Популярные
На фото Тихон Николаевич Хренников

Тихон Николаевич Хренников

советский композитор, народный артист СССР
Дата рождения:
1913-06-10
Дата смерти:
2007-08-14
Биография

Профессор МГК имени П. И. Чайковского с 1966 года. Лауреат Ленинской премии (1974), трёх Сталинских премий второй степени (1942, 1946, 1952), Государственной премии СССР (1967). Первый секретарь СК СССР.

Биография

Родился 28 мая (10 июня) 1913 года в Ельце (ныне Липецкая область) десятым ребёнком в семье приказчика у местных купцов; мать — Варвара Васильевна — домохозяйка.

Увлёкся музыкой во время пребывания в Ельце В. Агаркова, стал заниматься с Анной Федоровной Варгуниной. Зимой 1927—1928 прибыл в Москву и показал свои произведения Агаркову, который отнёсся к нему с симпатией и посоветовал сначала закончить среднее образование в Ельце, а затем учиться в Москве. Весной 1929 года окончил школу-девятилетку; написав письмо Михаилу Гнесину и получив положительный ответ, поступил в число студентов техникума Гнесиных. Окончил Музыкальное училище имени Гнесиных (1932) и Московскую консерваторию (1936), ученик В. Я. Шебалина и Г. Г. Нейгауза.

В 1939 году написал оперу «В бурю» (1939), которая стала «первым успешным опытом претворения в музыке революционной темы», в ней Хренников впервые вывел в опере В. И. Ленина. В 1950 году написал оперу «Фрол Скобеев» (1950). Писал музыку к спектаклям и фильмам, в том числе «Свинарка и пастух» (1941), «В шесть часов вечера после войны» (1944) и т. д. В его музыкальном спектакле «Доротея» (и других) одну из главных ролей на премьере исполнял оперный певец Леонид Екимов. В 1941—1956 отвечал за музыкальную часть в ЦАТСА.

Уже в 1930-е гг. Хренников вошел в официальную обойму советских композиторов, представляя «композиторскую молодёжь». Характерно его выступление во время дискуссии о статьях в «Правде» «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь», состоявшейся в феврале 1936 г.:

Наряду с другими официальными представителями советской культуры — Н. И. Челяповым, Н. Я. Мясковским, Н. К. Чемберджи, С. Н. Василенко, В. А. Белым, А. М. Веприком, А. И. Хачатуряном, Б. С. Шехтером, М. Л. Старокадомским, Г. Н. Хубовым, В. И. Мурадели, В. М. Юровским, Л. В. Кулаковским, Хренников подписал заявление, приветствовавшее «приговор Верховного Суда СССР, вынесенный предателям родины, фашистским наемникам — М. Н. Тухачевскому, И. Э. Якиру и другим».

Долгое время распространялась легенда о том, что советские музыканты в период правления Хренникова якобы не подвергались репрессиям, не арестовывались и т. д. В интервью, данном пианисту Яше Немцову 8 ноября 2004 г. в Москве, Хренников утверждал, что благодаря его заступничеству, был «тут же освобожден» «задержанный» композитор Моисей Вайнберг, и то же произошло с А. М. Веприком. В действительности, Веприк провел в Гулаге четыре года, а Вайнберга, вышедшего на свободу в июне 1953 г. спасла от преследований и, возможно, гибели, смерть Сталина. Данные о репрессиях в отношении музыкантов после 1948 г. лишь начинают публиковаться, но и обнародованные свидетельства подтверждают массовый характер преследований.

В 1949 году Хренников подверг уничтожающей критике молодого композитора Александра Локшина, воспользовавшись формулировками одного из идеологов сталинизма, Павла Апостолова; при этом «модернистскому» творчеству Локшина в качестве образца истинного, народного по духу искусства была противопоставлена кантата «Сон Степана Разина» Галины Уствольской. Это выступление вызвало возмущение М. Ф. Гнесина, обвинившего Хренникова, не осмелившегося критиковать Локшина в профессиональной среде, в двуличии. Результатом погрома явилось изгнание Локшина из академической среды.

Как руководитель Союза композиторов, Хренников не сделал ничего для отмены приговора в отношении первой жены С. С. Прокофьева, Лины Ивановны, арестованной 20 февраля 1948 года. по сфабрикованному обвинению, или хотя бы облегчения ее участи в лагере. Никто не заступился за сыновей Прокофьева, принудительно выселенных из своей квартиры. После возвращения Лины Ивановны из лагеря Союз композиторов не помог улучшить стесненные жилищные условия первой семьи композитора — за семью заступились Ирина Архипова и Зураб Соткилава. Первая семья Прокофьева подвергалась систематическим унижениям: так, по свидетельству Святослава Прокофьева, Лине Ивановне, лично приглашенной министром культуры Франции на открытие мемориальной доски Прокофьева в Париже, Союз композиторов ответил: «Считаем вашу поездку нецелесообразной». На церемонии присутствовал Хренников со всей своей семьей. Лину Ивановну Прокофьеву не пустили и на открытие оперного театра в Сиднее. В то же время, Святослав Прокофьев отмечал типичную логику функционера: при случае Хренников мог и помогать «в границах, когда не было угрозы его собственному положению и карьере […]. Но эти границы никогда не переходил».

Идеологические кампании 1948—1949 годов против «формалистов» в музыке непосредственно продолжили так называемую «борьбу с космополитами» — политику государственного антисемитизма, расцветшего после Второй мировой войны и проявившегося в самых разных формах, в том числе в искусстве — от знаменитых идеологических постановлений, деклараций официальных писателей и критиков до омерзительных карикатур и площадной антисемитской брани в журнале «Крокодил». Историки государственного антисемитизма в СССР называют Тихона Хренникова в ряду наиболее активных поборников «чистоты русской культуры». При этом в советской официальной политике и до, и после смерти Сталина постоянно проводилась четкая граница между «хорошими советскими евреями» и «нацистами-сионистами». Этой «партийной линии» следовало руководство Союза композиторов, клеймившее «сионистских агрессоров», «агентов мирового империализма» и расправлявшееся с «идеологически порочными», «враждебными» явлениями в советской музыкальной культуре. Понятие «сионист» зачастую использовалось как жупел в борьбе с неугодными режиму людьми разных национальностей, вероисповеданий, убеждений и т. д. (Рославец, Николай Андреевич). «Борьба с формалистами» проводилась также в других странах: по свидетельству Дьёрдя Лигети, после официального визита Хренникова в Будапешт, в 1948 году был снят с репертуара балет Б. Бартока «Чудесный мандарин»; буквально за ночь были перенесены в запасники полотна французских импрессионистов и проч. В 1952 году Лигети чуть не был лишен права на преподавание за то, что демонстрировал студентам запрещенную партитуру «Симфонии псалмов» И. Ф. Стравинского, — Лигети спасло личное вмешательство З. Кодаи.

После смерти И. В. Сталина Хренников сохранил свои позиции и оставался на протяжении более 40 лет единственным руководителем советской музыки. В это время Хренников написал оперы «Мать» (1957), «Золотой телёнок» (1985), балет «Любовью за любовь» (1976), «Гусарская баллада» (1979), оперетту «Сто чертей и одна девушка» (1963) и т. д. Поддерживал «партийную линию» в музыке, участвовал в гонениях на композиторов (см. Хренниковская семёрка). Замалчиванию или систематическим нападкам подвергалось наследие русского авангарда, а также его исследователи. Так, многие годы третировался немецкий публицист Детлеф Гойовы (1934—2008), пропагандировавший на Западе «новую советскую музыку 20-х гг.». Публицисту, ославленному антисоветчиком, до 1989 года был запрещен въезд в СССР; копии его статей, пересылаемых коллегам, арестовывались советской таможней. В свою очередь, не выпускались за границу отечественные музыковеды, занимавшиеся наследием русского авангарда (см. Рославец, Николай Андреевич).

С 1961 года преподавал в МГК имени П. И. Чайковского (с 1966 года – профессор).

В последнее десятилетие свой жизни Хренников негативно высказывался о лидерах перестройки, распаде СССР и ликвидации соответствующих структур: «Здесь было предательство наших руководителей. Я считаю предателем партии и предателем народа Горбачева и его приспешников, которые специально устроили травлю советского искусства […]».

В одном из программных интервью Хренникова газете «Завтра» прославляется И. В. Сталин — «гений» и «совершенно нормальный человек», терпимый к критике, а также советская культурная политика, несмотря на то, что в 1937 году были репрессированы два брата Хренникова — Борис и Николай (последний был оправдан 2 года спустя):

Действительный член Международного Леонардо-клуба.

Умер 14 августа 2007 года в Москве. Похороны прошли в Ельце 17 августа 2007 года. Ещё за несколько месяцев до своей кончины Тихон Николаевич говорил о том, что хотел бы быть похоронен в Ельце, в городе, где он родился, который он очень любил, где были похоронены его родители. Администрация города, посоветовавшись с внуком и дочерью композитора, решила похоронить его в саду его собственного дома-музея, где он родился.

Общественная деятельность

  • член ВКП(б) с 1947 года
  • кандидат в члены ЦК КПСС с 1976 года
  • член ЦРК КПСС (1961—1976)
  • депутат ВС СССР 6—11 созывов (1962—1989)
  • генеральный (1948—1957), первый (1957—1991) секретарь СК СССР

Награды и звания

Премии

  • Сталинская премия второй степени (1942) — за музыку к к/ф «Свинарка и пастух» (1941)
  • Сталинская премия второй степени (1946) — за музыку к к/ф «В шесть часов вечера после войны» (1944)
  • Сталинская премия второй степени (1952) — за музыку к к/ф «Донецкие шахтёры» (1950)
  • Государственная премия СССР (1967) — за цикл инструментальных концертов (концерт для скрипки с оркестром, концерт для виолончели с оркестром)
  • Ленинская премия (1974) — за 2-й концерт для фортепиано с оркестром
  • Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1979) — за 2-й концерт для скрипки с оркестром
  • премия Президента Российской Федерации (2003)

Звания

  • народный артист СССР (1963)
  • народный артист РСФСР (1954)
  • заслуженный артист РСФСР (1950)

Награды

  • Герой Социалистического Труда (1973)
  • четыре ордена Ленина (1963, 1971, 1973, 1983)
  • два ордена Трудового Красного Знамени (1966,1988)
  • орден Почёта (1998)
  • медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946)
  • медаль «За оборону Москвы» (1946)
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946)
  • медаль «В память 800-летия Москвы» (1947)
  • медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1965)
  • медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1975)
  • медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1985)
  • медаль «Ветеран труда» (1995)
  • медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1995)
  • медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)
  • медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (2005)

Международные награды и звания

Польша Монголия
Болгария Италия Италия Болгария Италия Румыния Франция

Награды и премии общественных и иных организаций

  • 1963 — Почетный знак 1-й степени городского совета Софии (Болгария)
  • 1965 — Почетный гражданин города Русе (Болгария)
  • 1969 — Почетная медаль «Борец за мир» Советского комитета защиты мира
  • 1972 — Почетный гражданин города Бургас (Болгария)
  • 1972 — Почетный гражданин города Елец
  • 1972 — Ветеран 4-ой гвардейской танковой армии
  • 1980 — медаль «За вклад культуры и искусства в развитие Чехословацко-советской дружбы» (ЧССР)
  • 1980 — медаль имени А. В. Александрова
  • 2000 — Памятный знак академии управления МВД РФ
  • 2002 — Премия МВД России
  • 2002 — Почетная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства»
  • 2003 — медаль «Достойному» Российской академии художеств
  • 2003 — орден «За честь и доблесть» Российского национального Олимпа
  • 2004 — Почетный гражданин Липецкой области
  • 2004 — Рубиновый крест Благотворительного фонда «Меценаты столетия»
  • 2005 — медаль «За особый вклад в развитие Кузбасса» 1-й степени
  • 2005 — Общественная премия «Патриот Москвы»
  • 2006 — Орден миротворца 1-й степени Всемирного благотворительного альянса «Миротворец»

Награды Кинофестивалей

  • 1951 — Большая премия за к/ф «Кавалер Золотой Звезды» (VI Международный кинофестиваль в Карловых Варах)
  • 1954 — Большая премия за к/ф «Верные друзья» (VIII Международный кинофестиваль в Карловых Варах)
  • 1959 — премия «Золотой парус» за к/ф «Капитанская дочка» (XII Международный кинофестиваль в Локарно)
  • 2001 — приз за лучшую музыку к к/ф «Два товарища» (Кинофестиваль «Литература и кино» в Гатчине)

Музыка к фильмам

  • Трое

(Текст песен М. Л. Матусовского).

  • Таланты и поклонники

(совместно с А. Чайковским).

  • В шесть часов вечера после войны
    • Казак уходил на войну
    • Песня артиллеристов
    • Дело не в этом, друзья
    • Прощальная
  • Верные друзья
    • Что так сердце растревожено?
    • Лодочка
    • Мы плыли по течению
    • Речная песенка
    • Песня верных друзей
  • Гусарская баллада
    • Колыбельная Светлане
    • Жил-был Анри IV
    • Давным-давно
    • Романс Жермон
    • Романс Шурочки
  • Дуэнья
    • На свете жил сеньор нестарый
    • Не скучай
    • Серенада
  • Любовью за любовь
    • Любовь за любовь
    • Как соловей о розе
    • Ночь листвою чуть колышет
  • Свинарка и пастух
    • Песня о Москве
    • Ой вы кони
    • Песня Глаши
    • Серенада Кузьмы

Оценка творчества

Новейшая критика тесно связывает эстетику Хренникова с особенностями культуры советского периода:

Другой критик, усиливая ту же мысль, отмечает:

По мнению современного музыковеда,

Увековечение имени

  • 30 июля 2008 года в Липецке появилась улица Хренникова
  • 14 августа 2008 года в саду дома-музея в Ельце установили памятник Хренникову работы А. М. Таратынова.
  • В Ельце присвоено имя Хренникова школе, в которой учился композитор в детстве.
Поделиться: