Тито Пуэнте родился 20 апреля 1923 года в Гарлемской больнице Нью-Йорка, США, в семье пуэрториканцев Эрнеста (Ernest) и Эрсилии (Ercilia) Пуэнте. В возрасте семи лет Пуэнте начал брать уроки игры на фортепиано, а примерно с десяти приступил к изучению перкуссии, которая стала делом всей его жизни. В 1936 году Пуэнте начал карьеру профессионального музыканта, став барабанщиком оркестра Норо Моралеса (Noro Morales), а с 1941-го играл в оркестре Мачито, работа с которым дала Тито бесценный урок в области смешения традиционных латиноамериканских ритмов с джазом. Затем в жизнь Пуэнте вмешалась Вторая мировая война: его призвали в военно-морской флот, где Пуэнте отслужил 3 года. После демобилизации, в период с 1946 по 1947 год, Пуэнте продолжил своё музыкальное образование, обучаясь в Джульярдской школе музыки Нью-Йорка по классу композиции и фортепиано. Одновременно с учёбой он подрабатывал, выступая с оркестрами Хосе Курбело (Jos? Curbelo) и Фернандо Альвареса (Fernando Alvarez). Играя в оркестре Курбело, Пуэнте работал бок о бок с Тито Родригесом, который позже стал его основным соперником.
Слава Пуэнте как мастера зажигательных аранжировок быстро росла, он получал много предложений к сотрудничеству от руководителей лучших латиноамериканских оркестров. Даже Тито Родригес пригласил его сочинить аранжировки для четырех композиций, которые он записал со своими «Дьяволами мамбо» (Mambo Devils) на лейбле Габриэля Ольера (Gabriel Oller) «Эс Эм Си». В конце 1940-х, во время работы с оркестром Пупи Кампо (Pupi Campo) в качестве аранжировщика и тимбалеро, Тито Пуэнте организовывал собственную группу. Федерико Пагани (Federico Pagani), занимавшийся «раскруткой» ансамбля, окрестил их «Пикадилли Бойз» (The Picadilly Boys), впечатлившись характерной импровизационной манерой игры группы, в которой были смешаны латиноамериканские ритмы и джаз, — «дескаргой».
С этой группой Пуэнте записал множество пластинок на «Эс Эм Си». Впоследствии он сменил название «Пикадилли Бойз» на «Тито Пуэнте и его оркестр» (Tito Puente and His Orchestra). В качестве ведущих вокалистов Тито пригласил работать со своим оркестром Анхеля Росу (Angel Rosa) и, чуть позднее, Пакито Сосу (Paquito Sosa), которых затем сменил кубинец Висентико Вальдес (Vicentico Vald?s), ставший неотъемлемой частью ансамбля на долгие годы.
В конце 1949 года для записи в студии на лейбле «Тико» Пуэнте собрал оркестр, состоящий из четырёх труб, трёх тромбонов, четырёх саксофонов и полной ритм-секции. Одним из выдающихся результатов этих сессий стала новая, зажигательная обработка композиции «Веерок» (Abaniquito), в которой Пуэнте отказался от традиционных тромбонов и саксофонов. С помощью диск-жокея Дика «Рикардо» Шугара (Dick «Ricardo» Sugar), переведшего песню на английский, она стала одним из первых хитов «европеизированного» мамбо. Сотрудничество Пуэнте с лейблом «Тико», начавшееся в конце 40-х, продолжалось до середины 50-х годов. Только в течение 1950 года, когда работа студии была временно приостановлена из-за разногласий между соучредителями фирмы, Джорджем Голднером (George Goldner) и Артом «Панчо» Реймондом (Art «Pancho» Raymond), Пуэнте записывался на лейблах «Сико» (Seeco), «Верне» (Verne) и «Ар Си Эй». Наряду с Тито Родригесом и Мачито, Тито Пуэнте стал одним из королей эры мамбо 50-х годов. Неизменно высокие позиции Тито Пуэнте в списках популярности нью-йоркского «Палладиума» (Palladium Ballroom), прославленного «Дома мамбо», стали одной из причин трений между Пуэнте и Родригесом. С середины 50-х Пуэнте записывался на «Ар Си Эй Виктор», где в период с 1956 по 1960 годы выпустил серию альбомов, включающую замечательный «Кубинский карнавал» (Cuban Carnival) и небывало популярную «Одержимость танцем» (Dance Mania).
На альбоме «Одержимость танцем» дебютировал новый вокалист оркестра Пуэнте — пуэрториканец Сантос Колон (Santos Col?n), который переехал в Нью-Йорк в 1950 году и до приглашения Пуэнте работал в оркестрах Хорхе Лопеса (Jorge L?pez), Тони Новоса (Tony Novos) и Хосе Курбело. Сантос Колон сотрудничал с Тито Пуэнте до 1970 года, после чего занялся своим сольным проектом, записываясь на лейбле «Фаниа».
Несколько альбомов, выпущенных Пуэнте на лейблах «Тико» и «Ар Си Эй Виктор» во второй половине 50-х, были полностью посвящены ча-ча-ча, стилю, небывало популярному в то время. В начале 60-х эстафету популярности приняла пачанга. Одним из пионеров увлечения пачангой был афро-кубинский певец Роландо Ла Серье (Rolando La Serie), выпустивший совместно с оркестром Бебо Вальдеса (Bebo Vald?s) хит 1960 года «Пачанга» (La pachanga). На следующий год, когда увлечение пачангой было в самом расцвете, Тито Пуэнте объединился с Ла Серье в работе над альбомом «Пачанга в Нью-Йорке» (Pachanga in New York), который они выпускали на лейбле «Хема». В 1960 году Тито и его оркестр совершили вояж на Западное побережье Соединённых Штатов и записали там альбом «Потрясающий оркестр Тито Пуэнте в Голливуде» (The Exciting Tito Puente Band in Hollywood) (также известный под названием «А теперь Пуэнте!» (Puente Now!) для лейбла «Джи Эн Пи». Сразу по прибытии в Лос-Анджелес Пуэнте пригласил участвовать в записи проживавшего там кубинского флейтиста Роландо Лосано (Rolando Lozano) (настоящее имя — Хосе Каласан Лосано (Jos? Calazan Lozano), игравшего до того в «Оркеста Арагон» (Orquesta Arag?n), «Оркеста Америка» (Orquesta Am?rica), «Оркеста Нуэво Ритмо» (Orquesta Nuevo Ritmo), с Монго Сантамарией и Колом Тжадером.
После выхода этой пластинки Пуэнте вновь стал записываться на лейбле «Тико» (верность которому хранил до середины 80-х), работая над альбомом «Пачанга с Пуэнте» (Pachanga con Puente), известному по сверхпопулярной песне «Леденцы» (Caramelos). Следующий альбом, «Бесстрашный король» (El rey bravo) был решён преимущественно в стиле дескарги. Эта нетипичная для Тито Пуэнте пластинка остаётся в ряду его лучших работ. В записи альбома Пуэнте помогал кубинский скрипач и флейтист Феликс «Пупи» Легаррета (F?lix «Pupi» Legarreta); результатом этого сотрудничества явилась классическая песня Пуэнте «Смотри какая!» (Oye como va), которая, благодаря Карлосу Сантане, стала в 1970 году также хитом латин-рока.
Продюсером альбома «А выглядит глупо» (Y parece bobo) с интересным вокалом Чивирико Давилы (Chivirico D?vila) стал Аль Сантьяго (Al Santiago), основатель лейбла «Алегре», на котором и вышел этот диск. Сантьяго был также одним из продюсеров альбома «Куба и Пуэрто-Рико…» (Cuba y Puerto Rico son…), выпущенного на лейбле «Тико». Эта пластинка положила начало долгому плодотворному сотрудничеству Тито с «Королевой сальсы» — Селией Крус. Затем, в период с 1965 по 1967 год, Пуэнте выпустил ряд удачных дисков совместно с певицей Ла Лупе (La Lupe), а также пару альбомов со вдовой Бени Море — Норайдой (Noraida) — в начале 70-х. Двумя альбомами, выпущенными в самом конце 60-х, — «Двадцатая годовщина» (20th Anniversary) и «Король Тито Пуэнте» (El rey Tito Puente) Пуэнте отдал дань бугалу — жанру, в котором латиноамериканская музыка смешалась с ритм-энд-блюз. «Бугалу не значило для меня ничего. Оно отвратительно, — без обиняков говорил Тито в 1977 году, — оно только расстраивало маститых музыкантов… Это был танец, который Эдди Палмьери, я и другие руководители оркестров не хотели записывать, но были вынужден идти на это, чтобы не остаться на обочине».
В начале 70-х Тито Пуэнте непродолжительное время сотрудничал с панамским певцом Меньике Баркаснеграсом (Me?ique Barcasnegras), работавшим до того с Како (Kako Rosario) и Вилли Росарио (Willie Rosario). Вместе Тито и Меньике выпустили альбомы «Вперёд!» (Pa’ lante!) и «Для вас, румберо» (Para los rumberos), после чего Баркаснеграс начал сольную карьеру (во время записи его дебютного альбома «Меньике» (Me?ique) Пуэнте выступил в роли аранжировки и дирижёра), работая как самостоятельно, так и совместно с Сантосом Колоном, Чарли Палмьери, «Чаранга сенсасьон де Роландо Вальдес» (Charanga Sensaci?n de Rolando Vald?s) и «Конхунто Чаней» (Conjunto Chaney). В 1977 году Пуэнте и Сантос Колон воссоединились в работе над альбомом «Легенда» (The Legend), заглавную песню которого написал Рубен Бладес. Продюсером этого альбома, который был выдвинут на соискание премии «Грэмми», стал Луи Рамирес (Louie Ram?rez). Годом позже первый из трёх альбомов Тито Пуэнте, посвящённых Бени Море, получил «Грэмми».
В записи трёх этих альбомов приняли участие такие звёзды лейбла «Фаниа», как Селия Крус, Сантос Колон, Хосе «Чео» Фелисиано, Исмаэль «Пат» Кинтана (Ismael «Pat» Quintana), Адальберто Сантьяго (Adalberto Santiago), Эктор Лаво, Пит «Эль Конде» Родригес (Pete «El Conde» Rodr?guez), Исмаэль Миранда (Ismael Miranda) и Хусто Бетанкур (Justo Betancourt). В 1979 и 1980 годах Тито Пуэнте совершал турне по Европе и записывался с «Джазовым ансамблем латинской перкуссии» (Latin Percussion Jazz Ensemble), в состав которого входили такие известные музыканты, как аргентинский пианист Хорхе Дальто (Jorge Dalto), скрипач Альфредо де ла Фе (Alfredo de la F?), и конгеро Карлос «Патато» Вальдес (Carlos «Patato» Valdez).
Работа с «Джазовым ансамблем» послужила импульсом для перестройки Тито собственного оркестра, который в новом составе дебютировал в 1983 году на лейбле «Конкорд Пиканте» с альбомом «Тито Пуэнте и его Латинский ансамбль на Бродвее» (Tito Puente and His Latin Ensemble on Broadway). За этот альбом Пуэнте получил свой второй «Грэмми». На этом лейбле с 1984 по 1991 год вышли ещё семь альбомов Пуэнте и его Латинского ансамбля, два из которых — «Мамбо-дьявол» (Mambo diablo) и «Насладись моим тимбалом» (Goza m? timbal) также были награждены «Грэмми». Однако, к великому сожалению, его работа с ансамблем постепенно свелась к «перелицовыванию» старых записей, а выступления Тито Пуэнте и его высококлассных музыкантов на концертах часто носили лишь «проходной» характер.
С началом работы над альбомом «Король мамбо: 100-й альбом» (The Mambo King: 100th LP), выпущенном в 1991 году на лейбле «Эре Эме Эме» (RMM, Ritmo Mundo Musical), Пуэнте возвращается от ансамблевого состава к «полноценному» оркестру. Вместе с оркестром Пуэнте на этом диске выступили звёзды лейбла «Эре Эме Эме» (такие, как Оскар д’Леон (Oscar d’Le?n), Тито Ньевес (Tito Nieves), Тони Вега (Tony Vega), Хосе «Эль Канарьо» Альберто (Jos? «El Canario» Alberto) и Доминго Киньонес (Domingo Qui?ones)), а также Сантос Колон и Селия Крус. Хотя альбом получил название сотого, фактически к 1992 году общее количество дисков, записанных Пуэнте, превысило это число. Тито Пуэнте продолжал работать в студии на протяжении всех 90-х, получив свой последний «Грэмми» в 1999 году за альбом «Мамбо Бёрдланда» (Mambo Birdland). Помимо уже перечисленных, Пуэнте записывался вместе со многими латинскими и джазовыми музыкантами, среди которых — звёзды лейблов «Тико» (Tico All Stars) и «Фаниа» (Fania All Stars), Бобби Капо (Bobby Cap?), Рэем Барретто, Камило Асукита (Camilo Azuquita), Хильберто Монруа (Gilberto Monroig), Софи (Sophy), Мирта Сильва (Myrta Silva), Мэнни Роман (Manny Roman), Док Северинсен (Doc Severinsen), Вуди Херман (Woody Herman), Бадди Морроу (Buddy Morrow), Кол Тжадер, Терри Гиббс (Terry Gibbs), Джордж Ширинг (George Shearing), Фил Вудс (Phil Woods), Пит Эсковедо (Pete Escovedo) и Шейла Э. (Sheila E. — дочь Пита Эсковедо).
В 2000 году Библиотекой Конгресса Соединённых Штатов музыканту было присвоено почётное звание «Живая легенда». К сожалению, звание «живой легенды» Тито Пуэнте носил недолго: 31 мая 2000 года он скончался в Нью-Йорке в результате осложнений, возникших после операции на сердце.
Популярность Тито Пуэнте в США была столь велика, что он был даже выведен в качестве одного из героев сериала «Симпсоны» (двухчастный эпизод «Who Shot Mr. Burns?»). Одна из улиц Гарлема носит имя Тито Пуэнте.