Популярные
На фото Юрий Матвеевич

Юрий Матвеевич

Фельтен
Биография

По идее и по чертежам Фельтена была устроена приводившая в своё время всех в удивление машина для передвижения гранитного монолита для пьедестала статуи Петра Великого в его Фальконетовском монументе.

Биография

Будущий зодчий родился в семье эконома Академии наук Матиаса Фельтена (троюродный брат Иоганна Фельтена - обер-кухмейстера Петра I, который владел в Немецкой слободе участком на Дворцовой набережной, ныне дом 10). После смерти Матиаса в 1736 году дела семьи идут не лучшим образом. В 1738 году старшая сестра Фельтена Екатерина вышла замуж за профессора физики и математики Г.-В. Крафта и по окончании старшего класса гимназии при Академии Фельтен вместе с семьёй в 1745 году отправляется в Германию. Юный Георг в течении нескольких лет изучает в Тюбингенском университете у Крафта математические и физические науки. Позднее Фельтен напишет об этом времени:

Осенью 1749 года Фельтен возвращается в Петербург и вскоре проходит экзамен в Собрании Академии художеств при тогдашней Академии наук, где оказалось, что «в арифметике, геометрии и в рисовании с гипсу и с печатных фигур, так и в копировании всяких архитектурных строений, уже доброе основание имеет...». К экзаменационному листу также прилагался фасад церкви (проект Преображенского собора) - единственный сохранившийся образец графики Фельтена раннего времени. Студент Фельтен обучался арифметике и геометрии у Г.-В. Рихмана, архитектуре - у И.-Я. Шумахера, рисунку - у И.-Э. Гриммеля. Дж. Валериани учил Фельтена перспективе и ордерам, а И.-Ф. Дункер - резному и лепному делу. В феврале 1752 года последовало заключение членов Собрания Академии художеств, где особо отмечалось рисовальное искусство Фельтена:

С 1756 года зачислен на постоянную службу в качестве чертёжника-рисовальщика в мастерской Растрелли при Зимнем дворце, а 16 октября 1760 года он был произведён в архитекторы. После увольнения в 1763 году обер-архитектора Растрелли, Фельтену приходится завершать начатое его наставником и приступить к самостоятельному проектированию. Зодчему, органически связанному с барочной традицией, предстояло искать рациональные основы нового стиля и стать одним из ярких представителей так называемого раннего классицизма.

Как художник весьма способный и сведущий в своей специальности, пользовался расположением И. И. Бецкого, который поручал ему многие работы.

В 1773—1784 годах Фельтен занимал участок на набережной реки Мойки. В середине XVIII века здесь находился деревянный загородный дом гоф-хирурга Х. М. Паульсена. В 1773 году этот дом был продан архитектору, который вскоре вместо него построил каменный особняк, где сам и поселился. Юрий Матвеевич был женат на старшей дочери Паульсена Анне. С 1810 года участок принадлежит Певческой капелле. Леонтий Бенуа при постройке здания Певческой капеллы в 1886—1889 гг. использовал фундаменты и часть стен дома Фельтена.

Невозможность продолжать творческую работу заставили стареющего Фельтена сосредоточить всё своё внимание на Академии. Умер архитектор Юрий Матвеевич Фельтен 14 июня 1801 года.

Канцелярия от строений и градостроительная деятельность

После отъезда Растрелли в 1760-х годах Фельтен был главным архитектором Канцелярии от строений. Именно в это время у Екатерины II рождаются грандиозные честолюбивые замыслы обновления столицы и загородных резиденций. На передний план стали выдвигаться задачи градостроительного порядка, учреждается Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. В числе первых мер по преобразованию Петербурга была замена деревянной набережной Невы каменным парапетом с лестницами-пристанями. Определяющая роль в осуществлении этого замысла принадлежала Фельтену. Трудоёмкие работы по сооружению гранитной набережной продолжались до 1780 года. Зыбкая почва укреплялась свайною бойкою, местами делалась подсыпка земли.

В 1784 году Фельтен, возглавлявший Контору от строений е.и.в. домов и садов, попросил отставку, жалуясь на плохое здоровье и прогрессирующую слепоту:

Педагогическая деятельность

Архитектурная деятельность

Получив в 1760 году звание архитектора, он продолжал работать в Зимнем дворце. В феврале 1764 года проходит «апробацию» его проект Путевого дворца в Смоленске. Инициированный генерал-губернатором Смоленска графом В. В. Фермором, этот проект мог стать типовым для такого рода построек. Фельтен был одним из первых, кто предложил использовать в отделке интерьеров цветной естественный камень. По инициативе возглавляемой Фельтеном Конторы от строений организуются экспедиции (первую из них в 1765 году возглавил Яков Данненберг) для изучения месторождений мрамора, агата, хрусталя и других минералов. 1760 - 1770-е годы стали периодом становления и расцвета таланта Фельтена. Будучи современником таких мастеров раннего классицизма, как А. Ф. Кокоринов и Ж-Б. Валлен-Деламот, Фельтен был ещё и представителем местной петербургской школы. А индивидуальные эклектические искания архитектора в области псевдоготики сделали его одним из ярких представителей романтизма.

Храмовая архитектура

Образовательные учреждения

Дворцовые постройки

1770 - 1780-е годы - период интенсивного дворцового строительства. Возглавив Контору от строений Фельтен так или иначе имел дело со всеми постройками дворцового ведомства. Ещё в 1762 году в южной части Зимнего дворца Фельтен готовит девять комнат для наследника. Фельтен руководит работами по возведению сооружений для грандиозного фейерверка по проекту Я. Штелина, устроенного 28 июня 1763 года. В 1764 году начинается возведение Малого Эрмитажа - здания, которое должно было стать символом просвещённой эпохи Екатерины II. В 1771 году Фельтен начинает строительство ещё одного дворцового корпуса в линию с Эрмитажем - здания Большого Эрмитажа на набережной. В 1780-х годах с возведением через Зимнюю канавку галереи-перехода к Эрмитажному театру окончательно формируется уникальный ансамбль дворцовых построек, выходящих на Неву. Редкому по смелости инженерного замысла сооружению арки через Зимнюю канавку архитектор нашёл и замечательное образное выражение, создав удивительный по красоте и законченности уголок Петербурга.

На территории южнее Большого Эрмитажа, параллельно Малому Эрмитажу в период с 1764 по 1766 годы Фельтен возводит корпус Конюшен, Манеж с надстройкой «жуидепома» и флигель, выходящий фасадом на Миллионную улицу. Интерьер Манежа был отделан с большой роскошью.

В 1767 году Фельтен участвовал в конкурсе на проект «Тронного зала» в Зимнем дворце, отделку которого не успел осуществить Растрелли. Тогда же была изготовлена и модель, которую подверг критике Валлен-Деламот.

Архитектура малых форм

Перечень работ

Сохранился формулярный список архитектора, своего рода анкета, в котором Фельтен описывает своё продвижение по службе. Перечислены работы Фельтена также и в книге И.-Г. Георги.

  • 1763-1770 - Эрмитажный мост, 1-й Зимний мост, Дворцовая набережная и Решётка Летнего сада
  • 1760-е - Дом Мятлевых на Исаакиевской площади (авторство не доказано)
  • 1764-1766 - Малый Эрмитаж (Южный павильон), галереи и висячий сад (завершён в 1773 г.)
  • 1765-1775 - Училище для мещанских девиц при Смольном.
  • 1768-1771 - Лютеранская церковь Святой Екатерины на Большом пр. В.О., 1
  • 1771-1776 - Армянская церковь Св. Екатерины и дома общины на Невском пр., 40, 42
  • 1771-1787 - Большой Эрмитаж и переходная арка-галерея над Зимней канавкой
  • 1774-1777 - Чесменский дворец
  • 1775-1779 - Лютеранская церковь Святой Анны на Кирочной ул., 8
  • 1776-1778 - Иоанновская церковь на Каменном острове
  • 1776-1780 - Каменноостровский дворец
  • 1777-1780 - Чесменская церковь
  • 1770-1780 - по проекту архитектора был возведён ряд зданий вдоль южной границы Дворцовой площади, их расположение послужило прообразом формы здания Главного Штаба.
  • 1784-1787 - Дом Бецкого
  • 1778-1780 - Здание Воспитательного дома и Ломбарда по Миллионной ул., 2 (вошли в здание Казарм Павловского полка)
  • 1791-1793 - Церковь Святого Воскресения в Смоленском армянском кладбище
  • 1800-е - Дом Лебедева на Фонтанке, 87
  • Интерьеры Чесменского, Столового и Тронного залов в Большом Петергофском дворце
  • Зубовский корпус Екатерининского дворца, Башня-руина и Скрипучая беседка в Царском Селе
  • В 1799 году был возведён лютеранский собор Святых Петра и Павла в Выборге.
  • Преображенская церковь в с. Красное Старицкого уезда Тверской губернии (1790г)
  • Бумажная фабрика в Ропше
  • Путевой дворец в Смоленске (проект 1764 г.)
  • 1764-1766 годы - Примыкающие к Малому Эрмитажу конюшни, манеж и флигель Зимнего дворца, выходящий фасадом на Миллионную улицу (снесены в 1840 году под строительство здания Нового Эрмитажа)
  • 1770-1772 годы - Французско-немецкая реформатская церковь св. Павла на Большой Конюшенной ул., 25 (перестройка в 1839 году Г. А. Боссе и Ю. О. Дютелем в 1858-м)
  • 1780-е «Глазовский дом», дом А. Д. Ланского, дом Я. А. Брюса, входившие в застройку вдоль южной границы Дворцовой площади (снесены в 1819 при строительстве здания Главного штаба)
Поделиться: