В конце XV века, в городке Пьеве ди Кадоре неподалеку от Венеции, родился один из великих живописцев эпохи Возрождения – Тициан. Выяснить точную дату его рождения биографам не удалось, однако известно, что художник появился на свет в промежутке от 1476-го до 1490 года. Судя по его собственным письмам, это был 1477 год, однако историки склонны считать более верной датой 1488-й.
Семья его родителей, Грегорио и Луччи Вечелио, была не только обеспеченной, но и знатной, а ее родословную можно проследить почти на 250 лет, минувших до рождения Тициана. Отец художника какое-то время занимал должности начальника народного ополчения и инспектора шахт, где добывали руду. Детей в семье Вечеллио родилось четверо – двое сыновей и две дочери. Сведений об их образовании история не сохранила – достоверно можно сказать лишь то, что Тициан не читал на латинском, знание которого отличало в то время людей хорошо образованных. Письма же за него писали под диктовку. Правда, эти недостатки совершенно не мешали ему дружить с поэтом Пьетро Аретино и другими литераторами, а современники рассказывали об общительности художника и его прекрасных манерах.
Примерно в 1500 году отец отослал Тициана и младшего сына Франческо в Венецию для обучения искусству живописи. Видимо, сначала Тициан учился у Себастьяна Дзуккато, потом называл своим учителем Дженти ле Беллини, а в конечном итоге стал учеником брата Дженти – Джованни Беллини, очень талантливого художника и педагога, который воспитал несколько поколений венецианских мастеров.
В мастерской Джованни Беллини Тициан подружился с Джордже да Кастельфранко – художником, получившим известность как Джорджоне. Вместе они стали организаторами общества профессиональных живописцев, а в 1507 году Джорджоне, бывший несколькими годами старше Тициана, открыл собственную мастерскую. Год спустя Тициан и Джорджоне вместе расписывали фасад здания немецких купцов Фондако Деи Тедески, но эти наружные фрески практически не сохранились.
Дружба художников оказалась недолгой – в 1510 году жизнь Джорджоне унесла чума. По слухам. Тициан закончил несколько незавершенных им полотен, и не подлежит сомнению, что под влиянием Джорджоне художник находился еще несколько лет. Во многих его ранних работах видны мотивы живописи старшего друга – идиллическое изображение природы, мягкость интонаций. Однако в 1511 году Тициан создал фрески для падуанской оратории Скуола дель Санто на сюжеты о святом Антонии, и в этих работах уже ясно проступает его собственная монументальная манера. В картине «Любовь земная и небесная», написанной около 1514 года, лирика и идиллия окончательно уступили место праздничным краскам и чувственности – это было практически первое произведение Тициана, ярко раскрывшее своеобразие его творчества.
В 1513 году кардинал Пьетро Бембо, прославленный гуманист и друг Рафаэля Санти, стал секретарем римского папы Льва X и пригласил Тициана на службу к своему покровителю, но художник отказался от столь лестного предложения. К этому времени у Тициана уже имелась собственная мастерская и двое помощников, а кроме того, в Венеции его конкурентом был лишь Джованни Беллини. В 1516 году Беллини умер, и Тициан стал в республике ведущим художником, получив в 1517-м, помимо привилегии писать портрет дожа, государственное содержание, составлявшее сотню дукатов в год. Свою репутацию художник подтвердил, закончив в 1518 году двухлетний труд по созданию алтарного образа «Ассунта» (или «Вознесение Марии») для Санта Мария Деи Фрари – венецианской церкви.
Влиятельным покровителем Тициана стал Альфонсо I д'Эсте, герцог Феррары, заказавший художнику несколько мифологических картин. В 1518 году Тициан написал «Приношение Венере», в следующем году – «Вакханалию» и в 1523-м «Вакха и Ариадну» – огромные многофигурные композиции с напряженной динамикой. Написал он и портрет герцога, крайне заинтересовавший своим исполнением знатные семьи, а потому художник получил доступ в самые высокие круги общества.
В те же годы Тициан работал над полиптихом, который заказал епископ Аверольдо для Санти Надзаро-э-Чельсо, церкви в городе Брешиа. Особое восхищение вызвала у современников фигура святого Себастьяна – в ее изображении, как и во всем полиптихе, состоящем из пяти частей, Тициан использовал эффекты ночного освещения, сложный язык поз и ракурсов, движений и жестов.
В 1523 году Тициан работал в Ферраре, получив заказы от маркиза Мантуи Федерико Гонзаги и дожа Андреа Гритти. К тому времени определилась личная жизнь художника – любовь к девушке Чечилии принесла ему двоих сыновей, Орацио и Помпонио, а в 1925 году Тициан женился на матери своих детей.
Алтарными образами живописец продолжал заниматься и далее. Самые известные из них – «Мадонна дома Пезаро» (1526 год) для церкви Санта Мария Деи Фрари и «Убиение мученика Петра» (1528 год) для церкви Санти Джованни-э-Паоло, занявшее в объявленном церковью конкурсе первое место.
В конце 1529 года Тициан уехал в Болонью, чтобы написать портрет прибывшего в Италию императора Священной римской империи – Карла V. Император был от живописца в восторге, и со следующего года Тициан начал писать по его заказам. Подарив мастеру глубокое уважение императора Карла, судьба в 1930 году даровала ему также дочь Лавинию, но, видимо ради равновесия, отняла жену. После смерти Чечилии Тициан более не женился и жил вместе с детьми в огромном прекрасном доме, сад которого выходил на лагуну. Проблем с покупкой дома, да и вообще с финансами, у художника не было – после каждого портрета Карла V Тициан получал от императора тысячу золотых. В 1533 году Карл сделал живописца графом Палатинским и произвел в рыцари Золотой шпоры с пожизненной пенсией – ежегодно казначейство Неаполя выплачивало Тициану двести золотых.
Кстати, после того как Тициан написал портрет испанского короля Филлипа, приходившегося императору сыном, он получил такую же пенсию и от Испании. Таким образом, его годовой доход составлял около семисот золотых, и до конца своих дней художник ни в чем не нуждался – редкое счастье для творческого человека! Разумеется, помимо пенсий от королей и правительства Венеции были и иные доходы, ведь заказов Тициан получал неимоверно много. Он написал, к примеру, портреты римского короля Фердинанда, обоих его сыновей, королеву Марию и множество портретов придворных и знати.
В Венеции художник поддерживал тесные дружеские отношения со скульптором и архитектором Якопо Сансовино. Вместе с Пьетро Аретино они составляли триумвират, долгое время определявший характер художественной культуры Венецианской республики. Вместе со статусом «императорского живописца» это принесло Тициану огромное количество привилегий и невероятную популярность.
В 1536 году Тициан начал цикл «Двенадцать цезарей» для Федерико Гонзага, правителя Мантуи, а в 1538 году написал одно из самых знаменитых своих произведений – «Венеру Урбинскую». Эта картина послужила объектом для вариаций на ее тему очень многим художникам – по мнению знатоков, в европейской живописи просто не существует более соблазнительного, влекущего и свежего образа красоты женского тела.
В сороковые годы XVI века Тициан много путешествовал и много работал. Он создал новый жанр портретов, который поэт Аретино назвал «историей» – эти полотна изображали заказчиков во весь рост, а их торжественное великолепие сочеталось с сюжетной завязкой и сложностью характеров, что приближало парадные портреты к жанру «историческая картина». Пожалуй, это и предыдущее десятилетия стали самым успешным периодом творчества Тициана.
В 1545 году Тициан приехал в Рим, где осмотрел художественные памятники великого города и написал портрет римского папы Павла III и портреты могущественной семьи Фарнезе. Однако римские художники не сумели оценить разрыв Тициана с господствующим тогда «маньеризмом», появление в его картинах свободного колорита и натуралистической чувственности. В Риме Тициана посетил Микеланджело и, увидев уже готовую «Данаю», похвалил картину за «манеру и колорит», но посетовал, что венецианские художники не владеют «хорошими приемами работы», а покинув мастерскую, сказал, что творчество Тициана – слишком земное…
Год спустя Тициан стал почетным гражданином Рима, а в 1547 году умер художник Себастьян дель Пьомбо, работавший при дворе римского папы. Тициан попытался занять его должность, но получил отказ. Венецию он покинул снова в 1548 году, отправившись в Аугсбург, чтобы снова писать портреты Карла V и его придворных.
С 1551 года художник работал для венецианских заказчиков все меньше и меньше, предоставив это поле деятельности молодым художникам. Сам же он сосредоточился на заказах, которые получал от династии Габсбургов. Финансовые проблемы у него возникли только с испанским двором – король Филипп очень неохотно отдавал обещанные деньги, и Тициан забрасывал его письмами по этому поводу. Но зато благодаря таким отношениям художник пользовался абсолютной свободой в выборе тем, интерпретаций и исполнения заказанных ему картин. Именно для Габсбургов Тициан завершил в 1554 году картину «Венера и Адонис», мифологическое произведение, полное очевидной эротики.
В конце пятидесятых годов мастером были завершены три алтарных образа – «Благовещение», заказанное неаполитанской церковью Сан Доменико Малдсоре, «Распятие Христа с Мадонной» для анконской церкви Сан Доменико и «Мученичество святого Лаврентия» для церкви Крестоносцев в Венеции. Все три образа имеют общее в стилистике – Тициан использовал в ночных сценах новую технику живописи, разделение пластики и рисунка при рисовании фигур. Локальность цвета и точность деталей сменились живописью, которую Тициан творил красками, нанося их широкими мазками, а в завершение работы смешивал, растирая пальцами, словно скульптор, работающий с глиной. «Магический импрессионизм», как назвали эту технику позднее, современники Тициана оценить не сумели, считая, что столь лаконичный и стремительный стиль связан со старостью художника – его физической немощью и ослабшим зрением. К этому периоду относятся такие шедевры Тициана, как Похищение Европы», «Диана и Актеон». «Персей и Андромеда», исполненные по заказу Филиппа II.
Но старость все же брала свое, и в душе художника поселились страх смерти и отчаяние – особенно после смерти в 1556 году Пьетро Аретино, с которым его связывала многолетняя дружба. В 1558 году скончался Карл V, а еще через год умер Франческо, брат Тициана и его верный помощник. Пережив эти удары судьбы, Тициан сосредоточился, в основном, на сюжетах религиозных.
В 1565 году появилась картина «Аллегория Времени», на которой изображены головы самого художника, Орацио, его сына, и Марко, его внука, соединенные с головами льва, волка и собаки – намек на связь прошлого, настоящего и будущего. И во всех произведениях этого периода красочные мазки выглядят словно хаотическими – Тициан отвергает натурализм, чтобы сделать акцент на эмоциях и передать свое отношение к сюжету картины.
Рисовал великий мастер до конца своих дней, и его кисть по-прежнему признавали несравненной. В 1576 году, страшное лето которого ознаменовалось для Венеции чумой, умер любимый сын Тициана – Орацио, и последний, незаконченный шедевр художника полон ощущения смерти. Картину «Оплакивание Христа», предназначенную для капеллы Христа (церковь Санта Мария Глориоза Деи Фрари), завершил его ученик Пальма-младший.
Тициан умер 27 августа 1576 года, предположительно от чумы. По некоторым источникам его обнаружили лежащим на полу и сжимающим в руке кисть. На следующий день венецианцы, словно забыв о продолжающейся эпидемии и карантине, торжественно похоронили своего знаменитого соотечественника там, где он и желал, – в церкви Фрари.
Состояние, оставленное прославленным художником, оказалось огромным – но в наше время заработанные Тицианом деньги кажутся весьма скромными в сравнении со стоимостью его картин.