Уильям Миллер родился в 1782 году в Питтсфилде, штат Массачусетс в семье методистов. Он был старшим из 16-ти детей. Его скромное образование (несколько классов общеобразовательной школы) компенсировалось тягой к чтению. Миллер воспитывался в атмосфере глубокой набожности, но, достигнув юношеских лет, решил пойти своим путем. Он стал скептиком, и для него было своеобразным увлечением высмеивать веру и благочестивые манеры своих родных. Женившись в возрасте двадцати двух лет, он поселился в Полтни, штат Вермонт. Когда Уильяму минуло тридцать лет, он обратился в христианство и начал систематически изучать Библию, пользуясь при этом симфонией Крюденса. Вскоре Миллер пришёл к выводу, что в библейском послании основной акцент делается на «конце света», под которым подразумевается Второе пришествие Иисуса Христа. У него сложилось убеждение, что дословное истолкование ключевых стихов поможет указать людям дату возвращения Христа.
Изучая Библию, Миллер, однако, решил, не отставая от событий религиозной жизни, отстаивать свою веру и результаты исследований, и именно объединение этих двух интересов навело его на мысль, что возвращение Христа уже близко:
. Но Миллеру было мало просто убедиться, что его поколение живёт в последние времена. Детально исследуя пророческие стихи, он утверждал, что нашёл сведения, указывающие на время второго пришествия Христа. Свои выводы Миллер основывал, главным образом, на своих исследованиях ветхозаветной книге пророка Даниила:
Миллер пришёл к такому заключению, бросив вызов мнению других богословов и исследователей Библии, и за относительно короткое время, о чём он сам свидетельствовал:
Открытие представлялось Миллеру слишком поразительным, чтобы хранить его в себе:
Миллер ожидал, что христиане с готовностью примут его выводы, однако он пишет: «К моему удивлению, всего несколько человек слушали меня с интересом. Сила доказательств была очевидна, но многие оставляли их без внимания, считая пустой болтовней».
В 1833 году Миллер официально стал пресвитером баптистской церкви в Хэмптоне (штат Нью-Йорк) и начал с увлечением проповедовать в своей местности. С 1835 года слова его пророчества уже не отвергали, как раньше, и теперь он мог написать: «Господь открывает сердца людей быстрее, чем я могу наполнить их». Он проводил много встреч. В основном, это были недельные конференции, которые дали ему возможность подробно изложить свои взгляды на Библию. Часто это вызывало у людей сильные эмоции, и страх перед близким возвращением Христа выливался в «бурный плач и рыдания». В 1839 году Миллер писал:
В 1839 г. Миллер приобрел верного сподвижника и единомышленника в лице Джошуа Хаймса, влиятельного пастора бостонской церкви «Чардонстрит Чапэл». Хаймс был талантливым и популярным публицистом. С 1839 года он стал издателем Миллера, а значит и проповедником и соорганизатором нового религиозного движения начала XIX века, вызванного ожиданием приближения Тысячелетнего Царства Христа.
Пытаясь противостоять потоку саркастических, критических и скептических публикаций, возраставшему пропорционально росту численности собиравшихся собраний, вызванных волнениями и пробуждением интереса людей к проповедям Миллера, Хаймс дал согласие на начало печатной кампании в поддержку проповедей Миллера. Первой попыткой такого рода была бостонская газета «The Sign of the Times» («Знамение времени»), за которой последовала нью-йоркская «The Midnight Cry» («Полночный крик»). В течение двух лет пользовались большим успехом издания, выходившие в Рочестере, Цинциннати и многих других городах.
Под руководством Хаймса издавались брошюры, буклеты и книги, рассылавшиеся во все концы света. Таким образом, Джошуа В. Хаймс многое сделал для того, чтобы дело Миллера стало настоящим феноменом своей эпохи. Сам Уильям Миллер годы спустя умер на руках у Джошуа Хаймса.
Чем меньше оставалось дней до конца знаменательного для Миллера года, тем больше росло воодушевление среди людей. В канун Нового Года Миллер произнес вдохновенную новогоднюю речь, заявив, что «это последний год, в котором сатана будет править на земле». Тогда Миллер ещё пока не сомневался, что в этом году, 1844-ом, грядёт именно это, столь ожидаемое событие:
Движение адвентистов ширилось, однако когда миновал 1843 год, а Христос не пришёл, тех, кто с верой ждал Его явления, охватило замешательство и сомнение. После дополнительных исследований дата пришествия была уточнена как весеннее равноденствие 1844 года:
— писала об этом событии Е. Уайт.
Указанное время пришло, но в октябре 1844 года Второго пришествия не последовало. Наступило «Великое разочарование». После этого часть адвентистов отошла от движения, а среди другой части начались поиски ошибки в расчётах Миллера.
Впоследствии сам Миллер признал доктринальную ошибку, которая привела его к неправильному толкованию Библии. После «Великого разочарования» Миллер, а также многие его ученики и последователи, старались более не называть точных сроков Второго пришествия.