Окончила факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, отделение литературно-художественной критики. Публикуется в российских толстых журналах (журналы «Знамя», «Континент», «Новый мир», «Октябрь», «Вопросы литературы» и др.), газетах «НГ Ex libris», «Литературная Россия». Редактор отдела критики журнала «Октябрь».
Дебютировала провокативным идеалистическим эссе «Манифест новой жизни», в котором сопоставила идеи «Заката Европы» философа-культуролога Освальда Шпенглера, романа «Кысь» Татьяны Толстой и повести «Ура!» молодого писателя Сергея Шаргунова. «Манифест» далеко выходил за рамки литературной мысли и был посвящен теме «возрождения России».
Дальнейшие выступления Пустовой в литературных журналах закрепили за ней репутацию критика, который придает большое значение этическому, социальному, философскому смыслу современной литературы. Так, её дебютная статья в «Новом мире» посвящена проблеме общественного и духовного статуса современного писателя, статья о молодой военной прозе открывается размышлениями о специфике восприятия современной войны, анализ современных утопии и антиутопии дает повод оценить меру продуктивности тех или иных социально-политических концепций, разбор критических выступлений писателей приводит к осмыслению принципов критики, а сопоставление образов пророка в современной литературе становится основой для разговора об авторитарности и духовном авторитете.
Такой подход Пустовой к анализу современной литературы, а также тот факт, что основным жанром её выступлений была объёмная сопоставительная, обзорная статья, дали повод увидеть в ней продолжателя специфических традиций русской критики XIX века.
В 2005 году был опубликован ещё один манифест Пустовой, посвященный концепции реальности в молодой прозе и «новому реализму» как наиболее перспективному её направлению. Большинство отзывов на манифест были резко отрицательными, но бурная полемика, которую он спровоцировал, вдохновила писателей и критиков молодого и старшего поколений на высказывание своих эстетических и этических позиций. Вследствие полемики вокруг «нового реализма» Пустовую признали одним из главных «идеологов» молодой литературы:
Однако Пустовая писала не только о молодых, двадцати- и тридцатилетних, писателях — Р. Сенчине, А. Старобинец, Н. Ключарёвой, Д. Осокине и др., но и о писателях старших поколений, таких как В. Маканин, Д. Быков, В. Ерофеев, П. Крусанов, Л. Петрушевская, А. Кабаков.
В феврале 2007 года была одной из участниц встречи молодых писателей с В. В. Путиным, в ходе которой заявила, что молодые люди «сейчас активно стремятся в литературу», и порекомендовала руководству страны «обратить внимание на печальную участь толстых журналов, а особенно на проблемы с их распространением».
2 октября 2009 года в московском Музее Серебряного века состоялась презентация литературно-критической группы «ПоПуГан», в которую вошли молодые критики Елена Погорелая, Валерия Пустовая и Алиса Ганиева.
Александр Агеев так откликнулся на статью о современных утопиях и антиутопиях:
А поэт и главный редактор газеты «НГ Ex libris» Евгений Лесин выразился так:
Неоднозначность сложившегося восприятия критика вполне отразилась в реплике Аллы Латыниной
По мнению камчатского критика В. Ширяева, писавшего о статье Валерии Пустовой «Свято и тать»:
Противоположную оценку стиля Пустовой дал в отклике на один из её обзоров редактор отдела поэзии «Нового мира» Павел Крючков:
По мнению писателя Александра Карасёва: