2 сентября 1935 года в Москве появился на свет мальчик, названный Валентином, в будущем один из лучших актеров отечественного кинематографа – Валентин Гафт. Его родители, Иосиф Романович и Гита Давыдовна, к театру не имели совершенно никакого отношения – отец служил юристом, мама была домохозяйкой. Правда, талант Валентина в какой-то мере все же наследственный – Иосиф Гафт мог пародировать кого угодно и делал это великолепно.
Когда началась война, Вале не было и шести лет, но он прекрасно запомнил, как уходили на фронт отец, дяди по матери, двоюродные братья. С войной связано и первое впечатление мальчика о театре: четвероклассник Валя посмотрел пьесу «Особое задание», написанную Сергеем Михалковым. Спектакль потряс его – все, что происходило на сцене, мальчик воспринял как чистую правду. Чуть позже он решился стать актером сам и отправился в школьный театральный кружок. Правда, из-за внешности Вале давали только женские роли, тем более что больше играть невест и служанок было некому – девочки тогда учились отдельно. Так что впервые на сцену будущая знаменитость вышла в платье. Но и «девчоночьи» наряды не отвратили мальчика от театра. Он мечтал об актерской профессии, хотя признаться в этом не мог ни друзьям, ни родителям. До сих пор в интервью Валентин Гафт утверждает, что актером стал исключительно из-за природной лени, так как решил в юности, что это очень легкая работа.
Окончив школу, Валентин целый год набирался мужества, а потом в полной тайне от близких подал документы сразу в два театральных вуза. За пару дней до начала вступительных экзаменом ему повезло случайно встретить на улице Сергея Столярова – кумира кинематографа тех лет. Валентин не побоялся подойти к Столярову и попросить его о прослушивании. Актер очень удивился, но не отказал, и Гафт получил от него несколько дельных советов, не пропавших даром.
В Щукинском училище он провалился на втором туре, но зато в Школу-студию МХАТ поступил с первого раза, сдав все экзамены на «пятерки», чему и сам с трудом верил. Получать актерское образование Валентину довелось на курсе Василия Осиповича Топоркова, вместе с Майей Менглет, Олегом Табаков, Евгением Урбанским, а курсом старше учились Михаил Козаков, Олег Басилашвили, Татьяна Доронина, Евгений Евстигнеев. Отец Гафта над сыном посмеивался, утверждая, что из него ничего не выйдет, так как настоящий артист должен ходить в костюме и при бабочке, как Миша Козаков. Шутки шутками, но в 1956 году и Гафт, и Козаков дебютировали в одном и том же фильме режиссера Михаила Ромма «Убийство на улице Данте» – только Козаков получил главную роль Шарля Тибо, а Гафт сыграл Руже, почти бессловесного персонажа.
Первая действительно серьезная роль на сцене досталась Валентину на четвертом курсе – Эраст Гарин пригласил его в Театр сатиры играть Ученого в пьесе Шварца «Тень». Играть требовалось срочно, заменяя какого-то актера, но дебют оказался провальным – то ли потому, что дебютант не читал сценария и почти не репетировал, то ли из-за юношеского смущения Гафта. На спектакле он сначала перепутал актрис, а потом под ним провалился балкон, и Валентин повис над оркестровой ямой. После такого фиаско в Театр сатиры его не желали брать, по собственным словам Гафта, даже электриком.
В 1957 году Валентин получил диплом и вместе с ним проблему: ни в одну труппу его брать не хотели. Один из преподавателей МХАТа, Дмитрий Журавлев, актер и знаменитый чтец, помог ему устроиться на сцену театра имени Моссовета. Но роли, которые предлагали здесь Гафту, ему совсем не нравились, и через год он ушел из театра.
Дальше был единственный спектакль в Театре на Спартаковской, поставленный Андреем Гончаровым, и в том же 1961 году Гафт стал работать в театре на Малой Бронной, где Гончаров занимал должность главного режиссера. В 1964 году Валентин пришел в Театр Ленкома, к Анатолию Эфросу, и, хотя играл там всего два года, получил самый важный опыт в своей творческой биографии – ведь спектакли Эфроса по сию пору считаются театральной классикой. Однако в то время к режиссеру относились несколько иначе: в 1967 году он получил отставку и назначение очередным режиссером в Театр на Малой Бронной. Вместе с ним на эту сцену перебрался и Гафт – и сыграл Соленого в «Трех сестрах» и Колобашкина в «Обольстителе Колобашкине». Оба спектакля были раскритикованы и запрещены.
В 1969 году Валентин Иосифович с блеском исполнил роль графа Альмавивы в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро», поставленном Плучеком на сцене того самого Театра сатиры, из которого актера изгнали больше десятка лет назад. Но здесь он не остался и после успеха – в том же году Олег Ефремов пригласил его в «Современник». Этот театр навсегда стал для Гафта родным.
Немногим больше Валентину Иосифовичу повезло и с карьерой в кино. Вплоть до семидесятых ему доставались лишь маловыразительные, а то и эпизодические роли. На роль героя того времени он не годился ни манерой игры, ни типажом, да и сам называл свою внешность «нерусской и странной». Первой заметной работой Гафта стал образ журналиста Степанова в политической картине 1971 года «Ночь на 14 параллели» (режиссеры Владимир Шредель и Юлиан Семенов). Ну а всесоюзную известность Валентину Иосифовичу принесла роль дворецкого Бассета из непревзойденной комедии «Здравствуйте, я ваша тетя!» (1975 год, режиссер Виктор Титов).
Его актерский стиль уже тогда отличался интеллектуальностью, тонкостью психологической проработки образа, блестящим юмором, остротой и свободой пластики. Каждый его персонаж демонстрировал зрителю глубину внутренних переживаний, даже если роль была совсем небольшой. Но слава пришла к Гафту благодаря сотрудничеству с режиссером Эльдаром Рязановым – именно его фильмы стали лучшими в творческой биографии Валентина Иосифовича.
В 1979 году вышла комедия «Гараж», где Гафт сыграл Сидоркина, председателя гаражного кооператива. По сценарию роль была гротесковой и даже балаганной, но художественное чутье актера позволило подать образ так, что фильм получился реальным – и едва ли не трагическим при всей своей комедийности.
В трагикомедии Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово» (1980 год) Валентин Иосифович создал совершенно другой образ – гусарского полковника Покровского, беззаветного храбреца, отца-командира, чуть одичавшего в казарменной жизни, но сохранившего честь и благородство. Не менее великолепно получился у актера бюрократ Одиноков в фильме 1987 года «Забытая мелодия для флейты».
Интересные роли Гафт сыграл, работая и с другими режиссерами. Зрители прекрасно запомнили обаятельного вора Дедушкина из детективного фильма «Гонки по вертикали» (1982 год, режиссер Александр Муратов). Не менее успешной оказалась роль бывшего музыканта Иконникова в детективе Эльдора Уразбаева «Визит к минотавру» (сериал 1987 года). Одна из больших удач актера – образ интригана и бездарного мага Сатанеева в новогодней киносказке Константина Бромберга «Чародеи» (1982 год).
К этому времени Валентин Иосифович успел дважды жениться. Его первой супругой была манекенщица Елена Изоргина, второй – балерина Инна Елисеева, родившая Гафту дочь Ольгу. Но настоящее счастье он нашел с актрисой Ольгой Остроумовой. Впервые Гафт обратил на нее внимание еще на съемках «Гаража», но тогда оба были несвободны. Только в 1993 году Валентин Иосифович и Ольга Михайловна начали встречаться, а вскоре поженились. Брак их получился очень гармоничным, невзирая на немалую разницу в возрасте – двенадцать лет. В личной жизни Гафта с тех пор произошла лишь одна, но страшная трагедия – смерть дочери, случившаяся в 2002 году. Ольга успела окончить хореографическое училище и уже танцевала в Кремлевском балете. С отцом она всегда поддерживала дружеские и теплые отношения, и ее гибель стала для Валентина Иосифовича огромным ударом. Пережить его помогла жена, и теперь все отцовские чувства Гафт перенес на внуков Ольги Остроумовой – Захара и Полину. Несмотря на десять лет брака и далеко не юный возраст, с женой Валентин Иосифович чувствует себя по-детски счастливым.
Гафт остался востребованным актером и после развала Советского Союза – достаточно вспомнить такие фильмы с его участием, как «Небеса обетованные» (1991 год, режиссер Эльдар Рязанов), «Ночные забавы» (1991 год, режиссеры Валерий Усков и Владимир Краснопольский), «Анкор, еще анкор!» (1992 год, режиссер Петр Тодоровский), «Я свободен, я ничей» (1994 год, режиссер Валерий Пендраковский), «Сирота казанская» (1997 год, режиссеры Владимир Машков и Тамара Владимирцева), «По ту сторону волков» (2002 год, режиссер Владимир Хотиненко), «Снежная любовь, или Сон в зимнюю ночь» (2004 год, режиссер Оксана Байрак), «Притяжение» (2009 год, режиссер Антон Азаров).
В 1994 году Юрий Кара снял «Мастера и Маргариту» – фильм так и не вышел на экраны, а Воланда в нем играет Валентин Гафт. В экранизации Булгакова, снятой Владимиром Бортко, актеру достались менее заметные роли – первосвященника Каифы и таинственного «человека во френче», но и здесь он был, как всегда, великолепен. Неудивительно – ведь к своей профессии Валентин Иосифович относится с большим трепетом. Бескорыстное служение искусству для Гафта не просто слова, работе он отдается целиком и говорит, что не играть для него – все равно что не дышать.
Помимо актерской известности Гафт прославился авторством эпиграмм – точных, смешных, а порой и весьма ядовитых, метко показывающих самую суть «жертвы». Правда, с некоторых пор эпиграммы он больше не пишет, но зато сочиняет лирические стихи и уже опубликовал несколько сборников, несомненно талантливых.
Кинокритики называют Валентина Иосифовича актером невероятно широкого диапазона. Его голос всегда узнаваем, а внешность очень выразительна, но тем не менее Гафт способен играть в любом амплуа, причем играть достоверно, остро и характерно. Он лауреат ордена «За заслуги перед Отечеством» (III степень) и ордена Дружбы. Еще в 1984 году Гафту присвоили звание народного артиста.
В последние годы Валентин Иосифович играет редко, объясняя это тем, что предлагаемые роли ему неинтересны. Он сочиняет, выступает, выпускает книги – и все же продолжает выходить на сцену и появляться на экране, неизменно заставляя зрителей грустить и смеяться, ужасаться и задумываться.