Популярные
На фото Тимофей Мягков

Тимофей Мягков

российский художник-портретист, живописец, иконописец
Биография

Биография

Тимофей Мягков родился в июне 1811 года в селе Тёплое Лебедянского уезда Тамбовской губернии. Числился как вольноотпущенный из государственных крестьян. Поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился, видимо, в период от 1833 до 1842 года. Первое время жил у художника Максимова Алексея Максимовича. Учебу в Москве совмещал с работой — расписывал храмы в Тамбовской и Рязанской губерниях и выполнял портреты местных помещиков, купцов и священнослужителей. В 1842 году от Императорской Академии художеств получил звание неклассного художника (за номером семь) за картину «Старуха с девушкой, подающей милостыню мальчику» — «во внимание к хорошим познаниям в живописи исторической и портретной». В 1843 принимал участие в выставке ученических работ, устроенной по случаю создания Московского училища живописи, ваяния и зодчества и был отмечен как «обещающий быть портретистом отличным». В 1845 Мягков был награжден серебряной медалью второго достоинства за работу «Семейство за чайным столом» («Семейная сцена», «Семейный портрет» — портрет семьи Загряжских) и портрет г-на Загряжского. Тимофей Егорович много работал в церквях и храмах Москвы и других городов, таких как Тула, Тверь, Елец, Задонск, Лебедянь. Имел собственный дом в Москве на Выползовом переулке. Дочь Мягкова, Екатерина, вышла замуж за художника Колесова Алексея Михайловича. Скончался Тимофей Егорович Мягков в Москве 4 (21) января 1865 и был похоронен на Лазаревском кладбище в Москве.

Творчество

Большая часть работ Мягкова погибла вместе с храмами. На сегодня установлено, что им были выполнены:

  • в 1834 для храма Дмитрия Солунского в Данкове 9 больших картин, среди которых «Насыщение пяти тысяч пятью хлебами» (8,5 х 10 м), и четыре образа; для Георгиевской церкви в том же Данкове — 5 больших картин и 23 образа;
  • в 1835 — живописные работы в Храме Рождества Христова в Палашах (разрушен в 1935); восстановление иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (перенесена в храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке).
  • в 1842—1844 гг. роспись Владимирского храма в Ельце;
  • в период с 1844 по 1855 гг. реставрационные работы в Чудовом монастыре под руководством архитектора М. Д. Быковского, в частности, в Алексеевской церкви (взорвана в 1929 г.);
  • около 1847 г. — все иконы и настенная живопись в Храме Казанской иконы Божией Матери в Туле (разрушен в 1929 г.);
  • в период между 1848 г. и 1854 г. — живописные работы в Спасо-Преображенском соборе в Твери (разрушен в 1935 г.);
  • около 1850 г. — иконостасы для Владимирского собора (проект архитектора К. Тона) в Задонском Рождество-Богородицком монастыре; лучшими в художественном отношении считались в них иконы Спасителя, Божией Матери и Александра Невского в главном иконостасе, Спасителя и Богоматери в приделе св. мученицы царицы Александры, св. мученицы Валентины, преподобной Марии Египетской, жертвоприношение Авраама и видение пророка Исаии, запрестольная икона Спасителя в главном алтаре, в 9 аршин высоты;
  • 1854—1855 гг. — роспись стен Храма Воскресения Словущего в Покровском ставропигиальном женском монастыре в Москве при перестройке храма под руководством архитектора М. Д. Быковского;
  • между 1855 и 1861 гг. — настенная роспись, в том числе в куполе, в Ново-Казанском соборе Лебедяни, а также пять больших картин, среди которых копия картины Александра Иванова Явление Христа народу (не сохранились);
  • в 1865 г. — роспись стен в Церкви Троицы Живоначальной на Самотеке (совместно с художником Колесовым А. М.);
  • живописные работы в церкви Святителя Николая на Пупышах (разрушена в 1931 г.).

Среди утерянных работ портрет современницы Пушкина, хозяйки одного из самых знаменитых московских литературных салонов Елагиной Авдотьи Петровны, портрет Ивана Алексеевича Яковлева, отца Александра Герцена, портрет отца того самого Николая Мартынова, который во время дуэли смертельно ранил М. Ю. Лермонтова, Мартынова Соломона Михайловича, портрет писателя Копьева Алексея Даниловича, портрет архиепископа Евгения (Казанцева), портреты князей Голицыных, Апраксиных, Загряжских.

Однако кое что все-таки сохранилось. Так, в Третьяковской галерее хранится тот самый «Семейный портрет», за который художник получил серебряную медаль, и Портрет неизвестного. В Храме Святителя Николая в Кузнецах в Москве уже больше 150 лет на стене висят огромные картины работы Мягкова «Страшный суд» и «Голгофа» — храм не закрывался во времена советской власти, благодаря чему и сохранились картины. Картины нуждаются в реставрации. В собрании живописи Государственного Исторического Музея в Москве есть две работы Т. Е. Мягкова — портрет графа Ивана Гавриловича Чернышева-Кругликова и портрет его супруги графини Софьи Григорьевны Чернышевой-Кругликовой (1843 г.). Когда-то они находились в Ярополецком имении Чернышевых-Кругликовых (позднее — Чернышевых-Безобразовых). В Рязанском художественном музее хранится работа 1842 г. «Семейный портрет». А в Липецком областном краеведческом музее — «Святое распятие».

Галерея работ

Библиография

  • Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись первой половины XIX века. 2005, том 3, стр. 234
  • Покровский монастырь. У Покровской заставы. Московская патриархия, 2001, стр.22
  • Иеромонах Даниил (Сычёв). Вязьма. Очерки истории. М., 1997, стр.185-190
  • Краеведческий сборник «Елецкая быль».Вып. 8. Город Елец в его прошлом и настоящем. Липецк, 1999, стр.128
  • Материалы для историко-статистического описания Тульской губернии. Вып. 1. Светлые храмы г. Тулы. Под ред. Н. И. Троицкого. Тула, 1888.
  • Степанова С. С. Московское училище живописи и ваяния. С.-Петербург, 2005.
  • Салимов А. М. Тверской Спасо-Преображенский собор. АНТЭК. 1994.
  • У Троицы на Самотеке. Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 2003.
  • Клоков А. Ю., Найденов А. А., Новосельцев А. В. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой Епархии. Елец. Липецк, 2006,стр. 232.
  • Клоков А. Ю., Морев Л. А., Найденов А. А. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой Епархии. Задонский район. Часть I. Липецк, 2007, стр. 159.
Поделиться: