Популярные
На фото Варфоломей I (Патриарх Константинопольский)

Варфоломей I (Патриарх Константинопольский)

епископ Константинопольской православной церкви
Дата рождения:
1940-03-12
Биография

Биография

Родился 29 февраля 1940 на турецком острове Имврос. Школу закончил в Стамбуле, богословскую школу — на острове Халки. В 1961—1963 служил офицером в турецкой армии. Дальнейшее образование (церковное право) получил в Швейцарии и Мюнхенском университете. Доктор богословия Папского Восточного института в Риме.

25 декабря 1973 хиротонисан во епископа с титулом митрополит Филадельфийский. В течение 18 лет был управляющим Патриаршим кабинетом. В 1990 назначен митрополитом Халкидонским. Был избран предстоятелем Константинопольской Церкви 22 октября 1991, чин интронизации состоялся 2 ноября.

Титул

Полный титул предстоятеля Константинопольской Церкви: Его Божественное Всесвятейшество Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх (греч. ? ????? ???????? ??????????, ? ????????????? ??????????????????, ???? ????? ??? ???????????? ??????????).

Правительство Турции не признаёт официально титулование Варфоломея как «Патриарха Вселенского» и признаёт только его статус как главы христианской общины Турции.

Международная деятельность

Известен своим активным патронированием и организацией различных мероприятий, направленных на защиту среды обитания, благодаря чему стяжал неофициальный титул «зелёного Патриарха». В 2005 году был награждён премией ООН за заслуги в деле защиты окружающей среды.

В январе 2004 года Патриарх Варфоломей посетил Республику Куба и освятил первый на острове православный храм. Визит, в ходе которого Патриарх осудил эмбарго Кубы со стороны США, вызвал острую критику среди кубинских диссидентов и эмигрантов.

Посещал Соединённые Штаты Америки, где находится крупнейшее каноническое подразделение под его юрисдикцией

Участвовал во Всемирном экономическом форуме в Давосе в 1999 и 2006.

В ноябре 2005 Варфоломей I пригласил в Стамбул папу римского Бенедикта XVI. Визит состоялся в ноябре 2006. Понтифик стал третьим из первосвященников Рима, побывавших в Турции. (Его предшественник Иоанн Павел II посетил эту страну в 1979, а Папа Павел VI — в 1967). Папа присутствовал на литургии в храме Св. Георгия в Фанаре 30 ноября. Приветствуя его Патриарх Варфоломей, назвал «благословением мира» визит Папы на день апостола Андрея, престольный праздник Вселенской патриархии, и сказал, что скорбит о том, что «две Церкви еще не соединены». По итогам встречи Варфоломей I и Бенедикт XVI выпустили Совместное заявление Папы Бенедикта XVI и Патриарха Варфоломея I .

23 января 2007 Патриарх Варфоломей выступил на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) в Страсбурге. В своём выступлении он поддержал стремление Турции вступить в Евросоюз. Он высоко оценил «важные успехи Турции в принятии стандартов ЕС и проведении реформ, пересматривающих внутреннее законодательство», и напомнил, что Константинопольский Патриархат «всегда поддерживал европерспективы» Турецкого государства. Он также подчеркнул важность беспристрастного и толерантного подхода к трезвому диалогу между религиями. Вместе с тем он отметил, что в отношениях Константинопольской Церкви и государства в Турции остаются нерешенные проблемы: отказ турецких властей признавать «вселенский» статус его Патриархата, открыть богословскую школу на острове Халки и вернуть собственность, принадлежавшую ранее Константинопольской Церкви. Перед своим выступлением Патриарх Варфоломей встретился с президентом ПАСЕ Рене ван дер Линденом и комиссаром Совета Европы по правам человека Томасом Хаммарбергом. Приглашение Патриарха на сессию в ПАСЕ вызвало протесты некоторых националистически настроенных турецких политиков. В 2008 году, выступая 24 сентября в Брюсселе перед депутатами Европарламента с речью, подтвердил свою поддержку евроинтеграции Турции.

В апреле 2008 года был включён журналом Time в список «100 самых влиятельных людей мира».

Варфоломей и Русская православная церковь

Состоявшийся вскоре по интронизации официальный визит в Русскую православную церковь в июле 1993 ознаменовал некоторое потепление традиционно напряжённых (после 1922 года) отношений между Вселенской кафедрой и Московским Патриархатом. Во время своего визита полностью и однозначно поддержал Московскую Патриархию (МП) в её споре с самопровозглашенной УПЦ КП: «Патриарх Варфоломей I официально провозгласил, что Вселенский Патриархат признаёт только одного канонического митрополита Киевского, Его Высокопреосвященство, Владимира (Сабодана), митрополита Киевского и всея Украины.»

Впоследствии, с середины 1990-х, отношения вновь обострились.

Священноначалие МП критически относится к некоторым действиям Константинопольского Патриарха Варфоломея, которые, с её точки зрения, посягают на юрисдикцию Русской Церкви на её «канонической территории».

В феврале 1996 разразился конфликт с Константинополем по вопросам юрисдикционной принадлежности Эстонской православной церкви, вызванный возобновлением томоса Вселенского Патриарха 1923 даровавшего автономию православной церкви в Эстонии. С конца февраля 1996 года, в течение некоторого времени, имя Патриарха Варфоломея было даже исключено из диптихов Московской Патриархии.

В сентябре 1997 года, как гость симпозиума «Экология, религия и окружающая среда» в Одессе, был на Украине и 24 сентября имел встречу с Патриархом Московским Алексием II, которая, однако, существенно не разрядила напряжённые отношения — прежде всего из-за Эстонской апостольской православной церкви. Тем не менее, на состоявшемся 2 октября заседании Священного Синода РПЦ было заявлено: «<…> 2. Особо отметить важность полного совпадения взглядов и позиций Предстоятелей двух Церквей в вопросах преодоления расколов, нарушающих церковное единство и серьёзно препятствующих успешному свидетельству Православия в мире. 3. С удовлетворением отметить поддержку, выраженную Патриархом Константинопольским Варфоломеем, канонической Православной Церкви на Украине во главе с митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Московский Патриархат). 4. Констатировать единую и конструктивную позицию обоих Предстоятелей в вопросах межхристианских отношений и признание необходимости всеправославного рассмотрения в ближайшее время вопросов, связанных с участием Православных Церквей в экуменическом движении, а также назревших проблем в этой области.»

C 1996 года обозначилась напряжённость также в связи с новой линией Вселенской кафедры в отношении церковной ситуации на Украине, обострившаяся в ходе подготовки торжеств в связи с 1020-летием «Крещения Киевской Руси» в июле 2008 года, которые он возглавил в сослужении Патриарха Московского Алексия II.

В 2004 году, в связи с обсуждением концепции Москва — Третий Рим на VIII ВРНС, осудил её как богословски несостоятельную. Согласно изложению позиции Патриарха в греческой газете «То Вима» от 8 июля 2004 года, специально для министра иностранных дел России Игоря Иванова он заявил следующее: «Вовлечение правительства в процесс принятия церковных решений имеет привкус неприемлемого цезарепапизма. Во времена коммунистической эры происходила нетерпимая политизация Русской Церкви … Мы надеялись, что ситуация будет иной после падения чудовищной системы. Однако, к нашему негодованию, мы видим, что настоящее российское правительство продолжает, не колеблясь, вторгаться и даже „делать политику“ в отношении сугубо церковных дел»; для председателя ОВЦС митрополита Кирилла (Гундяева) — «Неужели вы говорите нам, что единство православия есть вопрос цифр, политической силы, светской и дипломатической власти? То, что мы слышали относительно единства Церкви есть, целиком и полностью, прискорбное веяние духа ватиканизма, который толкует единство как единую организационную структуру, а не единство духа и сердца, как оно всегда толковалось в Православной Церкви».

Новый виток конфронтации в 2006 году был вызван ситуацией в Сурожской епархии Московского Патриархата на Британских островах. Решением Синода Константинопольской Церкви от 8 июня 2006 года бывший управляющий епархией епископ Василий был принят в лоно Константипольской Церкви. Вместе с ним в викариатство ушёл ряд приходов и значительная часть прихожан.

6 октября 2006 (журнал № 104) Священный Синод РПЦ постановил предложить Патриарху Варфоломею рассмотреть в рамках двусторонних собеседований ситуацию, сложившуюся после приёма в его юрисдикцию епископа Василия (Осборна). Последовал положительный ответ и 23 января 2007 в Женеве (Швейцария) состоялась встреча делегаций Константинопольского и Московского Патриархатов, на которой обсуждалась данный вопрос: Московская Патриархия согласилась признать канонический статус епископа Василия в Константинопольском Патриархате. Результаты переговоров одобрены на заседании Синода Русской православной церкви 27 марта 2007.

Состоявшийся в начале июля 2009 года официальный визит в Фанар избранного в начале 2009 года Московского Патриарха Кирилла оценивался, по итогам переговоров между 2-я патриархами, как приведший к потеплению напряжённых отношений между двумя патриархатами; СМИ сообщали о достижении компромисса по вопросу духовного окормления православных в диаспоре: Московский Патриархат согласился на проект устройства епископских собраний под председательством иерархов Вселенского трона в регионах диаспоры; взамен, по неофициальной информации, Константинополь патриархат обещал не вмешиваться в церковную ситуацию на Украине.

22 мая 2010 года прибыл в Москву с визитом в РПЦ по приглашению Патриарха Московского Кирилла. В ходе визита, с Патриархом Московским Кириллом обсудил подготовку к созыву Всеправославного собора; призвал верующих Украины, сомневающихся, вернуться ли им в Московский Патриархат, «присоединиться к канонической церкви»

Критика деятельности Варфоломея I

В России официальная критика деятельности Патриарха Варфоломея связана прежде всего с затяжными юрисдикционными спорами, которые с 1922 ведутся между Вселенской кафедрой и Московским Патриархатом. Патриарх Варфоломей продолжает в целом вести «глобализированную» линию в русле политики Патриархов Мелетия Метаксакиса и Афинагора, что не может не вызывать резко негативной реакции руководства Московской Патриархии, стремящейся отстоять свою каноническую территорию.

В среде консервативного крыла греческой Церкви, среди монахов Афона, в особенности в монастыре Эсфигмен, — Патриарх, как и его предшественники, подвергается критике за его активную экуменическую деятельность.

Награды

  • Орден святого апостола Андрея Первозванного с алмазной звездой (РПЦ, 1993).
  • Орден князя Ярослава Мудрого I степени (Украина, 2008)
  • Орден «Крест Маарьямаа» (Эстония, 2000)
  • Орден Золотого руна (Грузия, 2007)
  • Орден Звезды Румынии
  • Золотая медаль Конгресса (1997, США).
Поделиться: