Имя при рождении — Васил Иванов Кунчев (в тогдашней орфографии — Василь). В монашестве — иеродиакон Игнатий (Кунчев). По своему духовному сану имел подпольную кличку Дякона. Васил Левски — самая известная подпольная кличка, от названия животного лев. Другие клички — Главния книжар, Тропчо, Драгойчо. Пользовался также иноязычными псевдонимами, в частности, армянским Ованес и несколькими турецкими: Аслан Дервишоолу Кърджалъ (то есть «Лев, сын дервиша, удалец»; ср. Кырджали), эфенди Аслан Дервишоолу и Джин гиби.
После смерти Левского, в 1880—1890-е годы, его стали широко называть «Апостолом свободы» или просто «Апостол». Это прозвище особенно популяризировал классик болгарской литературы Иван Вазов.
Учился в Карлове во «взаимной школе» (где была принята Белл-Ланкастерская система; такие школы были очень популярны в период национального возрождения в Болгарии). Васил Кунчев послушничал в Хиландарском монастыре на Афоне у своего дяди, два года провёл в училище в Стара-Загора и год в Пловдиве в духовной семинарии, затем 7 декабря 1858 г. постригся в Сопоте в монахи под именем Игнатия. В следующем, 1859, рукоположен в иеродиаконы. Хорошо владел турецким, греческим и армянским языками.
В 1861 году под влиянием Георгия Раковского (дяди советского партийного деятеля Х. Г. Раковского) 24-летний отец Игнатий посвятил себя революционной деятельности и ушёл из монастыря.
В 1862 г. Васил-Игнатий Кунчев находится в Сербии и участвует в Первом болгарском легионе под началом Раковского. За храбрость в битве с турками получает кличку «Левский», оставшуюся с ним на всю жизнь. Участвовал в организации народных дружин («чет») с тем, чтобы четники подняли восстание против турок при поддержке Сербии. В 1863 через Румынию нелегально проник в Болгарию и в присутствии сподвижников отрезал себе монашеские косицы, заявив, что считает себя мирским «диаконом Василем». Его дядя, ставший к тому времени архимандритом, возбудил следствие против племянника, однако пловдивский митрополит нейтрализовал его. В 1864—1866 годах Левский учительствовал в Войнягово, а в 1867 в Еникёй, Бессарабия (ныне Молдавия; в 1856—1878 по Парижскому миру данная территория входила в состав Османской империи) всюду пропагандируя «патриотические дружины» и подстрекая народ против турок. Затем он вновь побывал в Румынии и Сербии, где встретился с Раковским, назначен знаменосцем в отряде Панайота Хитова, участвовал в организованном им в Сербии Втором болгарском легионе (1867—1868).
После этого разочаровался в четнической тактике и пришёл к выводу о необходимости готовить народ к восстанию постепенно, путём создания разветвлённой революционной сети на местах, без расчёта на внешнюю помощь Сербии, а затем — и без расчёта на болгарскую эмиграцию. В 1868 начал работать в «Болгарском обществе» в Бухаресте, где познакомился с поэтом Христо Ботевым. В 1869 обошёл всю Болгарию с разведывательными и пропагандистскими целями, координируя деятельность комитетов по подготовке восстания во всех городах. В 1869 вместе с Любеном Каравеловым учредил в Бухаресте Болгарский центральный революционный комитет (БЦРК), а вскоре перенёс его деятельность в Болгарию, создав нелегальную «Внутреннюю революционную организацию». Комитет объявил себя подпольным «Временным правительством Болгарии», развернул активную деятельность во всех слоях общества, вёл террористическую деятельность и активно закупал оружие.
В будущем Левский видел Болгарию святой и чистой республикой.
22 сентября 1872 года большая группа заговорщиков была задержана при налёте на турецкую почту. Левский был против этой акции. Арест её участников поставил сеть организаций и лично Левского под угрозу. БЦРК приказал Левскому немедленно начинать восстание, однако он игнорировал приказ и решил, захватив архив Внутренней революционной организации из Ловеча, скрыться в Румынии. В Кыкрине, к востоку от Ловеча, он и был арестован 27 декабря 1872 г. турецкой полицией. Документы он успел уничтожить.
Существует ряд версий насчёт того, кто предал Левского. Долгое время виновником называли попа Крыстю, участника комитета ВРО в Ловече; сейчас эта версия в общем опровергнута. Но многие историки ставят под сомнение и то, что Левский вообще был кем-то предан. На это указывает тот факт, что в его поимке участвовал лишь небольшой отряд полицейских, и арестованный был отправлен в Тырново для опознания; по-видимому, турки вообще не имели понятия, кто попался им в руки. В Тырнове Левский был опознан. Его перевезли в Софию и предали суду. На суде Левский не сказал ничего о сети комитетов.
Османский суд приговорил Васила Кунчева к смертной казни. 6 (18) февраля 1873 г. (обычно отмечают 19 февраля по юлианскому календарю) «Апостол свободы» был повешен за городской чертой Софии. Ныне город разросся так, что это скорее центр города.
На смерть Левского Христо Ботев написал одно из самых знаменитых своих стихотворений:
На месте казни Левского уже в 1880-е годы был поставлен памятник; есть немало других монументов «Апостолу свободы». В Болгарии имеется четыре музея Левского (включая его келью в Троянском монастыре). В кабинетах президента и премьер-министра Болгарии после окончания коммунистического периода постоянно висят портреты Левского (на месте портретов царей и коммунистических лидеров).
В честь Левского назван город Левски, сёла Левски в Пазарджикской и Варненской областях, сёла Васил-Левски в Тырговиштской, Пловдивской, Силистренской и Старозагорской областях, софийский футбольный клуб (с 1914 г.) и крупнейший стадион Болгарии в Софии.
В 1973 г Болгария выпустила памятную монету номиналов в 5 лев с портретом В. Левского. Монета посвящена 100 летию со дня смерти. Вес 20,5 гр, серебро 900 пробы.
В 1990-е годы поднимался вопрос о канонизации Левского. Во время церковного раскола в Болгарии, когда митрополит Пимен Неврокопский был объявлен группой архиереев патриархом вместо Максима, эта раскольничья организация объявила Левского святым (мучеником иеродиаконом Игнатием).
В 2008 году в приднестровском селе Парканы, населённому в основном болгарами, был открыт памятник Левскому.