Родился в вепсской крестьянской семье.
Окончив школу, в 1921 году отправился на самостоятельные заработки. С 1924 по 1929 год работает на каменных разработках прочной горной породы, диабаза, в Ропручье, что в 13 км к юго-востоку от Шелтозера.
В 1929 году Заводской комитет каменных разработок командирует 24-летнего Василия в Московский театральный техникум как активного участника художественной самодеятельности. Будучи на практике, Кононов по деревням и сёлам современных Смоленской и Тверской (в районе Ржева) областей организовывал кружки художественной самодеятельности, живые газеты, танцевальные группы и хоровые коллективы.
По окончании учебы Василия направили в качестве художественного руководителя в Пудожский район на Шальские горные разработки треста Карелгранит. С 1933 по 1935 год работал художественным руководителем Пудожского районного ДК.
В 1935 году Кононов возвратился на онежские разработки диабаза и работал режиссёром художественной бригады в клубе «Пролетарская кузница». В этом же году приезжает в Шелтозеро художественным руководителем Шелтозерского районного ДК, где руководит агитбригадой.
В 1936 году собирает в селе Шелтозеро женщин-колхозниц, исполнительниц народных песен и организует народный хор (ныне — Вепсский народный хор), в котором значительное место занимали народные танцы под песню, а затем драматический кружок.
В конце 1937 года Василия Ивановича пригласили в Петрозаводск в созданный недавно ансамбль песни и пляски «Кантеле» при Государственной филармонии постановщиком танцев.
Работая в ансамбле он воспитал плеяду блестящих танцоров, представлявших национальную хореографию Карельской республики на международном, всесоюзном, всероссийском уровнях: А. М. Арифметикова (Шенкман), Э. А. Баландис, М. И. Гаврилов, Л. В. Державина, Е. И. Изотова, Т. Р. Пчелина (Чейда) и мн. другие.
29 августа 1941 года с ансамблем эвакуировался из Петрозаводска вглубь страны.
Максим Гаврилов в своём дневнике записал: «14 января 1941. Неважные дела. Кононова увезли в больницу в тяжелом состоянии.»
С 24 мая 1942 года — ансамбль Кантеле базировался в Беломорске, временной столице Карельской республики. Из дневника Максима Гаврилова: «18 июня 1942. Сегодня репетируем с Кононовым „Ристу-Кондра“… Репертуар Сиркки Рикка и Евгении Рапп основательно обновляется…».
В 1959 году Кононов и танцоры его группы консультировали и помогали коллективу Петрозаводского музыкального театра и балетмейстеру Игорю Смирнову в постановке первого национального балета на музыку Гельмера-Райнера Синисало «Сампо».
В ансамбле Кантеле Кононов проработал 28 лет, до 1965 года. Танцы Кононова стали источником идей, своеобразной базовой моделью для развития классического направления национальной хореографии Карельской республики.
Скончался в 1983 году.
В настоящее время «Вепсский танец с ложками», «Шестёрка в тройках» и другие танцевальные номера поставленные Василием Кононовым входят в «золотой фонд» ансамбля «Кантеле».
Почетные звания:
Награды: