Унташ-Напириша был, по всей вероятности, современником ассирийского царя Салманасара I. При нём Элам Игехалкидов достиг настоящего расцвета. Его правление производит впечатление большой силы в сочетании с доброжелательной разумностью. В течение всего своего долгого царствования он использовал свою власть преимущественно для строительства сооружений внутригосударственного и религиозного характера. По вопросам внешней политики он, похоже, лишь один-единственный раз прибёг к решительным мерам.
За период его царствования во враждебной соседней Вавилонии сменились четыре касситских царя. Унташ-Напириша хладнокровно наблюдал за быстро наступающим упадком Вавилонии. И, когда ему показалось, что настал подходящий час, он предпринял внезапное вторжение.
Об этом свидетельствует найденный в Сузах обломок статуи вавилонского бога сил природы Иммерии. Унташ-Напириша привёз её как трофей и сделал на ней аккадскую надпись. В начале третьей строки имеется пробел для одного знака; затем следует: [...]-li-ia-a? ([...]-ли-я-аш). С давних пор вместо пробела предполагали вставить [Кашти]лиаш. А это означало бы, что статуя принадлежала касситокому царю Каштилиашу IV. Однако впоследствии предложено гораздо более убедительное прочтение: [Туп]лияш. Оно точно вписывается в пробел (туп воспроизводится одним знаком). Туплияш это касситское название Эшнунны. Если, что вполне вероятно, Унташ-Напириша добыл статую именно здесь, то он прошёл через дружественный ему Варахсе и в районе Дера проник в Двуречье, затем предал огню территорию Эшнунны, чьим богом-покровителем и был воплощенный в статуе Иммерия. Хотя прежнее чтение (Каш-ти]лиаш определяется, как неправильное, всё же не исключено, что Унташ-Напириша выступил в поход именно против этого касситского царя, ибо в период царствования Каштилиаша IV Вавилония переживала наибольший упадок. Как бы там ни было, эламиты ограничились в Вавилонии грабежом и, не пытаясь удержать захваченные земли, вернулись на родину.
Хотя при Унташ-Напирише Элам полностью освободился от вавилонского господства, что, однако, не помешало проникновению в Элам культуры Двуречья. Об этом свидетельствует не только упомянутая надпись на статуе и целый ряд других аккадских надписей, сделанных Унташ-Напиришей, но и то, что среди тогдашних эламских богов было несколько вавилонских божеств, занимавших наряду с первыми равноправное место в пантеоне. Этим чужеземным богам царь посвящал в равной мере храмы и святилища, как и истинным эламским божествам. При Унташ-Напирише нашло своё высшее выражение и эламское искусство, особенно это касается архитектуры и ваяния.
Унташ-Напириша основал новый город-резиденцию Дур-Унташ («Крепость Унташа»; ныне городище Чога-Занбиль), где хорошо сохранились ступенчатая башня храма Хумпана и Иншушинака и развалины царских дворцов. Царь обобщает в нескольких предложениях самое существенное в постройке, а также посвящение его божествам: «После того как мне удалось доставить строительный материал, я построил здесь Дур-Унташ и создал священный округ. Я их окружил внутренним и внешним валами. Я воздвиг такой высокий храм, какой не удалось воздвигнуть ни одному из прежних царей, и я посвятил его богам Хумпану и Иншушинаку, покровителям священного округа. Моё строение и творение воистину принесено им в дар! Да царят здесь милость и законность Хумпана и Иншушинака!»
Все было задумано и запроектировано с большим размахом. Колоссальный пятиступенчатый зиккурат, имеющий длинну основания в 105 м, а в высоту бывший более 50 м (ныне сохранилось только 25 м), был обнесен внутренней стеной. Между нею и другой стеной были предусмотрены храмы для 22 божеств, однако было возведено лишь 13. Задуманный Унташ-Напиришей дар не был, таким образом, завершен при его жизни. Как это ни странно, но его потомки не стали продолжать работу над этим сооружением.
Царские дворцы и сам город были размещены на территории между вторым (средним) и третьим наружным валом. Один дворец, насчитывающий 116 м в длину и 58 м в ширину, являлся, по-видимому, гаремом Унташ-Напириши. Другое строение было, по-видимому, дворцом, где жил царь. В одной из комнат во время раскопок было обнаружено несколько прекрасных произведений искусства из слоновой кости. Под комнатами на западной стороне двора тщательно скрытые лестничные марши вели на глубине 6 м в подземные склепы, возможно, служившие царскими гробницами.
Наружная стена имела в длину свыше 4 тысяч метров. Делая надписи на многочисленных строительных кирпичах на эламском (а иногда и на аккадском) языке, Унташ-Напириша хотел придать своему произведению магическую силу: «Кто осмелится обстрелять вал священного округа (?), пробьет в нём брешь, похитит надписанные кирпичи, сожжёт бревенчатое сооружение и откроет приближающемуся врагу ворота, того пусть поразит кара Хумпана, Иншушкнака и Киририши! Да не сохранит он под солнцем потомков!»
Значительные трудности должно было доставить Унташ-Напирише снабжение нового города водой. Унташ-Напириша соорудил, более чем 50-километровый канал, по которому он направлял пресную воду из реки Керхе. Ширина канала Унташ-Напириши равнялась у основания приблизительно 1,5 м, а вверху около 7 м. Канал, разумеется, служил не только для снабжения водой Дур-Унташа, но одновременно и для обводнения больших угодий вдоль его пролегания. Однако при подводе воды перед строителями канала возникла проблема, связанная с тем, что город был расположен на несколько метров выше уровня воды в канале. Поэтому они создали большое (ещё сегодня находящееся в отличном состоянии) водохранилище. Стыки в кирпичной кладке были тщательно загерметизированы асфальтом. Посредством девяти отверстий, проделанных у основания водоема, водонапорное сооружение соединялось с другим, меньшего размера водохранилищем внутри городской стены. Окончание работ над этим грандиозным сооружением было увековечено Унташ-Напиришей в одной вавилонской надписи: «Я, Унташ-Напириша, сын Хумпануммены, царь Суз и Аншана, во имя моей жизни и моего благополучия воспользовался правом царской власти и по велению сердца моего соорудил на многие дни и долгие годы канал «Слава моего имени» и действительно посвятил его богам Хумпану и Иншушинаку, покровителям священного округа».
Дур-Унташ, по-видимому, всегда был только священным городом, в котором царь и его придворные жили лишь временно. Столицей же эламского царства, бесспорно, оставались Сузы. И здесь Унташ-Напириша проявил себя как щедрый зодчий. Он в Сузах, видимо, также воздвиг большой зиккурат с верхним храмом. Этой святыне он принёс в дар свою статую из известняка. Эламская надпись на ней частично не поддается расшифровке. Толкование может быть следующим: статуя царя была жителями Суз во время торжественной процессии доставлена в самое высокое храмовое помещение зиккурата, где и была установлена. Здесь во время богослужений царь принимал, иногда собственной персоной, но чаще эту функцию выполняла изображавшая его статуя, приходивших в храм или, как предполагали, постоянно присутствующих в нём главных божеств — Хумпана и Иншушинака.
К сожалению, Унташ-Напириша не привёл в своих надписях никаких подробных сведений о членах своей семьи. Его супруга нам известна лишь по изображающей её бронзовой статуе, которая была найдена в Сузах. Прискорбно, что у статуи отсутствует голова. Эламская надпись сообщает имя царицы: «Я, Напирасу, супруга Унташ-Напириши». Напирасу означает, возможно, «Луноподобная». Непосредственно за именем царицы следует проклятие тому, кто осмелится похитить статую или переплавить её, кто изменит надпись царицы или уничтожит имя её. «Да падет на него кара Хумпана, Киририши и Иншушинака. Да не найдется ему места под солнцем и да не сохранится у него потомства! Я молилась, пусть все это ниспошлет над ними моя госпожа, великое божество!» В заключение в надписи перечисляются ежедневные жертвоприношения Напирасу.