Популярные

Василий Павлович Фёдоров

русский поэт-парнасец, переводчик
Дата рождения:
1883-08-25
Дата смерти:
1942-12-15
Биография

Биография

Василий Фёдоров родился в 1883 году в Перми. Определением Правительствующего Сената от 7 октября 1893 года признан в потомственном дворянском достоинстве с правом внесения в дворянскую родословную книгу. В 1909 году окончил Казанский университет, затем несколько лет работал педагогом, имел право преподавать физику в гимназиях и институтах. В 1919 году Василий Фёдоров работал на кафедре радиоактивных элементов Московской горной академии. Затем, в 1920-е годы — заведующим кафедрой физики Энергоинститута на Днепрострое. Позднее перевёлся в Ташкент, занимал должность профессора Средне-Азиатского индустриального института. В 1938—1939 годах был командирован в Баку. Затем вернулся в Москву и работал руководителем Группы естественно-научных учреждений Главнауки СССР.

Литературная деятельность

Однако делом всей своей жизни Василий Фёдоров считал не физику, а занятия литературой. В 1919 году на вопрос анкеты Московского союза советских журналистов «Какова ваша профессия по специальности?» Фёдоров ответил: 1) поэт; 2) переводчик.

Фёдоров знал несколько иностранных языков (к концу жизни, по его словам, он владел шестью иностранными языками), и в 1910-е годы заинтересовался европейской поэзией. Любимым его поэтом был Эмиль Верхарн, над переводами из которого Фёдоров работал с 1910 по 1918 годы. Эти переводы публиковал журнал «Рабочий мир» (1919, № 1, 7, 8, 9), а в 1922 году в Госиздате вышли два сборника переводов из Верхарна, подготовленных Фёдоровым: «Черные факелы» и «Стихи в переводах Вас. Федорова». В последний вошли около 60 стихотворений, охватывающих весь период творчества бельгийского поэта. В следующем, 1923 году Фёдоров выпускает сборник поэтических переводов из Эдгара По (12 переводов), появляются отдельные переводы из Гёте.

Между тем, переводами литературная деятельность Фёдорова далеко не ограничивалась, и к 1917—1918 годам он вполне сформировался как примечательный, самобытный поэт. К этому времени Фёдоров подготовил свой первый авторский стихотворный сборник (под названием «Стихотворения»), однако издать его не удалось. В стихах Фёдорова — тревога и смятение от созерцания революционных событий, разворачивающейся в России:

В апреле 1919 Фёдоров пытается издать другой сборник — «Полынь-Звезда» — содержащий, около 30 стихотворений, и снова безуспешно. В начале 1920-х годов некоторые стихи Фёдорова попадают в коллективные сборники и альманахи, но выпустить собственную книгу всё никак не удаётся. Тогда Фёдоров запускает в обращение сборники рукописные, которые пользуются изрядной популярностью у московской читающей публики. К 1924 году хождение по Москве получили уже множество подобных рукописных сборников, однако почти все они позднее были утрачены.

Всероссийский союз поэтов и Орден Дерзо-Поэтов

Всероссийский союз поэтов (1918—1929) был создан сразу после Октябрьской революции и просуществовал более десяти лет. Сразу после создания союза Василий Фёдоров принял живейшее участие в его деятельности, примкнув к так называемым «парнасцам» и «неоклассикам». Однако главные посты в союзе сразу получили имажинисты: Сергей Есенин, Вадим Шершеневич, Анатолий Мариенгоф. Василий Фёдоров развернул борьбу против доминирования имажинистов в Президиуме, однако в 1919 году Есенину и Шершеневичу удалось сохранить свои места, а вместо Мариенгофа был избран другой имажинист — Александр Кусиков.

Вскоре, Фёдорову удаётся привлечь на свою сторону многих литераторов, важным шагом в решении этой задачи стало его присоединение к так называемому Ордену Дерзо-Поэтов, в котором Фёдоров даже получил одну из руководящих должностей. Главным основателем Ордена был поэт Фёдор Кашинцев. В апреле 1919 года в Народный комиссариат просвещения РСФСР поступил пакет документов, включающих устав Ордена и препроводительную записку. Учредители ордена хотели войти в непосредственное подчинение Наркомпросу, но им в этом было отказано, ввиду отсутствия «основания считать орден вполне определившимся начинанием». В сентябре 1920 года Глава Ордена Фёдор Кашинцев посвятил Василия Фёдорова, «гениального творца „Инферно“ и множества других высоких произведений» в Верховные Гностиаты Ордена:

В 1920 году наступил перелом — с поста Председателя Президиума ВСП был смещён Шершеневич, а в следующем году уже сам Фёдоров оказывается в Президиуме, и даже некоторое время исполняет обязанности Председателя. Кроме работы в ВСП Фёдоров был видным деятелем «Литературного особняка» — общества поэтов-неоклассиков, в котором принимал участие с момента его основания и неоднократно избирался в Правление.

В декабре 1928 года Фёдоров стал Председателем Правления «Литературного особняка», а последний год существования Всероссийского союза поэтов встретил в качестве Председателя его ревизионной комиссии. В 1930-х годах Василий Фёдоров отходит от литературной деятельности, подолгу находясь в служебных командировках. В последний год перед арестом подрабатывал литературным консультантом в Госиздате. Жил бедно, в Москве занимал комнату в коммунальной квартире, площадью 5,6 кв. м.

Арест, ссылка и смерть

Как пишет исследователь творчества Фёдорова В. А. Дроздков, однажды в январе 1940 года Василий Фёдоров зашёл в пивбар. Там за столиком он разговорился с каким-то случайным собеседником о поэзии. Вышел спор о предпочтениях: Фёдоров хвалил Есенина, его собеседник — Маяковского. В качестве решающего аргумента визави Фёдорова сослался на известное высказывание Сталина: «Маяковский был и остаётся лучшим, талантливейшим поэтом…». Василий Павлович не удержался и спросил, много ли Сталин понимает в поэзии. Этот случай, по мнению Дроздкова, и стал причиной «проработки» Фёдорова «компетентными органами», закончившейся арестом год спустя. Биограф поэта отмечает, что следствие акцентировало внимание на дворянском происхождении Фёдорова, владении иностранными языками, а также других прошлых «заслугах». В результате Василий Фёдоров решением Московского городского суда от 16 апреля 1941 года был признан виновным по ст. 58, п. 10, ч. 1 УК РСФСР («антисоветская агитация и пропаганда») и приговорён к заключению в исправительно-трудовом лагере сроком на 6 лет. В это время Василию Павловичу было 58 лет. 15 декабря 1942 года он скончался в Унжинском исправительно-трудовом лагере НКВД СССР.

Судьба литературного наследия Фёдорова

Архив Фёдорова (9 свёртков рукописей) был уничтожен во время проведения следствия, как «не представляющий ценности и необходимости в приобщении к делу». Из рукописных сборников в настоящее время известен только один — «Мумии» 1921 года, экземпляр сохранился у библиофила Л. М. Турчинского и в 2001 году был издан тиражом 110 пронумерованных экземпляров, не поступивших в открытую продажу. Машинопись самого первого сборника «Стихотворения» с пометами автора сохранилась в РГАЛИ, в архиве поэта Георгия Шенгели. Это всё, что достоверно сохранилось к настоящему времени, кроме трёх изданных сборников переводов (два из Верхарна и один из Эдгара По) и отдельных публикаций, разбросанных по периодике, альманахам и коллективным сборникам.

Имя Василия Павловича Фёдорова надолго было вычеркнуто из истории русской литературы. Он не был реабилитирован ни во время «оттепели», ни во время «перестройки», ни в постсоветской России. Как поэт он не был упомянут даже в самых полных антологиях русской поэзии XX века. Переводы из По и Верхарна периодически включаются составителями в различные издания, но и там единственным комментарием обычно является — «не путать автора с поэтом В. Фёдоровым (1918—1984)». Орден Дерзо-Поэтов также подвергнут забвению, его манифесты не включены ни в один тематический сборник.

Ситуация стала меняться с началом XXI века. Главная заслуга в постепенном возвращении имени Василия Павловича Фёдорова принадлежит В. А. Дроздкову. Основными источниками сведений о судьбе и творчестве Василия Фёдорова являются две публикации Дроздкова: предисловие к изданию «Мумий» (2001) и статья в «Новом литературном обозрении» (2002).

Интересные факты

В своё время Василий Фёдоров был очень широко известен в писательской среде. Ирина Одоевцева называла его «заправилой московских поэтов», а Илья Сельвинский написал на него эпиграмму: «Кто не знает стихов Федорова Василия? -/ Столь же оригинальны, как и его фамилия.»

Работы поэта

Поэтические сборники

  • Стихотворения (1917—1918) — не издан, машинописный экземпляр (57 листов) хранится в РГАЛИ, в фонде Г. А. Шангели.
  • Полынь-звезда (1919, вероятно, в основе — сокращённый первый сборник) — не найден
  • Октябрьская плаха (1920) — не найден
  • Перекресток (1921) — не найден
  • Мумии (1921) — один рукописный экземпляр в собрании Л. М. Турчинского, издан в 2001 году тиражом 110 экз.
  • Дымчатая планета (1922?) — не найден
  • Атараксия (1922?, сборник сонетов) — не найден

Переводы

  • Эмиль Верхарн. «Чёрные факелы» (1922)
  • Эмиль Верхарн. Стихи в переводах Вас. Федорова (1922)
  • Эдгар По. Поэмы и стихотворения в переводах с оксфордского издания 1909 г. Вас. Федорова. — Москва: Первина, 1923.
Поделиться: