Популярные
На фото Василий Качалов

Василий Качалов

русский и советский театральный актёр
Биография

Ранние годы

Василий Иванович родился 30 января (11 февраля) 1875 года в Вильне, (ныне — Вильнюс, Литва), в семье священника Иоанна Шверубовича, настоятеля Никольской церкви, из рода белорусского шляхетского происхождения.

Учился в 1-й Виленской гимназии одновременно с Ф. Э. Дзержинским; в одном выпуске с ним был Б. Горев; одноклассник и неразлучный друг — Константин Галковский, впоследствии литовский композитор Константинас Галкаускас. Гимназистом участвовал в любительских спектаклях и приобрел репутацию декламатора и актёра. Окончив гимназию в 1894 г, поступил на юридический факультет Петербургского университета. Бывал в Вильне на каникулах. В 1896 году на студенческих каникулах играл вместе с В. Ф. Комиссаржевской во время её гастролей в пьесе Г. Зудермана «Бой бабочек». Позднее выступал в Вильне и Ковне на гастролях Московского художественного театра.

По воспоминаниям, однажды прочитав в Питерской газете некролог Н. Н. Качалова (бывшего губернатора Архангельской губернии), решил взять его фамилию, а в дальнейшем познакомился с его сыном, также Н. Н. Качаловым, и рассказал ему эту историю, что послужило началом их дружбы.

Дружил с Анатолием Мариенгофом; в его романах «Роман без вранья» и «Мой век. Моя молодость», которые очень биографичны, много написано о Качалове и его семье, окружении.

Театральная карьера

В Санкт-Петербурге в 1896 году поступил актёром в Театр Литературно-артистического общества, фактическим владельцем которого был А. С. Суворин (1834—1912; владелец и редактор газеты «Новое время»). Суворин придумал сценический псевдоним Качалов, заменивший неблагозвучную фамилию Шверубович. Играл на провинциальных сценах в гастрольной труппе В. П. Далматова, в труппе товарищества М. М. Бородая в Казани и Саратове (1897—1900).

Московский Художественный театр

Известность пришла к Качалову, когда он в 1900 перешёл в московский Художественный театр К. С. Станиславского и Немировича-Данченко и стал одним из его ведущих актёров. Дебют в роли Берендея в «Снегурочке» по пьесе А. Н. Островского (1900). Создал в МХАТе 55 ролей, в частности роли Тузенбаха («Три сестры» А. П. Чехова, 1901), Барона («На дне» Максима Горького, 1902), Юлия Цезаря («Юлий Цезарь» В. Шекспира), Трофимова («Вишнёвый сад» А. П. Чехова, 1904), Вершинина («Бронепоезд 14—69» В. В. Иванова, 1932), Захара Бардина («Враги» Максима Горького), Дон Жуана («Каменный гость» А. С. Пушкина), Гамлета, Чацкого («Горе от ума» А. С. Грибоедова), также роли в спектаклях по пьесам Л. Н. Андреева, Гауптмана, Ибсена, романам «Бесы» (Ставрогин) и «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского и «Воскресение» Л. Н. Толстого.

Актёр скончался 30 сентября 1948 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Исполнительское искусство

Благодаря выдающимся достоинствам голоса и артистизму, Качалов оставил заметный след в таком особом роде деятельности, как исполнение произведений поэзии (Сергея Есенина, Эдуарда Багрицкого и др.) и прозы (Л. Н. Толстого) в концертах, на радио, в записях на граммофонных пластинках.

Жена — Нина Николаевна Литовцева — российская и советская актриса и режиссер, народная артистка РСФСР (1948).

Библиография

  • Качалов В. И. Сборник статей, воспоминаний, писем. Москва, 1954
  • Виленкин В. Я. Качалов. Москва, 1962
  • Волков Н. Д. Театральные вечера. Москва, 1966
Поделиться: