Родители: Дэвид Чаплин и Салли Тэйлор. Том был рожден с разницей приблизительно в месяц с братом будущего члена группы Тима Райс-Оксли, который был также назван Томом. Их матери подружились, и Том завязал дружбу с обоими братьями, которая длится и по сей день.
Его отец был директором Vinehall School в Робертсбридже, где и учились оба друга-Тим и Том. Затем, вместе с Райс-Оксли Чаплин посещал Tonbridge School. Учась там, они встретили Ричарда Хьюза, позднее ставшего членом их группы, и Доминика Скотта, который был первоначальным членом команды, но покинул группу в 2001 году. В течение этого времени в Vinehall Чаплин участвовал в нескольких школьных представлениях и был участником школьной хоровой группы. В Tonbridge School он провел 5 лет в церковном хоре, где его постоянно выбирали для пения трудноисполняемых сольных партий.
В 1995 году Том,Тим и Ричард создали свою первую группу «The Lotus Eaters» («Прожигатели жизни»).Это была группа, игравшая каверы песен U2, Oasis и The Beatles в пабах Сассекса.
Чаплин был приглашен в группу Тимом Райс-Оксли, после того как Тим наконец убедил двух других участников группы Ричарда Хьюза и Доминика Скотта. Это произошло в 1997 году."The Lotus Eaters" были переименованы в «Cherry Keane», так звали подругу матери Чаплина. Позже слово «Cherry» было убрано из названия группы. Имя было использовано как олицетворение вечной дружбы, поскольку все члены группы хорошо знали Черри Кин.
В июле 1997 года Чаплин уехал в Южную Африку для «годового пропуска» (gap year), во время которого остальные члены группы готовились к концертам . Когда Ричард зашёл за Томом год спустя, 3 июля 1998 года, его первые слова были: «У нас концерт через 10 дней». 13 июля 1998 года произошло первое выступление группы в пабе «Hope & Anchor» . Затем Чаплин занялся учёбой для получения степени по истории искусства в Университете Эдинбурга, перед тем как оставил его для того, чтобы продолжить свою музыкальную карьеру в Лондоне.
Во время пребывания в Лондоне Том жил вместе с Тимом в Stoke Newington, где они пытались заработать денег на время занятий репетициями. Том работал в издательстве грузчиком.
Вместе с Домиником Скоттом, который был в команде ведущим гитаристом, Чаплин играл на акустической гитаре. После того, как Скотт покинул группу в 2001 году, Том стал вокалистом, играл на органе, исполняя Hamburg Song во время некоторых концертов, так же, как и на дисторшированных клавишных в новых песнях с их второго альбома. Он также принимал участие в благотворительной записи сингла Band Aid 20 с кавером песни «Do They Know It’s Christmas?» в ноябре 2004 года, исполняя соло строку песни «feed the world», так как ещё не было сделано в предыдущих версиях кавера артистами, исполнявшими эту песню.
Том Чаплин был спародирован на ирландском музыкальном мультипликационном сайте Eyebrowy.com, в пародии «The Block Out of Keane».
22 августа 2006 года Чаплин официально объявил, что будет проходить курс лечения от алкогольной и наркотической зависимости. Он и его коллеги по группе отменили свой Северно-Американский тур из-за реабилитации Тома, после того как он без предупреждения ушёл из своего номера отеля в Японии, приняв решение в одиночку уехать обратно в Великобританию.
Том вышел из Priory Clinic в Лондоне 6 октября, курс его лечения после выхода из клиники был продолжен.
Чаплин использует орган Hammond MK2 для песен «Hamburg Song» и «Nothing In My Way». С мая 2006 года в песнях «A Bad Dream», «The Frog Prince» и «Crystal Ball» используются клавишные Yamaha CP60M для дисторшированного звучания.
Он также играет на акустической гитаре в таких песнях, как «Your Eyes Open» c начала тура по Великобритании в 2006 году, и с 2007 года исполняет соло в акустической обработке в песнях «Broken Toy» и «The Frog Prince». Том играет на гитаре и в третьем альбоме Keane «Perfect Symmetry». Во многих живых выступлениях с исполнением песен из этого альбома, Том, похоже, играет на двух разных гитарах Fender Telecaster: красной и белой.
В интервью на сайте Keane Backline член группы Тим Райс-Оксли утверждает, что Чаплин был заинтересован в том, чтобы научиться играть на терменвоксе, но «у него не хватило бы терпения на то, чтобы изучить, как это делается», а также говорит о том, что терменвокс может быть единственным способом воспроизведения музыкального звука, используемым в некоторых песнях альбома Perfect Symmetry.