Юрий Михайлович Юрьев родился в сельце Поняки Калязинского уезда под Москвой, ныне Калязинский район Тверская область (по другим источникам - Москва) 3 (15) января 1872 года.
Вырос в доме дяди, литературного и театрального деятеля Сергея Андреевича Юрьева (1821—1888), переводчика и театрального критика. В 1889 году поступил в Московское филармоническое училище (класс А. И. Южина), затем перешёл на драматические курсы Московского театрального училища (класс А. П. Ленского), что давало возможность участвовать в небольших ролях в спектаклях Малого театра: в 1892 году дебютировал в спектакле Малого театра «Северные богатыри» Х.Ибсена (Торольф) и «Граф де Ризоор» Сарду. С 1893 и по 1917 гг. — актёр Александринского театра, где сыграл огромное количество ролей.
В 1918 году создал в Петрограде «Театр трагедии», Юрьев хотел вернуть старую античную трагедию, где театральная постановка неразрывно связана со зрителями. Первая постановка театра — спектакль «Царь Эдип» Софокла, в котором в главной роли Эдипа выступил сам Юрьев. Вскоре был поставлен шекспировский «Макбет». И на этом театр закончил свое существование.
В 1919 году в Петрограде основывается Большой драматический театр, и Юрьев, став одним из его организаторов, исполняет там много ролей классического репертуара: Маркиз Поза («Дон Карлос» Ф.Шиллера, 1919), шекспировские «Макбет» (1919), «Отелло» (1920), «Король Лир» (1920).
В 1922—1928 годах возглавлял Александринский театр, ставший Академическим театром драмы им. А. С. Пушкина.
1929—1932 гг. — актёр московского Малого театра. В 1933 году ушёл в Театр им. Вс. Мейерхольда. В 1935 году снова вернулся в Ленинград, в Театр им. Пушкина, где играл до 1945 года; последний выход на сцену в роли Отелло 12 января 1945 г.
На театральных подмостках актёр создал много незабываемых образов, по-разному раскрывая их характеры. Он участвовал в нескольких постановках образа Арбенина, постепенно трансформируя его и наделяя собственным жизненным опытом. «Каждый раз он вносил в созданный им условно-романтич. образ новые и живые психологич. детали, приближал этот образ к требованиям художеств. правды», — пишет Театральная энциклопедия.
«В работе над ролью Несчастливцева, — пишет в своей книге „Актёры моего поколения“ Я. О. Малютин,- как бы сбывалась старая юрьевская мечта: возвышенное и торжественное становилось выражением естественных, чистых и незамысловатых человеческих чувств, как бы еще и еще раз получала свое подтверждение его вера в то, что истинно высокое в человеке заслуживает быть выраженным в столь же возвышенных, способных тревожить, потрясать, воспламенять зрителей словах» (1959, с. 88) (см. там же).
Кроме того, актёр выступал по радио, снимался в кино (художник Ганс в фильме Якоби «Глаза Баядерки» и Роберт де Роэ в фильме «Душегубец»), оба фильма снимались за границей. В советский период исполнил в кино две роли: профессора Степанова («Строгий юноша» режиссёра Абрама Роома, 1936) и капитана Гранта («Дети капитана Гранта» режиссёра Владимира Вайнштока, 1936).
С 1898 года Ю. М. Юрьев работал как театральный педагог. Среди учеников Юрия Михайловича народные артисты СССР Александр Фёдорович Борисов и Михаил Иванович Царёв, заслуженный артист России Сергей Александрович Полежаев, народный артист РСФСР Яков Малютин, народная артистка РСФСР Валентина Кибардина, Светлана Григорьева, Иван Дмитриев.
Скончался 13 марта 1948 года в Ленинграде. Похоронен в некрополе Мастеров искусств (Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры). В 1961 году было установлено надгробие (скульптор М. К. Аникушин). Надгробие входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. См. могила и памятник.
Александринский театр
и др.
Театр трагедии
Большой драматический театр в Петрограде
и мн. др.
Малый театр (Москва)
Исполнил три роли в театре (какие — ?). Концерты и Вечера классического монолога
Театр им. Вс. Мейерхольда