Биография
Родился в 1939 году в Харькове. Уехал на Крайний Север, где работал на лесоразработках. Был чокером, плотогоном. Работал в геологоразведке: Сихоте-Алинь, Уссурийская тайга, Дальний Восток, Приморье. В 1964 году вернулся на Украину, начал работать литейщиком на заводе. Занялся спортом, получил звание мастера спорта по гребле на каноэ, несколько первых разрядов, в том числе по лёгкой атлетике, боксу и самбо. Участвовал в создании и работе клубов любителей фантастики. Учился играть на скрипке. Работал художником.
В то же время начал писать и публиковать фантастические рассказы. Был одним из участников «молодогвардейской» группы писателей-фантастов, позже преобразованной в так называемую «Школу Ефремова». Первая опубликованная книга — сборник фантастических рассказов «Человек, изменивший мир». За книгу «Огнепоклонники» (о работе литейщиков) получил высокие литературные премии и был принят в Союз писателей СССР, а в 1979 году после издания книги «Шпага Александра Засядько» («Золотая шпага») был подвергнут гонениям и около семи лет не участвовал в литературной жизни.
После окончания Высших Литературных курсов в Литинституте перебрался в Москву. Некоторое время работал главным редактором издательства «Отечество». В начале 1990-х годов с Лилией Шишикиной организовал издательство «Змей Горыныч» («Равлик»), которое занималось изданием сначала зарубежной фантастики, а затем перешло почти исключительно на издание книг самого Юрия Никитина. В настоящее время оно не функционирует, а книги выходят в издательствах «Центрполиграф» и «Эксмо».
Всего Никитин выпустил более 60 книг. Общий тираж сравним с публикациями популярных писателей, таких как Василий Головачёв и Сергей Лукьяненко.
Помимо жанра, условно называемого «научная фантастика», Никитин ярко выступил в жанре острополитического триллера (цикл «Русские идут»), философского, психологического и социального романа («Странные романы»), классического исторического сочинения («Историческая серия»), эпического и героического фэнтези («Троецарствие», «Трое из леса»), в лучших традициях советской, в том числе детской, фантастики («Мегамир») и многих других жанрах.
Юрий Никитин известен как создатель жанра славянское фэнтези. Наиболее ранние из популярных произведений Юрия Никитина — первые книги в этом жанре из цикла «Трое из Леса».
Особняком в творчестве писателя стоит цикл «Странные романы», из которого в свою очередь выделяется трансгуманистический подцикл, состоящий из книг «Трансчеловек», «Я живу в этом теле», «Проходящий сквозь стены», «Я — сингуляр», «Сингомэйкеры» и «2024-й». В «Странных романах» Юрий Никитин поднимает актуальные социальные, философские и психологические проблемы - изменение общества под влиянием новых технологий, изменение общественной морали и нравственности («Имаго», «Имортист»), место человека в будущем, возможность и перспективы бессмертия («Трансчеловек»), информационные войны («Великий маг»).
Также им была написана автобиографическая книга «Мне — 65» и учебное пособие «Как стать писателем».
Библиография
- Цикл «Гиперборея»
- Цикл «Зубы настежь»
- Цикл «Княжеский пир»
- Цикл «Мегамир»
- Цикл «Русские идут»
- Цикл «Странные романы»
- Цикл «Трое из Леса»
- Цикл «Троецарствие»
- В цикл В. Д. Романовским (Техасцем) также написан роман «Троецарствие: Год Мамонта» (ЭКСМО, Москва, 2005)
Авторские неологизмы
- Байма (производн. байм, баймер, баймить, баймерство) — компьютерная игра. Неологизм впервые появился в романе «Баймер», позднее используется и в других книгах цикла «Странные романы», а также в книге «Ответ (Баймер)» Сергея Садова. Основная цель — заменить слова «игра» («гэйм», «гэймер» и т. п.) в отношении данной индустрии по следующим причинам:
- Необходимость борьбы с предрассудками в отношении компьютерных игр.
- Для поднятия престижа компьютерных игр.
- Эйнастия — термин, употреблявшийся в ряде произведений Юрия Никитина. Вопрос о значении этого слова является одним из наиболее популярных среди поклонников творчества Никитина, что стало источником многочисленных шуток и анекдотов. Сам писатель на прямо заданные вопросы об эйнастии категорически отмалчивается.
- Очищение через ещё больший грех.
- Определение из раздела вторичного хаоса, подраздел случайно управляемых воздействий малого порядка, со случайно периодической структурой. Это явление — где один или несколько элементов доминирующего сообщества (биологического или иного), деформируют явления природы, физические законы а также деформируют социальные, этические и прочие явления внутри собственного и других сообществ, исходя из собственных логических, этических, психических предпочтений, не ставя при этом какого-то конечного результата или цели. Например:
- Юсовцы (произв. от англ. USA) — первоначальным назначением термина было, видимо, выделение из населения США, Северной Америки или всего мира группы людей, против которой и направлена агитация в его книгах. Отличительные признаки этой группы:
- Приверженность «общечеловеческим ценностям»;
- Наплевательское отношение ко всем, кроме себя;
- Жизненные принципы: «Своя шкура дороже», «Не будь героем» и т. д.
Интересные факты
- Поклонники творчества Юрия Никитина в общении между собой часто именуют его по инициалам — «ЮАН».
- Юрий Никитин — сторонник трансгуманизма и крионики, имеет контракт с крионической компанией «КриоРус».
- По книгам Юрия Александровича создана браузерная многопользовательская ролевая онлайн-игра «Троецарствие».
- Ю. А. Никитин избегает использования знака препинания «точка с запятой», считая его «пережитком позапрошлого века».
- Студии «Дед Мороз» (День радио, Азирис Нуна, Ликвидация) Ю. Никитиным проданы права на съёмки фильма по циклу «Трое из Леса», съёмки должны были начаться летом 2008-го, а фильм должен был выйти в 2009.
- Автор принципиально долгое время не давал интервью, но некоторые недобросовестные сайты фабриковали интервью собственноручно. Однако в 2007 году в интернете было опубликовано его первое, лично подтверждённое интервью.
- Возможно, что Гай Юлий Орловский — литературный псевдоним Юрия Никитина. Об этом свидетельствует похожесть стилистики, оборотов речи и идей, продвигаемых в их романах, а также наличие Гая Юлия в качестве псевдонима героя одного из рассказов Никитина. Версия поддерживается некоторыми уважаемыми литературными сайтами, однако сам Никитин этого не подтверждает.