Популярные
На фото Телониус Сфир Монк

Телониус Сфир Монк

выдающийся джазовый пианист и композитор, наиболее известен как один из родоначальников бибопа
Дата рождения:
1917-10-10
Дата смерти:
1982-02-17
Биография

Биография

Детство и юность

Родился Телониус Монк 10 октября 1917 года; в семье Барбары Монк (в девичестве Бэттс) и Телониуса Монка он был вторым ребёнком (сестру Монка звали Мэрион, она была старше его на два года, младшего брата звали Томас). Сам музыкант в разное время называл разные даты своего рождения, точно это было установлено только в 1968 году, когда критик Леонард Фэзер обнаружил оригинал свидетельства о рождении. В этом документе его имя записано как «Телониус Монк-младший». Второе имя, Сфир, он по видимому присвоил себе в честь деда по материнской линии.

В возрасте трёх лет музыкант вместе с семьёй переехал в Нью-Йорк, на Манхэттен. В квартире по адресу 243 West 63rd St, где они поселились, он прожил почти всю оставшуюся жизнь - сначала с матерью, сестрой и братом (отец оставил семью вскоре после переезда и вернулся в Роки Маунт), а затем с женой и детьми. Барбара Монк была вынуждена работать на нескольких работах сразу, чтобы прокормить детей; но помимо финансовых затруднений ничто не усложняло детства мальчика: моральная обстановка в семье была хорошей, в школе он учился хорошо (хотя и имел проблемы в общении со сверстниками), особенно любил физику и математику.

Впервые за фортепиано Телониус сел в возрасте 6 лет. Периодически он брал уроки, но академического музыкального образования так и не получил и был невысокого мнения о высшем образовании в целом. Своими кумирами он считал Дюка Эллингтона, Джеймса П.Джонсона и других страйд-пианистов того времени.

В 1940 году он получил должность пианиста в легендарном манхэттенском клубе «Minton's Playhouse». На этой работе Монк зарабатывал всего 17 долларов в неделю, но получал большое удовольствие от импровизаций с барабанщиком Кенни Кларком: они выработали свою собственную манеру игры, усложняя композиции, чтобы отсеивать посредственных исполнителей, желавших выступать с ними вместе. В 1942 году в клубе стали появляться Диззи Гиллеспи и Чарли Паркер, которые позаимствовали систему аккордов и стиль Монка и стали общепризнанными родоначальниками бибопа, обретшего популярность и коммерческую успешность в 1944 году. В том же 44-м Монк покинул «Minton's Playhouse», не добившись признания широкой публики.

Ранние записи (1944—1954)

В 1944-м сделал свою первую студийную запись совместно с квартетом Коулмена Хокинса. Хокинс был первым известным музыкантом, поверившим в талант молодого Телониуса Монка, и тот впоследствии отплатил ему за доверие приглашением поучаствовать в записях 1957 года с Джоном Колтрейном.

В 1947 году произошло два очень важных для Монка события. Наступил переломный момент в его карьере: в августе он подписал контракт на пять лет со студией звукозаписи «Blue Note» и сделал первую самостоятельную студийную запись. Произошли изменения и в его личной жизни: в этом году он вступил в брак с Нелли Смит, которую знал с 15-летнего возраста; это очень сильно повлияло на жизнь музыканта: жена постоянно заботилась о нём и оказывала ему поддержку. Через 2 года у них родился сын Телониус Сфир-младший (в детстве носил прозвище Toot в честь кораблика из мультфильмов Уолта Диснея и отец посвятил ему пьесу «Little Rootie Tootie». Как и отец, посвятил свою жизнь джазу; ударник и композитор, выступает под именем Т.С. Монк), а в 1953 году — дочь Барбара (семейное прозвище — «Бу-бу»).

Работы Монка всё ещё не имели широкого успеха у публики: его оригинальную манеру исполнения многие считали дилетантской. Он много пил, курил марихуану и принимал медикаменты (это началось ещё во время его работы в «Minton's Playhouse», где такой стиль жизни считался нормой). В 1948 году Монк впервые был обвинён в преступлении: у него обнаружили марихуану. На год конфискована его кабаре-кард (удостоверение, позволяющее выступать в заведениях, где подают спиртное), так что он фактически лишился своего основного источника дохода. В 1951-м разразился новый скандал: в машине, где находся сам Монк, его друг пианист Бад Пауэлл и двое неизвестных, был обнаружен героин, музыкант был арестован, а его кабаре-кард отнята на шесть лет, таким образом он не мог выступать ни в одном клубе Нью-Йорка. Это стало для Монка настоящей трагедией: ему приходилось довольствоваться выступлениями в театрах и на концертах за городом. Кроме того, «Blue Note» заморозила контракт с музыкантом, а когда он был возобновлён, коммерческий успех так и не появился. В 1952-м году срок контракта истёк, и Монк стал работать на студии «Prestige Records». В этот период было создано много значительных записей: совместные работы с саксофонистом Сонни Роллинзом, барабанщиком Артом Блэйки и великим трубачом Майлзом Дэвисом. Его отношения с коллегами складывались по-разному: к молодому Роллинзу он относился с уважением, а вот к Дэвису испытывал неприязнь. В свою очередь, Дэвиса раздражала манера Монка отвлекать внимание от солирующей трубы своими сумасшедшими пассажами: он не очень подходил на роль аккомпаниатора, и музыканты часто ссорились.

В 1953-м Монк познакомился с баронессой Панноникой де Кёнигсвартер, дочерью банкира Натаниэла Чарльза Ротшильда, покровительствовавшей джаз-музыкантам. Она оказала значительную помощь ему и Чарли Паркеру, когда у них обоих не было возможности выступать в кабаре. Баронесса осталась близкой подругой Монка до конца его жизни. Ей посвящена тема Монка "Панноника".

В студиях «Riverside» и «Columbia Records»

В 1955 году коллега и друг Монка Чарли Паркер скончался. Это печальное событие привлекло внимание широкой публики к миру джаза, и пластинки Телониуса Монка стали продаваться лучше. Он заключил контракт со студией «Riverside», владелец которой, Оррин Кипньюс, убедил амбициозного музыканта записать классические джазовые мелодии в своей интерпретации. Так был создан альбом «Thelonious Monk Plays Duke Ellington», который высоко был оценён Дюком Эллингтоном и смог пробудить интерес публики к Телониусу Монку, тем не менее этот альбом не очень высоко ценится критиками, которые считают его одной из слабейших записей музыканта.

В этот период Монк заключил контракт с «Columbia Records», но его новые произведения утратили былую оригинальность: все они строились по одному плану и были похожи друг на друга. Исключение составляет его последний альбом, записанный в этой студии — «Underground».

Концерн CBS предложил музыканту выпустить альбом с песнями группы «The Beatles» в собственной интерпретации, чтобы внести новизну в его творчество, но Монк отказался. В 1971 году он принял участие во всемирном турне «Гиганты джаза», в это же время записал свой последний альбом в трёх частях на небольшой студии «Black Lion».

Дальнейшая жизнь

В 1986 году был основан Институт джаза имени Телониуса Монка — некоммерческая образовательная организация, призванная дать возможность молодым джаз-музыкантам со всего мира учиться у признанных мастеров.

В 1989 году был выпущен документальный фильм «Thelonious Monk: Straight, No Chaser» (в роли продюсера выступил Клинт Иствуд), в котором члены семьи и коллеги Монка рассказывают о его жизни и творчестве.

Дискография

  • After Hours at Minton's (1943)
  • Genius Of Modern Music: Volume 1 (1947–1948)
  • Genius Of Modern Music: Volume 2 (1947–1952)
  • Thelonious Monk Trio (1952)
  • Monk (1953)
  • Thelonious Monk and Sonny Rollins (1953)
  • Thelonious Monk Plays Duke Ellington (1955)
  • The Unique Thelonious Monk (1956)
  • Brilliant Corners (1957)
  • Thelonious Himself (1957)
  • Thelonious Monk with John Coltrane (1957)
  • Art Blakey's Jazz Messengers with Thelonious Monk (1957)
  • Monk's Music (1957)
  • Mulligan Meets Monk (1957)
  • Thelonious Monk Quartet with John Coltrane at Carnegie Hall (1957)
  • Blues Five Spot (1958)
  • Thelonious in Action (1958)
  • Misterioso (1958)
  • The Thelonious Monk Orchestra at Town Hall (1959)
  • 5 by Monk by 5 (1958)
  • Thelonious Alone in San Francisco (1958)
  • Thelonious Monk And The Jazz Giants (1959)
  • Thelonious Monk at the Blackhawk (1960)
  • Monk in France (1961)
  • Monk's Dream (1962)
  • Criss Cross (1962)
  • April in Paris (1963)
  • Monk in Tokyo (1963)
  • Miles & Monk at Newport (1963)
  • Big Band and Quartet in Concert (1963)
  • It's Monk's Time (1964)
  • Monk (album) (1964)
  • Solo Monk (1964)
  • Live at the It Club (1964)
  • Live at the Jazz Workshop (1964)
  • Straight, No Chaser (1966)
  • Underground (1967)
  • Monk's Blues (1968)
  • The London Collection (1971)
  • Monk's Classic Recordings (1983)

Упоминание имени музыканта в различных сферах

Телониус — довольно редкое имя, кроме музыканта, его отца и сына, никто из исторических личностей его не носит. Это имя упомянуто в качестве альтернативного варианта перевода имени Филонуса, сына Меркурия, в «Метаморфозах» Овидия.

Сфера (Sphere) - выдуманное самим Телониусом прозвище. Это противопоставление термину Квадрат (Square) - так в его молодость называли людей консервативного склада ума.

В честь Телониуса Монка были названы:

  • Астероид 11091 Телониус
  • Эпизодический персонаж мультсериала «Симпсоны», ученик начальной школы Вест Спрингфилда, нелюдимый интеллектуал, понравившийся Лизе Симпсон.
  • Бельгийский крепкий эль «Brother Thelonious» пивоварни «North Coast Brewing Company» (Форт Брэгг, Калифорния) . По два доллара с каждой проданной коробки идёт в пользу Института джаза имени Телониуса Монка.
  • Фаррелл Уильямс некоторое время использовал псевдоним Thelonius P в знак уважения к Монку.
  • Тринадцатый крупный релиз блог-платформы WordPress версии 3.0, вышедший 17 июня 2010 г.

Интересные факты

Монк постоянно носил разные головные уборы, которые собирал по всему свету: лыжные шапочки, ковбойские шляпы, шапки из шкуры кенгуру, баварские охотничьи шляпы, бутафорские короны и кипы. Но в историю вошёл в любимой чёрной шёлковой шапочке с красным помпоном из Индонезии.

В титрах фильма Jazz At Summer Day имя Монка указано неправильно (без "о") ? Thelonius. Хоть конферансье во время своей вступительной речи всячески восхищается Монком, в этом фильме-концерте он выступает вторым - перед очень маленькой аудиторией; тогда как его менее именитые коллеги выступают после него. Также большую часть импровизации перебивает грубо записанный голос с общими замечаниями о погоде и фестивале.

Поделиться: