Популярные
На фото Урсула Ле Гуин

Урсула Ле Гуин

Беркли, Калифорния, США — известная американская писательница и литературный критик
Дата рождения:
1929-10-21
Биография

Ле Гуин — автор романов, стихов, детских книг, публицист. Наибольшую известность получила как автор романов и повестей в жанрах научной фантастики и фэнтези. Книги Ле Гуин отмечены интересом к межкультурному взаимодействию и конфликтам, даосизму, анархизму и коммунизму, феминизму, психологическим и социальным темам. Она является одним из наиболее авторитетных фантастов, обладательницей нескольких высших наград в области научной фантастики и фэнтези («Хьюго», «Небьюла», «Локус»).

Биография

Родилась в 1929 году в Беркли, штат Калифорния, в семье известного антрополога Альфреда Крёбера и писательницы Теодоры Крёбер. Первый рассказ написала в возрасте 11 лет (журнал Astounding Science Fiction вернул рассказ автору, отказавшись печатать его). Обучалась в Рэдклифф-колледже Гарвардского университета и в магистратуре Колумбийского университета, специализировалась на средневековой романской литературе. Во время поездки во Францию по программе Фулбрайт, познакомилась с историком Чарльзом Ле Гуином из штата Джорджия, американцем французского происхождения, за которого вышла замуж в Париже в 1953 году. Ранние произведения, действие которых происходит в вымышленной центральноевропейской стране Орсинии, не принадлежат к жанру фантастики. Эти рассказы вышли в печать уже после того, как Ле Гуин достигла славы на поприще фэнтези и научной фантастики. Они вошли в сборник «Орсинианские повести» (1976). Действие романа Ле Гуин «Малафрена» (1979) тоже происходит в Орсинии. Рассказ «Отворяя воздух», дополняющий этот цикл, опубликован в одноимённом сборнике рассказов (1996). С начала шестидесятых Ле Гуин регулярно публикует фантастические рассказы и повести. Известность пришла к ней в 1969 году с выходом романа «Левая рука тьмы», который получил обе высших премии англоязычной фантастики — «Хьюго» и «Небьюла».

У Ле Гуин две дочери и сын. С 1958 г. она проживает в городе Портленд, штат Орегон. Её муж, Чарльз, является профессором истории в Университете штата Орегон.

Творчество

Ле Гуин отличается от других писателей-фантастов прежде всего более гуманитарным уклоном, акцентом на социологию и антропологию. Это особенно заметно в научно-фантастических книгах так называемого Хайнского цикла, объединённых темой культурного взаимодействия планет далёкого будущего. Наиболее показателен в этом отношении роман «Обделённые», снабжённый подзаголовком «Неоднозначная утопия» и повествующий о культуре, основанной на анархизме.

Несмотря на фантастические детали, книги Ле Гуин — всегда о человеке. Романы Хайнского цикла рассказывают о конфликтах, взаимодействии и взаимопроникновении отличающихся друг от друга культур. Зачастую эти культуры отмечены необычными, порой экзотическими чертами, и обыгрывая эту необычность, автор приглашает читателей задуматься об их собственных мировоззрениях. Как пример можно привести глубокое исследование влияния пола на личность, жизнь и восприятие человека в книге «Левая рука тьмы», герой которой — человек на планете, населённой в основном бесполыми разумными существами, периодически приходящими в состояние, позволяющее им размножаться. Это состояние, придуманное Ле Гуин, позволяет жителям планеты менять пол, так что одно и то же существо в течение жизни может быть и матерью, и отцом.

Миры Ле Гуин, убедительные в мельчайших деталях, населены персонажами, главное в которых — их неизменно человеческие черты. В отличие от многих других авторов фантастики, цель, к которой направлены сюжеты её книг, часто находится внутри героя — это взросление, преодоление себя, познание или вхождение в другую культуру, отыскание в себе ответа на какой-то вопрос, а не какое-то свершение или преобразование мира вне самого себя.

Так, например, ставшие классикой фэнтези повести о Земноморье — «Волшебник Земноморья» (1968), «Гробницы Атуана» (1971), «На последнем берегу» (1972), «Техану» (1990) — могут интерпретироваться как притчи о взрослении, о встрече с иным, о жизни и смерти и мире с самим собой. По мотивам книги цикла — «На последнем берегу» — Горо Миядзаки снял анимационный фильм «Сказания Земноморья».


Основные произведения

Цикл о Земноморье

  • «Волшебник Земноморья» (A Wizard of Earthsea, другие варианты перевода — «Маг Земноморья», «Колдун архипелага»), 1968
  • «Гробницы Атуана» (Tombs of Atuan, другой вариант перевода — «Могилы Атуана»), 1971
  • «На последнем берегу» (The Farthest Shore, другие варианты перевода — «Дальний берег», «К дальнему брегу», «Самый дальний берег»), 1972
  • «Техану: последнее сказание Земноморья» (Tehanu: The Last Book of Earthsea), 1990 (отмечен премией «Небьюла»)
  • Сборник «Сказания Земноморья» (Tales from Earthsea), 2001
  • «На иных ветрах» (The Other Wind), 2001

Хайнский цикл

  • «Планета Роканнона» (Rocannon’s World), 1966
  • «Планета изгнания» (Planet of Exile), 1966
  • «Город иллюзий» (City of Illusions), 1967
  • «Левая рука тьмы» (The Left Hand of Darkness), 1969 (отмечен премиями «Хьюго» и «Небьюла»)
  • «Обделённые» или «Обездоленный» (The Dispossessed: An Ambiguous Utopia), 1974 отмечен премиями «Хьюго», «Небьюла» и «Юпитер»)
  • «Четыре пути к прощению» (Four Ways to Forgiveness), роман-сборник, 1995
  • «Слово для леса и мира одно» (The Word for World is Forest), 1976 (премия «Хьюго»)
  • «Толкователи» (The Telling), 2000

Прочие

  • «Резец небесный» (The Lathe of Heaven), 1971
  • «Двенадцать румбов ветра» (The Wind’s Twelve Quarters), 1975
  • «Рассказы об Орсинии» (Orsinian Tales), 1976
  • «Кошкокрылые» (Catwings), 1988
  • «Кошкокрылые возвращаются» (Catwings Return), 1989

Экранизации

  • «Резец Небесный» — телевизионный фильм, США, 1980 (сама Ле Гуин участвовала в массовках)
  • «Резец Небесный» — телевизионный фильм, США, 2002
  • «Волшебник Земноморья» — игровой фильм, США, 2004
  • «Сказания Земноморья» — аниме студии «Гибли» (Горо Миядзаки), 2006

Афоризмы

  • Хорошо, когда путешествие подходит к концу, но сам пройденный путь значит еще больше, в конце всех концов.
  • Любовь, словно хлеб, каждый день выпекается сызнова.
  • Гость, как рыба, — на четвёртый день начинает вонять.
  • Члены экипажа пробрались по стыковочной трубе, словно беспокойные сперматозоиды, пытающиеся оплодотворить Вселенную.
  • Плакать не стыдно, плакать страшно.
  • Мудрый не тот, кто знает ответы на все вопросы, а тот, кто знает вопросы, на которые нет ответов.
  • Настоящее путешествие всегда включает в себя возвращение
Поделиться: