Афонина Таисия Кирилловна родилась 13 мая 1913 года в городе Николаеве в семье мастера судостроительного завода «Наваль» (после революции судостроительный завод имени Андре Марти) Афонина Кирилла Николаевича. Её мать Ефросиния Семёновна Гончарова, дочь известного в Луганске кузнеца паровозостроительного завода Гартмана, занималась домашним хозяйством.
В 1931 после окончания школы-девятилетки приехала в Ленинград для продолжения учёбы. В 1932—1936 годах занималась на вечернем отделении рабфака, затем в подготовительных классах при Всероссийской Академии художеств.
Весной 1936 года после окончания подготовительных классов была зачислена на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. Занималась у Михаила Бернштейна, Павла Наумова, Виктора Орешникова.
Война застала Таисию Афонину на последнем курсе института за работой над дипломной картиной «Праздник на Неве». Вместе с сыном и матерью она эвакуировалась сначала в Осташков, затем в Вышний Волочок, потом в Луганск.
После освобождения Луганска в 1943 году участвовала в его восстановлении, преподавала рисунок и живопись в художественном училище. Осенью 1943 года с группой художников едет в Краснодон оформлять клуб перед вручением орденов родителям погибших молодогвардейцев. Позже, в 1946 году, в майском выпуске газеты Академии художеств «За социалистический реализм», она напишет: «Я видела шахту, куда их сбросили, остатки их окровавленной одежды, тюрьму, где их пытали. Я говорила с их матерями и подругами. Мне хотелось рассказать, написать обо всем, о всей их краткой героической жизни.»
В 1946 Афонина окончила Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина по мастерской монументальной живописи Игоря Грабаря. Её дипломная работа — картина «Девушки Донбасса». К теме своей предвоенной дипломной картины — празднику на Неве — Афонина вернулась через двадцать лет, написав в 1959—1960 годах картину и серию удивительно тонких по настроению этюдов.
После защиты диплома продолжила работу в Луганске и только в 1952 году возвращается в Ленинград. Именно луганский музей имени К. Ворошилова приобрел в 1943 году первые три работы Афониной: картины «Немцы пришли», «Угон в Германию», «Встреча». В последующем её работы приобретались музеями Ленинграда, Костромы, Краснодона, Старой Ладоги, Музеем современного искусства в Париже.
Таисия Афонина была членом Санкт-Петербургского Союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР) с 1947 года. Участвовала в выставках с 1940 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Писала портреты, пейзажи, жанровые композиции, натюрморты, этюды с натуры. Работала в технике масляной живописи и акварели. Если в первые годы после окончания института её увлекает военная тематика и пафос возрождения, то в 1950—1960 годы она чаще обращается к жанру портрета и лирического пейзажа. Ленинград, Украина, Карпаты, Мещерские места — здесь она пишет огромное количество натурных этюдов. В 1989—1992 годах работы Т. К. Афониной с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи L' Ecole de Leningrad и других во Франции.
Для творчества Таисии Афониной характерно использование приемов тональной живописи, интерес к передаче световоздушной среды и тончайших колористических отношений. Среди созданных ею произведений картины «Литейный конвейер» (1947), «Портрет З. Кизильштейн-Михайловой» (1955), «Ветреный день» (1956), «Под Рязанью» (1958), «Весна», «Голубая ночь», «После дождя», «У старого Тучкова моста» (все 1959), «На реке Ждановке» (1960), «Портрет китайского студента» (1961), «Натюрморт с вербой», «Портрет О. Берггольц», «Маринка», «Шиповник. Натюрморт» (все 1964), «Портрет А. Гребенюк», «Портрет энтомолога С. Келейниковой» (обе 1975), «Портрет кореянки Тамары» (1977), «Портрет писателя Н. С. Тихонова» (1980). В 1980-е годы её особым увлечение стали цветы: торжественные розы, полевые ромашки, первые тюльпаны. Их она писала преимущественно в технике акварели.
Афонина Таисия Кирилловна скончалась 19 апреля 1994 года в Санкт-Петербурге на восемьдесят первом году жизни. Её произведения находятся в музеях Ленинграда, Костромы, Луганска, Краснодона, Старой Ладоги, в частных собраниях в России, США, Франции и других странах.