Много лет В. Д. Бубнова состояла в дружеских отношениях и поддерживала переписку с Ниной Николаевной Мичуриной, своей дальней родственницей и подругой ещё по японскому периоду, а после возвращения в Россию — её alter ego
.
В 1913 г. она стала членом Союза молодежи и участвовала в художественных выставках с Маяковским, Бурлюком, Ларионовым, Гончаровой и Малевичем.
C 1919—1922 Бубнова живёт в Москве и работает в Институте художественной культуры (Инхук), наряду с Василием Кандинским, Робертом Фальком, Любовью Поповой, Варварой Степановой, Александром Родченко.
В 1923 г. она переезжает в Японию, где живёт до 1958 г. В это время Бубнова в основном пишет натюрморты, начинает работать в технике литографии.
С 1959 по 1979 годы Бубнова живёт и работает в Сухуме. Там у неё появляются ученики Всеволод Воронов (1945—2003) и Александр Лозовой (1949).
(16.5.1886, Петербург - 28.3.1983, Ленинград). Родилась в дворянской семье. Отец, Дмитрий Капитонович, банковский служащий, коллежский советник. Мать урождённая Н.Вульф, обладала прекрасным голосом и была музыкально одаренным человеком. Детство Варвары и её сестер прошло в имении матери Берново Тверской губернии, где бывал А.Пушкин. Они выросли в атмосфере поэзии и музыки. В.Бубнова училась в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в 1907-14 в Петербургской Академии художеств. Выйдя замуж за соученика, теоретика русского авангарда В.Матвея (Матвейса, псевд.В.Марков), вступила в объединение художников «Союз молодежи», с которым были связаны П.Филонов, М.Ларионов, Н.Гончарова, К.Малевич, В.Татлин и др.; сотрудничала в одноименном журнале, участвовала в совместных с объединениями «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» выставках Союза молодежи, В 1913 совершила вместе с мужем поездку по этнографическим музеям Западной Европы для сбора материалов и фотографирования африканской скульптуры. После скоропостижной смерти мужа (1914) подготовила к печати его книгу «Искусство негров» (1919), В 1915 окончила Петербургский археологический институт. В 1917-22 работала в московском Историческом музее, изучала древнерусские миниатюры в Отделе древних рукописей и организовала первую их выставку; являлась членом Института художественной культуры (Инхука). В 1922 по вызову младшей сестры А.Бубновой-Оно уехала вместе с матерью в Японию. В 1927 вышла замуж за русского эмигранта В.Головщикова (1897-1947). В середине 1930-х была лишена советского гражданства за «связь с врагом народа» (по поручению советского посольства знакомила видного советского деятеля (фам. неизвестна) с японскими достопримечательностями; по возвращении в СССР он был арестован). Преподавала с 1924 русский язык и литературу в университете Токио Васэда. В.Бубнова вырастила несколько поколений японских русистов. Как утверждала японская газета «Цусё симбун», «если бы не она, переводы русской литературы в Японии не достигли бы, наверное, такого высокого уровня». За вклад в развитие японо-русских культурных связей и за заслуги в области изучения в Японии русского языка и литературы В.Бубнова была награждена впоследствии орденом Драгоценной короны. В.Д.Бубнова участвовала в выставках японского авангарда 20-х; в октябре 1922 опубликовала в журнале «Сисо» («Мысль») статью «О направлениях в современном русском искусстве» (главным образом, о конструктивизме); входила в организации японских художников «Никакай», «Санка», «МАВО». О русском искусстве много писала и позднее, в частности, в многотомном издании «Мировое искусство». Поступив вскоре после приезда в Японию в Токийское художественно-промышленное училище, Б. разработала метод автолитографии на цинке. В Японии с успехом прошло 6 персональных выставок Б. (две в 1932, в 1938, 1948, 1954, 1958). После т.н. «путча молодых офицеров» (1936) Бубнова и её муж были объявлены нежелательными иностранцами, за ними велось строгое полицейское наблюдение. В те годы было закрыто русское отделение университета Васэда, позднее Бубнова была вынуждена покинуть Токийский институт иностранных языков. В конце 2-й мировой войны их выселили из Токио в горное место Каруидзава. Дом в Токио и все их имущество, включая библиотеку и литографии, погибли в результате бомбежки. послевоенный период Бубнова снова преподавала и работала как художник, много сил отдавала Русскому клубу. В 1958 Б. возвратилась в СССР и поселилась в Сухуми, где жила её старшая сестра. При жизни Бубновой состоялось более 20 выставок, ей было присвоено звание заслуженного художника Грузинской ССР (1964). Работы Бубновой Варвары приобретались советскими музеями, в том числе Музеем изобразительных искусств им. А.Пушкина, Третьяковской галереей, Русским музеем.
В.Д. Бубнова училась в 1907— 1914 у Н.Н. Дубовского в Петербургской Академии художеств. В 1914 она получила звание художника за картину "Поздняя осень" Под впечатлением от знакомства в 1910 с собраниями новой французской живописи С. Щукина и И. Морозова и поездки в Италию в 1911. Бубнова в 1912 вступила в «Союз молодежи» — одно из самых радикальных творческих объединений той поры. Будучи талантливой представительницей нового поколения свободомыслящих русских женщин в области культуры, Бубнова сама определила свой жизненный и творческий путь, который привел её в 1922 (после пятилетнего пребывания в Москве, где она работала с 1917 но 1922 научным сотрудником отдела древнерусских рукописей Российского Государственного исторического музея) в Японию. Наследовав принципы русского авангарда «серебряного века», в первую очередь его экспрессионистического и «неопримитивистского» крыла, Бубнова оказалась удивительно чуткой к воздействию восточной эстетики и в наибольшей степени японской графики. В годы жизни в Японии она создала полотна «Портрет переводчика X. Никамуры» (1927), «ЯПОНЕЦ В КИМОНО» (1939), «Следы войны» (1949), «Хризантемы» (1943, ГРМ). Эти работы, тонкие по живописи, сочетают в себе достижения русского авангарда и удивительный японский колорит восприятия мира. Бубнова иллюстрировала также книги русских писателей для японских издательств. Уже в 1923 она поступила в Токийское художественно-прикладное училище, где изучала технику литографии. Цветная графика разных лет составляет наибольшую часть её творческого наследия. Оно состоит из работ разных по жанру и технике (бытовые композиции, пейзаж, портрет, станковые работы, книжные иллюстрации; ксилография, акварель, литография, тушь, темпера, пастель и карандаш). После возвращения в 1958 в СССР, Бубнова сохранила верность новаторским идеалам прежних лет, дух независимости и приверженность лучшим достижениям культуры Востока и Запада. Её работы тех лет: «На берегу моря» (1959-1960), «Домик под горой» (1964). В СССР состоялись персональные выставки художницы: в 1958 в Сухуми, в 1960 — в Тбилиси, в 1961 — в Москве, Харькове, в1962 в Ленинграде Бубнова — Кавалер японского ордена Драгоценной короны IV степени.
Художник, пропагандист рус. языка в Японии, засл. художник Груз. ССР (1966). В детстве и юности часто бывала в имении деда по материнской линии Н. И. Вульфа в с. Берново Старицкого у. Окончила Высшее художеств. уч-ще при АХ в Петербурге (1914, конкурсная работа - "Аллея Берновского парка"). В 1922-58 жила в Японии, занималась живописью и графикой, преподавала рус. яз. и лит-ру в частном ун-те Васеда, ин-те иностр. языков, ин-те при Об-ве "Япония - СССР" в Токио, подготовила несколько поколений японских переводчиков-русистов. По возвращении в Россию, вновь посетила Берново. Б. создала неск. тыс. произв. станковой графики ("Старик-крестьянин", 1929; "В океане, за рыбой", 1947; "У входа в храм", 1950) и живописи, работала также в смешанной технике ("Сухуми. Зимой у моря", 1964; "Камелии", 1967; "Портрет Елены Лозовой", 1978). Б.- автор иллюстраций к произв. А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, К. Г. Паустовского, статей по вопросам теории иск-ва. Состоялось 6 персональных выставок в Японии, 18 - в России. В 1985 в Берновском музее А. С. Пушкина открыта пост. выставка о жизни и творчестве В. Д. Бубновой.
живописец, график, теоретик искусства, р. 17.5.1886, Петербург, ум. 28.3.1983, Ленинград, похоронена в г. Сухум (Абхазия).