Популярные

Валерий Даниленко

русский универсальный эволюционист, культуролог и лингвист, специалист по теории и истории культуры, теории языка и истории языкознания, доктор филологических наук, профессор, зав
Биография

Биография

  • 1978 Диплом Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. Дипломная работа «О предикации».
  • 1984-1986 Обучение в очной аспирантуре при кафедре общего языкознания Ленинградского государственного университета.
  • 1986 Степень кандидата филологических наук. Кандидатская диссертация: «Методологические особенности концепции функциональной грамматики Вилема Матезиуса»
  • 1989 Звание доцента
  • 1989-1999 Декан филологического факультета Иркутского государственного университета
  • 1992 Степень доктора филологических наук (Санкт-Петербургский государственный университет). Докторская диссертация «Ономасиологическое направление в грамматике»
  • 1994 Звание профессора
  • 1995 Звание действительного члена Академии гуманитарных наук (академика)
  • 1994-1996 Лауреат научной стипендии президента России.
  • 2001 Заведующий кафедрой общего и классического языкознания Иркутского государственного лингвистического университета
  • 2009 Лауреат журнала «Литературная учёба»
  • 2009 Лауреат Всероссийского конкурса «Лучшая научная книга 2009 года», проводимого Фондом развития отечественного образования
  • 2010 Награждён знаком отличия «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации»

С 1983 имеет более 200 публикаций общим объёмом более 7000 стр. В том числе 14 книг. Много его статей опубликовано в центральных журналах у нас («Вопросы языкознания», «Филологические науки», «Литературная учёба», «Наша школа» и др.) и за рубежом («Philologica Pragensia», «?eskoslovenska rusistika», "«Съпоставително езикознание» и др.).

Область исследований

Быть универсальным эволюционистом – значит быть проводником эволюционного мировоззрения. Его носитель видит в мире результат его многомиллионного развития, или эволюции. Слово «эволюция» восходит к латинскому evolutio, что значит «развёртываю, развиваю». Его антоним – «инволюция». Он происходит от латинского involutio (свёртываю). Движение от обезьяны к человеку (гоминизация) – пример эволюции, а обратное движение (анимализация) – пример инволюции.

Весь мир часто называют универсумом, а его эволюцию – унигенезом. Но у мира есть ещё и метафорическое название – мироздание. Следует сразу уточнить: мироздание четырёхэтажное.

На первом этаже мироздания расположилась физическая природа (вода, горы, воздух и т.д.). Её можно назвать также физиосферой. Внутри этого, нижнего, этажа происходит её эволюция – физиогенез. У физиосферы нет эволюционного возраста, потому что она вечна. Но эволюционный возраст Земли известен – около пяти миллиардов лет.

На втором этаже мироздания расположилась живая природа (растения, животные, люди). Её можно также назвать биосферой. Внутри этого этажа происходит её эволюция – биогенез. Предполагают, что жизнь возникла на Земле 3,5 миллиарда лет назад. Выходит, что эволюционный возраст биосферы – 3,5 миллиарда лет.

На третьем этаже мироздания мы обнаруживаем психику (ощущения, восприятия, представления, понятия и т.д.). Её можно назвать также психосферой. Внутри этого этажа протекает её эволюция – психогенез. Если психическую способность приписывать всем животным, то можно сказать, что эволюционный возраст психосферы совпадает с возрастом животных.

На четвёртом этаже мироздания, наконец, расположилась культура (пища, одежда, жилище, техника, религия, наука, искусство, нравственность и т.д.). Её можно назвать также культуросферой. Внутри этого, верхнего, этажа происходит её эволюция – культурогенез. Эволюционный возраст культуросферы совпадает с эволюционным возрастом человечества, поскольку создателем культуры стал человек. Собственно говоря, наш животный предок потому и стал превращаться в человека, что он стал создавать культуру. Вот почему культурогенез можно назвать также антропогенезом или гоминизацией (очеловечением). Эволюционный возраст человечества определяется в 3-5 миллионов лет. Таков и эволюционный возраст культуры.

Шесть сфер духовной культуры – религия, наука, искусство, нравственность, политика и язык – изображают наш мир по-своему. Иначе говоря, этот мир отображается в разных его картинах. Вот почему существует шесть базовых разновидностей картины мира – религиозная (мифологическая), научная, художественная, нравственная, политическая и языковая. Профессиональными носителями религиозной картины мира являются священники, научной – учёные, художественной – художники, нравственной – моралисты, политической – политики и языковой – рядовые носители конкретного языка.

Как благостно выглядит этот набросок четырёхэтажного мироздания! В каждом его этаже мы видим только движение вперёд, только один прогресс, только одну эволюцию! Но, увы, у эволюции имеется и её обратная сторона – инволюция (регресс). Вот почему в только что изображённое мироздание мы должны внести существенное дополнение.

Физиогенез, биогенез, психогенез и культурогенез не существуют сами по себе. Они представляют собою разные формы эволюции. Но существуют и аналогичные формы инволюции. Воспользовавшись латинской приставкой «а-», подобной нашей «не-», мы можем назвать эти формы афизиогенезом, абиогенезом, апсихогенезом и акультурогенезом. В каждом этаже мироздания мы обнаруживаем единство и борьбу эволюции и инволюции – физиогенеза и афизиогенеза, биогенеза и абиогенеза, психогенеза и апсихогенеза, культурогенеза и акультурогенеза. Всё дело лишь в том, чтобы в борьбе, о которой идёт речь, эволюция одерживала верх над инволюцией. В противном случае в истории человечества произойдёт переворот, о последствиях которого мы можем сейчас лишь догадываться. Он перевернёт этот мир с ног на голову, поскольку он будет состоять в замене эволюции на инволюцию. Это означает, что силы последней начнут одерживать верх над силами первой. Эволюционное, прогрессивное движение станет уступать место инволюционному, регрессивному. Эволюция в этом случае придёт к своему исходному пункту. Для людей это не что иное, как человекообразное обезьянье стадо.

О возможной замене эволюционной доминанты в мире на инволюционную уже и сейчас свидетельствуют очень многие факты. Возьмём для начала соотношение между физиогенезом и афизиогенезом. Теория большого взрыва предсказывает, что в далёком будущем расширение Вселенной сменится её сужением. Это, очевидно, означает, что эволюция в физиосфере (физиогенез) уступит место инволюции (афизиогенезу), поскольку конечным пунктом её сужения станет сверхплотное вещество, подобное тому, из которого произошла современная Вселенная. До господства афизиогенеза над физиогенезом, к счастью, ещё очень далеко, но теоретически это господство по существу означает уничтожение всех этажей мироздания, возвышающихся над его первым этажом. А как обстоит дело со вторым этажом мироздания, пока его не тронул далёкий афизигенез? Происходит ли эволюция живой природы в наше время?

В начале 30-х годов ХХ века южноафриканский биолог Р. Броом пытался остановить эволюцию живой природы. Он заявил о её конце. С этим мнением мы не можем согласиться. Мы пока ещё живём в мире, где эволюция – в том числе и в живой природе – господствует над инволюцией. Но из этого оптимистического заявления вовсе не следует вывод о том, что в современной биосфере, как и физиосфере, всё благополучно. Экологи кричат об обратном. Афизиогенез и абиогенез в современном мире навязаны природе ненасытными человеческими потребностями.

Об инволюции человеческой психики ещё на рубеже XIX-XX веков заявили Ч.Ломброзо и М.Нордау. Характерными чертами людей, вступивших на путь психического вырождения, М.Нордау считал следующие: неспособность отличить друг от друга добро и зло (нравственное помешательство), сильно развитый эгоизм, угнетённое состояние духа, пессимизм, лёгкая возбуждаемость, истеричность, чувство превосходства над другими, страх, человеконенавистничество, бесхарактерность, неспособность к труду (леность), стремление к одиночеству, бесплодная мечтательность, мистицизм. Эти черты в наше время приобрели устрашающую глубину.

Предельную формулу инволюции составляет переход «ПОРЯДОК ? БЕСПОРЯДОК». Эта формула реализуется на уровне культуры посредством перехода «СОЗИДАНИЕ ? РАЗРУШЕНИЕ». На уровне же отдельных областей духовной культуры этот переход приобретает свои формы: в религии: БОГ ? ДЬЯВОЛ, в науке: ИСТИНА ? ЛОЖЬ, в искусстве: ПРЕКРАСНОЕ ? БЕЗОБРАЗНОЕ, в нравственности: ДОБРО ? ЗЛО, в политике: СПРАВЕДЛИВОСТЬ ? НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ, в языке: ЕДИНЕНИЕ ? РАЗОБЩЕНИЕ.

Инволюционные процессы охватили сейчас всю культуру, но в особенности, духовную культуру в России. Мы видим в ней сейчас настоящий инволюционный шабаш: лженаука подпирает науку, лжеискусство – искусство, лженравственность – нравственность, лжеполитика – политику и т.д.

Как видим, каждый этаж мироздания, а стало быть, и мироздание в целом, вмещает в себя не только эволюцию, но и инволюцию. Как у той, так и у другой есть свои вожди. Как та, так и другая должны исследоваться наукой. Каким образом мы можем представить себе классификацию базовых наук?

Каждый этаж мироздания изучается особой наукой. Его первый этаж изучается физикой, его второй этаж – биологией, его третий этаж – психологией и его четвёртый этаж – культурологией. Каждая из этих четырёх наук называется частной, поскольку она изучает лишь соответственную часть мира. Но есть ещё и общая наука, возвышающаяся над всеми частными науками, обобщающая достижения всех частных наук. Эта наука называется философией.

Классификацию базовых наук, таким образом, можно изобразить такой таблицей:

  • ФИЛОСОФИЯ
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ
  • ПСИХОЛОГИЯ
  • БИОЛОГИЯ
  • ФИЗИКА

Все пять названных наук называются базовыми потому, что они составляют основу (базу) для других наук – входящих в эти пять базовых наук. Так, в физику входят такие науки, как астрономия, геология, гидрология и т.п., в биологию – ботаника, зоология, генетика и т.п., в психологию – зоопсихология и психология человека, а в культурологию – науки о материальной культуре и духовной культуре. В последние следует включить религиеведение, науковедение, искусствоведение, этику, политологию и лингвистику. Предметами их изучения являются шесть компонентов духовной культуры – религия, наука, искусство, нравственность, политика и язык.

Язык может быть определён как особый – биофизический и психический – продукт культуры, представляющий собою наиважнейшую систему знаков, которая выполняет три основных функции – коммуникативную (общения), когнитивную (познания) и прагматическую (практического воздействия на мир).

Если философская онтология – наука о бытии вообще, то лингвистическая онтология – наука о бытии языка. Если философская гносеология – теория познания любого объекта, то лингвистическая гносеология – теория познания языка. В последней описываются методы его познания – унификационный и сравнительный, синхронический и диахронический, семасиологический и ономасиологический, структурный и функциональный, когнитивный и дискурсивный и др.

Если во внутренней лингвистике язык исследуется сам по себе, то во внешней – в связи с другими, неязыковыми, объектами – физическими, биологическими, психологическими и культурологическими. Отсюда – четыре соответственных дисциплины внешней лингвистики – лингвофизика, биолингвистика, психолингвистика и лингвокультурология. Но язык может изучаться также и в связи с миром в целом. Отсюда вытекает необходимость в пятой внешнелингвистической дисциплине – философии языка (лингвофилософии).

Дисциплинарная структура внутренней лингвистики включает в себя три отрасли – фонетику, грамматику и лингвистику текста. Первая изучает звуковой строй языка, вторая – грамматический и третья – текстуальный. В состав же грамматики входят словообразование и фразообразование. В первом случает речь идёт об исследовании проблем, связанных с созданием новых слов, а во втором – с созданием новых предложений. Во фразообразование, наконец, входят лексикология, морфология и синтаксис. Каждая из них изучает соответственный период в деятельности говорящего или слушающего, направленной на создание или понимание слов и предложений в трёх их формах – лексической, морфологической и синтаксической.

Философия – наука наук. Её задача – построение общенаучной (философской) картины мира. К ней идут двумя путями – непосредственным и опосредованным. В первом случае философ моделирует общую картину мира, непосредственно обращаясь к объективному миру – его физическим, биологическим, психологическим и культурологическим объектам, обращая внимания на такие их свойства, которые их объединяют. Такие свойства обобщаются в философские категории – качество и количество, время и пространство, часть и целое, сущность и явление и т.п. Второй путь к моделированию общенаучной картины мира – обобщение данных, достигнутых частными науками – физикой, биологией, психологией и культурологией. В комплексе они создают научную картину мира. Степень её истинности в первую очередь зависит от наличия в сознании её создателей единственно научного мировоззрения – эволюционизма.

Эволюционизм не должен оставаться привилегией учёных. Он охватит в будущем обыденное сознание. Именно эволюционизм позволит человечеству выжить. Но у эволюционизма есть грозный соперник – инволюционизм. Если эволюционизм – мировоззрение созидателей, то инволюционизм – мировоззрение разрушителей. Его представители есть повсюду – в религии, науке, искусстве, нравственности, политике, языке и т.д. Они возвращают человека к его животным предкам, анимализируют его. От исхода борьбы между эволюционизмом и инволюционизмом в конечном счёте зависит судьба человечества.

Основные труды

Книги

  • 1. Эволюция в духовной культуре: свет Прометея (в соавторстве с Л.В.Даниленко). М.: КРАСАНД, 2012.
  • 2. Инволюция в духовной культуре: ящик Пандоры. М.: КРАСАНД, 2012.
  • 3. Смысл жизни. М.: Флинта: Наука, 2012.
  • 4. Функциональная грамматика Вилема Матезиуса. Методологические особенности концепции. М.: ЛИБРОКОМ, 2010.
  • 5. Ономасиологическое направление в грамматике. 3-е испр. изд. М.: ЛИБРОКОМ, 2009.
  • 6. Вильгельм фон Гумбольдт и неогумбольдтианство. М.: ЛИБРОКОМ, 2010.
  • 7. История русского языкознания. Курс лекций (с грифом УМО Министерства образования РФ). М., Флинта: Наука, 2009.
  • 8. Введение в языкознание Курс лекций (с грифом УМО Министерства образования РФ). М., Флинта: Наука, 2010.
  • 9. Общее языкознание и история языкознания. Курс лекций (с грифом УМО Министерства образования РФ). М., Флинта: Наука, 2009.
  • 10. Методы лингвистического анализа. Курс лекций. М., Флинта: Наука, 2011.


Статьи

Поделиться: