иллюстрациях художника В. А. Табурина», распространявшийся в качестве приложения к журналу «Задушевное слово».
После окончания Русско-японской войны Владимир Табурин сближается с журналом «народных социалистов» «Русское богатство», руководимом В. Г. Короленко, и свои прозаические произведения отдаёт преимущественно туда. Здесь им были напечатаны очерки и рассказы «Скорый поезд», 1909 г., «Политика», 1909 г., «Жива душа», 1910 г., «У старой кумирни», 1911 г., «Прасковья-пятница», 1912 г. Из дневника К. П. Пятницкого известно, что когда 18 сентября 1911 года на Капри у Максима Горького гостил Ф. И. Шаляпин, Горький читал вслух рассказ Табурина «Жива душа». За его опубликование был наложен арест на одиннадцатую книжку журнала «Русского богатства» 1910 года. О предстоящем суде журнала за его публикацию В. Г. Короленко писал С. Д. Протопопову:
А секретарю редакции журнала А. Г. Горнфельду по поводу рассказа Табурина Короленко сообщал следующее:
В годы Первой мировой войны Владимир Табурин возобновляет сотрудничество с «Нивой» и публикует в ней рассказ «Та, которая ждёт», 1915 год.
Однако подлинным призванием Владимира Табурина стало не писательство, а создание почтовых открыток. Первооткрывателем и фаворитом в этой отрасли прикладной живописи явилась художница Елизавета Меркурьевна Бём. С 1898 года, будучи приверженцем русского стиля, она создала более трёхсот композиций для открытых писем. Композиции включали в себя изображения мальчиков и девочек в различных костюмах с текстом из русских былин или же сопровождаемые различными поговорками. Открытки печатались по способу фототипии, цветной автотипии, литографии и хромолитографии. Открытки Бём пользовались огромной популярностью как в России, так и за рубежом. Кроме Бём в России самостоятельно работали в этом жанре Н. Н. Каразин, Н. С. Самокиш, С. С. Соломко, художники «Мира искусства».
В числе русских подражателей Е. М. Бём были художники Е. П. Лебедева-Анохина и А. А. Лавров. Владимир Табурин также пошёл по стопам Е. М. Бём. Первая известная серия открыток компании «Зингер», оформленная по эскизам В. А. Табурина, вышла в 1905 году. Она называлась «Русские пословицы в лицах» и состояла из шести штук: «Не красен обед пирогами, а красен едоками», «Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь», «Хорош Мартын, когда есть алтын. Худ Роман, когда пуст карман», «Не рой ямы другому, сам в неё упадёшь», «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь», «Для милого дружка и серёжка из ушка».
В своей основе эти открытки напоминали понятный народу лубок — поучительные или развлекательные сценки в русском стиле. В чём-то шутливые, в чём-то ироничные, они воссоздавали деревенский быт, хозяйственный уклад рядового обывателя — потенциального покупателя продукции компании «Зингер». Открытка с пословицей «Где работа там и густо, а в ленивом доме пусто» изображала сельский дом, многочисленное и работящее семейство вокруг швейной машинки «Зингер», и как бы внушала бесхитростные буржуазные ценности: трудолюбие, рачительность, семейственность, ведущие к закономерному благополучию, воплощённому в виде заветной продукции компании «Зингер».
Особое место в творчестве Табурина заняли эскизы к открыткам, посвящённым Первой мировой войне, изданные фирмой Теодора Киббеля в Петрограде в 1916 году. Эти эскизы также сопровождались пословицами, а персонажами были всё те же стилизованные дети, с румяными, пухлыми личиками, слегка напоминающие кукольные, но такая стилизация не была какой-то исключительной особенностью творческой манеры Владимира Табурина — это была дань эпохе, точно так же рисовали войну другие русские художники (А. А. Лавров, издания А. Ф. Постнова), активно эксплуатировалась детская тема в пропагандистских целях художниками открыток из Германии, Англии, Франции и т. д. В этой серии художник вновь обыграл сюжет пословицы «Не рой другому ямы, сам в неё упадёшь», как ранее в зингеровских открытках, только на этот раз она получила буквальное, а не фигуральное толкование. См. Галерею.
Приём гротескного изображения глобальных исторических катаклизмов в виде «детской войны» таил в себе возможности для раскрытия всей нелепости бессмысленной человеческой бойни, поэтому на некоторых изображениях его персонажи предстают подчёркнуто жалкими, беззащитными, страдающими, в то время как другие его работы в целом вписывались в рамки идеологической пропаганды доблести, великодушия и отваги русского солдата.
В 1917 году художник выпускает ещё одну серию: «Дети-политики». Тут лубок парадоксальным образом соседствует с карикатурой. Ведущие политические силы России, раздираемой мучительными противоречиями революционной эпохи, своеобразно представлены курносыми, большеглазыми шаловливыми личностями: кто с газетой и в очках, кто в крестьянской фуражке и лаптях, кто с портфелем присяжного поверенного, а кто и с бомбами-револьверами, но в сущности, все они — одинаково ребячливые озорники, только играющие в большую политику. Рисунки смотрятся весьма добродушным для 1917 года шаржем, если не считать образа большевика, злобно и свысока взирающего на малышку-меньшевика, и говорят о равнодушии художника к непонятным и опасным политическим играм своих современников.
Открытки В. А. Табурина выходили большими тиражами и неоднократно переиздавались. Не избежал художник и участи всех популярных авторов открыток, чьи эскизы несанкционированно репродуцировались безвестными умельцами. Так, например, чёрно-белая открытка «Экспроприатор чести» была скопирована по акварели Табурина «Гордость» (рисунок предсталял из себя оригинальный авторский сюжет: гордая девушка предпочла встать под дуло пистолета, нежели уступить насильнику). Таким же образом были репродуцированы и чёрно-белые полутоновые иллюстрации к И. С. Тургеневу. Популярные открытки из серии компании «Зингер» печатались уже в советское время вплоть до самой Великой Отечественной войны государственным трестом «Графическое дело».
Подобно всем художникам, посвятившим себя прикладной графике, Табурин рисовал много меню, пригласительных афиш, рекламных плакатов и т. д. В то время искусство рекламы в России ещё делало только первые свои шаги. В этом жанре себя пробовали художник Сергей Соломко, Николай Орлов, М. Медведев и некоторые другие. Как писал современник:
В начале 1900-х годов Табурин начинает своё сотрудничество с компанией «Зингер», которая в то время только пыталась осваивать российский рынок и для этого строила в Подольске предприятие по производству швейных машин. Художник создаёт рекламный плакат в русском стиле: былинная царевна уверенно работает на современной швейной машинке «Зингер». Соединение в одном образе элементов далёкой истории и современности придавало существенный для рекламы эффект интриги и неожиданности.
Эскиз Табурина был утверждён Отделом промышленности и торговли Министерства финансов России в качестве магазинной вывески и официального торгового знака компании «Зингер» в России. Эмблема швейных машин начала мелькать на страницах «Нивы» и других популярных иллюстрированных журналов и газет. Рекламные плакаты Табурина украшали собой витрины фирменных магазинов «Зингер» едва ли не всех крупных городов Российской империи. Таким образом, Владимиру Табурину удалось красочно увеличить популярность торговой марки известной американской фирмы в России, чья продукция стала одной из примет быта страны начала ХХ столетия.
Кроме сотрудничества с компанией «Зингер», для которой художник помимо плаката нарисовал 18 почтовых открыток, В. А. Табурин создаёт в 1900 году рекламный плакат для «Товарищества табачной фабрики А. Н. Шапошников и Ко», рекламу локомобилей и молотилок со склада Г. Ланца в Армавире, афишу выставки произведений печати 1910 года и т. д. Торгово-промышленные плакаты В. А. Табурина органично совмещали в себе информационно-агитационный элемент с великолепной художественной техникой.
Отношение к творчеству В. А. Табурина различных критиков нужно рассматривать в контексте противоборства различных художественных школ и умственных течений начала века. В целом высказывания по адресу творческой манеры художника от ироничных до отрицательных. Они обусловлены восприятием работ Табурина сквозь призму оценки работ художников журнала «Нива» как архаичных, нехудожественных, рутинных, рассчитанных на потребу невзыскательного обывателя. При этом Табурин упрекается не персонально, а коллективно, как имя нарицательное в совокупности с прочими «коммерческими» художниками. В устах этих «левых» критиков творческие принципы таких художников — символ «старой», уходящей России. Они необходимы постольку, поскольку необходимо их преодоление и движение в сторону новых изобразительных средств, свежего взгляда на художественные возможности рисунка, иллюстрации, а новым течениям в искусстве приходилось пробивать себе трудную дорогу в условиях всеобщей испорченности вкусов «всякими» Табуриными, Ижакевичами и пр. Писатель Сергей Бобров считал, что в «Ниве»:
Ему вторил Кузьма Сергеевич Петров-Водкин:
Показателен разговор Корнея Чуковского с Максимом Горьким о судьбе детской книги. Чуковский пишет:
Насколько ценил Максим Горький Табурина-прозаика, настолько уничижительно отзывался о возможностях Табурина-иллюстратора детской книги.
Не без иронии отзывался также об этой разновидности дореволюционной детской литературы и другой её знаток — Самуил Яковлевич Маршак. Как и Корнея Чуковского, Максима Горького, его не устраивали буржуазное ханжество и приторная назидательность:
Октябрьская революция коренным образом изменила взгляд на природу искусства, творческая манера Табурина и иллюстрируемые им Лидия Чарская (её повесть «Княжна Джаваха» имеет ввиду Маршак) и Александр Круглов в новое время казались излишне слащавыми, «буржуазными» и старомодными, таким образом, творчество художника оказалось прочно забытым. Однако в последнее время вновь наметился интерес к его работам среди филокартистов, ценителей прикладной графики: пригласительных билетов, изобретательных меню, художественных афиш, рисунков на канве, поздравительных адресов и рекламных плакатов. Его открытки экспонировались в «Музее открытки» Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства на выставке старинных открыток «Русская деревня в конце XIX — начале XX века» наряду с работами А. М. Васнецова, Б. М. Кустодиева, И. А. Шарлеманя, Н. П. Богданова-Бельского. Не обходятся без упоминаний Владимира Табурина и историки отечественной рекламы.
В 1920-е годы след братьев Табуриных теряется. Георгий, сделав карьеру при большевиках в качестве председателя вырицкого сельсовета, был арестован по «делу офицеров», Константин, принимавший участие в белом движении, остаток своих дней провёл в Крыму. Неизвестна судьба Владимира Табурина. Проживая в Петербурге, Владимир Амосович неоднократно менял свои петербургские квартиры. Вот данные из адрес-календарей «Весь Петербург»: