Василий Крейтан родился в Фредриксхамне Выборгской губернии в семье скульптора и резчика немецкого происхождения Петра Крейтана (Кретана), автора иконостаса в церкви Спаса Нерукотворного Образа при Придворно-конюшенной части, горельефов в Лютеранской церкви Святых Петра и Павла, участника восстановления Зимнего дворца после пожара 1837 года. Старший брат Василия — Фёдор Петрович (Христиан Фридрих) Крейтан (1823—1869) — художник, скульптор, выпускник Императорской Академии художеств.
Начальное образование получил в Училище при лютеранском приходе Святых Апостолов Петра и Павла в Санкт-Петерурге.
В 1858 году поступил в скульптурный класс профессоров Н. С. Пименова и П. К. Клодта фон Юргенсбурга Императорской Академии художеств. Во время учёбы неоднократно награждался поощрительными медалями Академии: в 1857 году малой серебряной медалью за лепку с натуры, в 1858 году малой серебряной медалью за барельеф «Всемирный потоп», в 1859 году большой серебряной медалью, вновь за лепку с натуры и в 1862 году малой золотой медалью за скульптуру «Сеятель» (выставлена на парадной лестнице Михайловского дворца в экспозиции Государствнного Русского музея.
В 1863 году Василий Крейтан был допущен Советом Академии к конкурсу на Большую золотую медаль Императорской Академии художеств, проводившемуся в честь столетнего юбилея дарования Императрицей Екатриной II Академического Устава и дававшей право на шестилетнее пенсионерство за границей.
В событиях, предшествовавших «бунту четырнадцати» Крейтан участия не принимал и коллективных прошений в Совет Академии не подписывал. Однако узнав о состоявшемся 9 ноября 1863 года скандале на заседании Совета Академии, Крейтан в знак солидарности с тринадцатью живописцами подаёт личное прошение о выходе из Академии.
Прошение было удовлетворено, Крейтан выпускается из Академии с присвоением ему звания художника второй степени, став, таким образом, четырнадцатым бунтарём, принявшим впоследствии непосредственное участие в учреждении и деятельности Санкт-Петербургской артели художников.
Из официального письма министра Императорского двора генерал-адъютанта графа Владимира Федоровича Адлерберга Санкт-Петербургскому военному генерал-губернатору князю Александру Аркадьевичу Суворову:
В 1869 за выставленный на Академической выставке портретный бюст, Василию Крейтану присвоено звание художника первой степени. Занимался педагогического деятельностью, давал частные уроки. Работал штатным учителем рисования и черчения во 2-й Петерургской военной гимназии и Пажеском корпусе. С 1870 по 1891 года преподавал лепку в Императорском обществе поощрения художеств.
В 1880 году Санкт-Петербургская Городская Дума приняла решение установить в Александровском саду несколлько бюстов с видными деятелями науки и искусства. Была создана конкурская комиссия, которую возглавил профессор архитектуры и живописец Н. Л. Бенуа. Первоначально, планировалось установить четырнадцать бюстов: шесть у фонтана, шесть у статуи Флоры и два около статуи Геракла. В прессе высказывались опасения, что большое количество бюстов в саду придаст ему вид кладбища. Наибольший протест по поводу установки памятника М. Ю. Лермонтову выражал в «Правительственном вестнике» от 20 августа 1892 года Обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода действительный тайный советник К. П. Победоносцев.