Биография
Брат театрального художника А. Ф. Гельцера, сестра Вера до замужества была артисткой Малого театра. Его дочь Екатерина Васильевна — выдающаяся балерина, другая дочь Любовь - артистка МХАТ. После обучения в Московском театральном училище, которое закончил экстерном, с 1856 года работал в Большом театре фигурантом. В 1863 году переведён в солисты. Наиболее значительной работой была партия Иванушки в балете Цезаря Пуни «Конёк-Горбунок», поставленного в Большом театре, балетмейстером А.Сен-Леон 16 декабря 1866 года.
Гельцер был известен в первую очередь как характерный танцовщик, хороший мимический актёр. Он выступал как в комических партиях, в том числе женских (фея Карабос, Марцелина), так и в трагических ролях (Клод Фролло). Выступал на сцене до 1906 года, когда состоялся его прощальный бенефис.
С 1894 по 1901 год Гельцер работал режиссёром балетной труппы Большого театра. С 1898 преподавал мимику и пластику в Московском балетном училище и Московской консерватории; поставил танцы для премьеры оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» осуществленной силами студентов Московской консерватории в 1879. С 1898 по 1902 он возглавлял Московское балетное училище. В 1876 г. Гельцер совместно с В. П. Бегичевым написал сценарий к балету П. И. Чайковского «Лебединое озеро».
Некоторые партии
- 14 декабря 1869 — первый исполнитель роли Санчо Панса в балете Л. Ф. Минкуса «Дон Кихот», балетмейстер — М.Петипа
- 1888 — Пигмалион в одноименном балете Ю. И. Трубецкого, балетмейстер А. Н. Богданов
- 21 ноября 1890 — Клод Фролло в балете Ц. Пуни «Эсмеральда» поставленном балетмейстером Хосе Мендесом (Mendez) по хореографии Петипа
- 24 ноября 1891 г.- первый исполнитель роли Марцелины в балете П. Гертеля «Тщетная предосторожность», балетмейстер Хосе Мендес.
- 14 февраля 1892 — Царь Нубийский в балете Ц.Пуни «Дочь фараона», балетмейстеры Л. Н. Гейтен, Н. Ф. Манохин по хореографии М.Петипа
- 1893 — Роберт в балете композиторов И. Ф. Шмидта и Ц. Пуни «Роберт и Бертрам, или два вора», поставленном балетмейстером Хосе Мендесом
- 15 ноября 1898 — Гусарский полковник в балете композитора И. И. Армсгеймера «Привал кавалерии», поставленном балетмейстером И. Н. Хлюстиным
- 17 января 1899 — первое в Большом театре исполнении партии феи Карабос в балете П. М. Чайковского «Спящая красавица», поставленном балетмейстером А. А. Горским по хореографии М.Петипа
- 1899 — немой Малаец в опере А. Ю. Симона «Песнь торжествующей любви», мимическая роль, созданная специально для Гельцера
- 6 января 1900 — Агата в балете Маковца «Танцовщики поневоле», поставленном балетмейстером В. Д. Тихомировым,
- 25 ноября 1901 — Хан в балете Ц.Пуни «Конёк -Горбунок», поставленном балетмейстером А. А. Горским,
- 25 января 1901 — первый исполнитель в Большом театре роли Великого брамина в балете Л. Ф. Минкуса «Баядерка», поставленном балетмейстером А. А. Горским по хореографии М.Петипа
- 24 ноября 1902 — Клод Фролло в мимодраме А. Ю. Симона «Дочь Гудулы», поставленной балетмейстером А. А. Горским
- 25 февраля 1905 — Коппелиус в балете Лео Делиба «Коппелия», поставленном балетмейстером А. А. Горским
- лесничий Ганс в балете А.Адана «Жизель».