Популярные
На фото Юрий Борисович Шерлинг

Юрий Борисович Шерлинг

российский театральный режиссёр, хореограф и балетмейстер
Дата рождения:
1944-08-23
Биография

Биография

Детство и юность

Юрий Шерлинг родился в Москве. Воспитанием ребёнка занималась его мать — выпускница Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова пианистка, концертмейстер Александра Аркадьевна (Сарра Ароновна) Шерлинг. С отцом, радиоинженером Борисом Абрамовичем Тевелевым, он познакомился только в 18-летнем возрасте. Серьёзно заниматься музыкой Ю. Шерлинг начал с четырёхлетнего возраста в Музыкальной школе при Гнесинском училище. Ученик Елены Фабиановны Гнесиной и выпускник московского хореографического училища, он начал выступать в Государственном Академическом Ансамбле народного танца Игоря Моисеева с 1963 года. Но через два года его пригласили в балетную труппу театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. В 1965 году он поступил на Высшие режиссёрские курсы в мастерскую народного артиста СССР А. Гончарова и в 1969 году  получил диплом Государственного института театрального искусства по специальности «Режиссёр-постановщик музыкального театра».

Начало режиссёрской карьеры

В 1971 году А. А. Гончаров пригласил Ю. Б. Шерлинга его для совместной работы над американским мюзиклом «Человек из Ламанчи» в театре им. В. Маяковского. Этот спектакль, в котором Ю. Шерлинг выступил в новой для себя роли режиссёра, не сходил со сцены в течение 14 лет.

В семидесятые годы Ю. Шерлинг поставил фильм «Только одно движение» и два телевизионных балета — «Зимняя радуга» и «В лавке старого музыканта»

Следующей театральной постановкой Ю. Шерлинга также стал мюзикл — спектакль «Тощий приз» по пьесе кубинского писателя Э. Кинтеро. Постановку осуществил Государственный русский драматический театр ЭССР, куда Ю. Шерлинга пригласили после успешной работы над «Человеком из Ламанчи». На премьере, состоявшейся в марте 1974 года, присутствовал руководитель Московского театра им. Моссовета, режиссёр Ю. А. Завадский, который и перенёс постановку на сцену своего театра. Московская премьера мюзикла состоялась в декабре 1974 года и была официально посвящена 16-й годовщине Кубинской революции.

Во время работы над «Тощим призом» Шерлинг познакомился с женой известного теннисиста Томаса Лейуса, которая стала его любовницей. Они решили пожениться, о чём поставили в известность супругов. Вскоре Лейус попал в какую-то темную историю, и его задержала милиция. Это ещё больше усугубило его депрессию, и 12 мая он потребовал от жены вернуться к нему. Та отказалась, и тогда Лейус задушил её. Шерлинг присутствовал на похоронах и бросил в могилу свадебное платье.

Камерный еврейский музыкальный театр

Основную известность Ю. Шерлинг приобрёл, организовав в 1977 году Камерный еврейский музыкальный театр (КЕМТ), базировавшийся в Биробиджане и Москве и исполнявший спектакли на идише (1977—1985), — первый профессиональный еврейский театр в стране со времени закрытия московского Государственного еврейского театра (ГОСЕТ) в 1950 году.

Сам Ю. Шерлинг решение создать КЕМТ объяснял своей реакцией на «государственный антисемитизм» в СССР:

В этом театре Ю. Шерлинг был не только художественным руководителем, но также композитором и исполнителем ролей.

Наиболее известной постановкой КЕМТ стал мюзикл «Чёрная уздечка для белой кобылицы» (русский текст Ильи Резника, текст на идиш Хаима Бейдера, оформление Ильи Глазунова, музыка Ю. Шерлинга), поставленный в 1978 году. Другие постановки Ю. Шерлинга в КЕМТе — музыкальный спектакль «Ломир алэ инейнем» («Давайте все вместе»), опера-балет «Последняя роль», спектакль «Я родом из детства», народная опера «Золотая свадьба» и мюзикл «Тевье из Анатевки» (либретто Людмилы Улицкой по мотивам повести Шолом Алейхема «Тевье-молочник») — переложение для советской сцены знаменитого мюзикла Д. Бока и Д. Стайна «Скрипач на крыше».


Последующая работа

В 1985 году Ю. Шерлинг вынужден был покинуть стены своего театра. Он ставил спектакли, в основном, за границей. В частности — спектакль «Гетто» по пьесе израильского драматурга Иешуа Соболя (в Норвегии). Работал на телевидении: он автор ряда музыкальных телешоу на норвежском ТV. Вёл концертную деятельность в качестве солиста-пианиста в Японии, Швейцарии, Великобритании, США, Германии, Австрии, Венгрии.

Весной 1989 года, вернувшись на родину, Юрий Шерлинг открыл новый театр, «Школа музыкального искусства». На сцене театра были поставлены народная опера «Когда песок взойдет», опера-мистерия «Помилуй», Музыкальное шоу «Школа музыкального искусства», арт-шоу «Хор Турецкого». С репертуаром Школы Музыкального Искусства: cпектакли «Школа музыкального искусства» и «Помилуй», Ю. Шерлинг успешно гастролировал по США.

С 1999 года Ю. Шерлинг занимал должность вице-президента Собинбанка по связям с общественностью.

В 2007 году Ю. Б. Шерлинг восстановил на сцене Театра Сатиры спектакль «Чёрная уздечка белой кобылицы», в котором, по мнению газеты «Культура», «авторам зачастую изменяет вкус». Несмотря на успешную премьеру, не был замечен широкой публикой и вскоре сошёл со сцены.

14 мая 2009 года был временно назначен исполняющим обязанности ректора Российской академии театрального искусства с тем, чтобы устранить нарушения, выявленные в результате проверки основных направлений деятельности РАТИ Министерством культуры РФ. Открытое письмо с протестом против этого назначения, в котором Шерлинг характеризовался как «человек, не имеющий к вузу и высшей школе никакого отношения, не обладающий каким-либо авторитетом среди деятелей театра», подписали, как сообщается, «десятки профессоров и преподавателей РАТИ, режиссёров и актеров, в том числе Сергей Женовач, Роман Виктюк, Дмитрий Крымов, Сергей Проханов». Театральный критик Марина Давыдова отмечала: «Если назначение ректором крупного вуза человека с такой биографией и репутацией не есть плевок в лицо не только театральным людям, но и всему образованному сословию нашей страны, то что же ещё считать плевком?» На следующий день подал в отставку под давлением преподавателей и студентов академии, среди которых, по некоторым утверждениям, была развернута мощная «антишерлинговская» кампания. Сам Шерлинг объяснил, что причиной его ухода стала «невозможность устранять нарушения в такой обстановке»: по его словам, реакция сотрудников вуза на его приход — «тщательно разыгранная комбинация тех, кто претендовал на пост руководителя академии давно».

В 2009 году на базе Театра «Школа Музыкального искусства» Юрием Шерлингом был создан Продюсерский центр «Sherling Art», который занимается продюсированием и организацией концертов джазовых и классических музыкантов.

В марте 2010 года в Московском Международном Доме Музыки состоялась презентация джазового спектакля «DREAM» Александры Шерлинг, в котором Юрий Борисович выступил как автор идеи и режиссёр-постановщик.

Юрий Шерлинг глазами коллег

Армен Джигарханян, Народный артист СССР, режиссёр театра, актёр (из интервью газете «Форвертс»):

Глазунов Илья Сергеевич, ректор Российской Академии живописи ваяния и зодчества, Народный художник СССР:

Владимир Едидович, писатель и публицист:

Владимир Шахиджанян, журналист:

Семья

  • Первая жена — балерина Элеонора Евгеньевна Власова
  • Вторая жена — киноактриса Тамара Васильевна Акулова (дочь Анна)
  • Третья жена — собственный корреспондент Норвежского ТВ, Маритт Кристенсен
  • Четвёртая жена — классическая и джазовая певица, пианистка Олеся Шерлинг

Книги

2007 год — Шерлинг «Парадокс». — мемуары, включает две книги — «Одиночество длиною в жизнь» и «Его Величество мятежный Шут». — Москва: «Феникс». — 422 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-222-10919-9

Поделиться: