Василий Худяков вначале учился в Строгановском училище технического рисования в Москве, откуда через полтора года перешел в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь ближайшим его наставником был проф. Ф.С. Завьялов, пригласивший его к себе в помощники при расписывании Святых Сеней в Кремлевском дворце. Еще в бытность свою в московском училище Худяков за присланные в Императорскую академию художеств работы был награжден от нее Большой серебряной медалью.
В 1848 году Василий Худяков переселился в Санкт-Петербург и поступил вольноприходящим учеником в академию художеств, но поспешил взять аттестат на звание свободного художника, на которое давала ему право упомянутая медаль, и через то лишился возможности конкурировать на золотые медали академии. В Петербурге он писал преимущественно портреты и образа по частным заказам и в 1851 году за портрет ректора архитектуры А. И. Мельникова (портрет находился в конференц-зале Академии художеств) был признан академиком. После того им были исполнены, сверх портретов разных лиц и образов для церкви Тульского кадетского корпуса и других церквей, картины:
В 1857 году Худяков отправился в Италию, где провел, живя главным образом в Риме и Неаполе, четыре года — до тех пор, пока Московское общество любителей искусства в 1860 году не вызвало его для занятий должности преподавателя в тамошнем училище живописи, ваяния и зодчества. В том же году за написанную в Италии по заказу графа Г. А. Кушелева-Безбородки картину из римского народного быта "Игра в шары" Академия возвела Худякова в звание профессора.
В Москве он пробыл недолго и, возвратившись в Петербург, являлся со своими произведениями на академических выставках до самой своей смерти, последовавшей от холеры. Из числа этих произведений заслуживают быть упомянутыми:
Худяков не обладал особенно находчивой фантазией, но был прекрасный рисовальщик и колорист, хотя и несколько цветистый, но умевший сильно воспроизводить освещение и достигать большой рельефности изображенного. Однако последние его картины значительно слабее тех, которые написаны им в Италии и в первое время по возвращении из нее. Из его работ, находящихся в общественных коллекциях, можно указать на несколько этюдов, писанных масляными красками, и на две акварели:
на вышеупомянутых
на картину