Биография
Учился на философском факультете Фрейбургского университета (1904-07); окончил историко-филологический факультет Московского университета (1910). С 1907 года писал статьи на литературные и театральные темы, печатался в журналах «Студия», «Маски» и других (1912—1914). С 1912 года работал в Студии Ф. Ф. Комиссаржевского (с 1914 года — Театр им. В. Ф. Комиссаржевской) лектором, затем — режиссёром-педагогом.
В 1919 году организовал Государственный показательный театр, закрытый в следующем году.
В 1922—1926 годах был художественным руководителем Московского драматического театра, в Театра комедии (бывший Театр Корша). В 1924 году воссоздал Театр им. В. Ф. Комиссаржевской (театр распался в сезон 1925/26). В 1926 году снял свой единственный фильм «Крестовик».
В 1926 году Василий Сахновский был приглашен во МХАТ; в 1932 году стал заместителем директора театра по художественной части, в 1937-м — заведующим художественной частью. С 1943 года был членом художествено-режиссёрской коллегии МХАТа.
Педагогическая деятельность
В 1926 году занимался с молодыми режиссёрами и художниками при ГАХН. С 1933 года декан режиссёрского факультета ГИТИСа и заведующий кафедрой режиссуры. С 1943 года — художественный руководитель Школы-студии им. В. И. Немировича-Данченко МХАТ.
Режиссёрские работы
Театр им. В. Ф. Комиссаржевской
- 1914 — «Димитрий Донской» В. А. Озерова (совместно с Ф. Ф. Комиссаржевским)
- «Ванька ключник и паж Жеан» Ф. К. Сологуба (1916)
- «Скверный анекдот» по Ф. М. Достоевскому (1916; возобновлен в 1924 году)
- «Реквием» Л. Н. Андреева (1917)
- «Лулу» («Ящик Пандоры») Ф. Ведекинда (1918)
- 1924 — «Женщины в Народном Собрании» Аристофана
- 1924 — «Мертвые души» по Н. В. Гоголю
Московский драматический театр
- «Великая Екатерина» Б. Шоу
- «Гроза» А. Н. Островского
- «Самое главное» Н. Н. Евреинова
- «Полубарские затеи» А. А. Шаховского
- «Благочестие» П. Мериме
Постановки во МХАТе
- «Унтиловск» Л. М. Леонова (1928)
- «Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому (1929, худ. рук. постановки В. И. Немирович-Данченко)
- «Взлет» Ф. А. Ваграмова (1930)
- 1932 — «Мертвые души» (худ. рук. пост. К. С. Станиславский)
- «Егор Булычев и другие» М. Горького (1934, худ. рук. пост. В. И. Немирович-Данченко)
- «Анна Каренина» по Л. Н. Толстому (1937, совм. с Немировичем-Данченко)
- «Половчанские сады» Л. М. Леонова (1939)
- «Трудовой хлеб» А. Н. Островского (1940; совместно с А. Н. Грибовым)
- «Школа злословия» Р. Б. Шеридана (1940, совместно с П. С. Ларгиным))
Постановки в других театрах
- 1918 — «Стенька Разин» В. В. Каменского — во Дворце Октябрьской революции (б. Театр Суходольского в Эрмитаже)
- 1918 — «Карманьола» Г. И. Чулкова по драме П. Эрвье (там же)
- «Дон Карлос» Ф. Шиллера (Показательный театр)
- «Дух Земли» Ф. Ведекинда (там же)
- «Алхимик» Б. Джонсона (там же)
- «Шейлок» («Венецианский купец») У. Шекспира (1926, Государственнй белорусский еврейский театр)
- «Волки и овцы» А. Н. Островского (1926, бывший Театр Корша)
- «Последняя жертва» А. Н. Островского (Театр Красной Армии, 1935)
Книги и статьи В. Г. Сахновского
- Захолустье. М., 1915.
- О Станиславском. Сб. воспоминаний. М., 1948.
- И. М. Москвин // Ежегодник МХАТ. 1946 г. М., 1948.
- В. В. Лужский // Ежегодник МХАТ. 1946 г. М., 1948.
- Художественный театр и романтизм на сцене. М., 1917.
- Работа режиссёра. М.—Л., 1937.
- Режиссура и методика её преподавания, М.—Л., 1939.
- Мысли о режиссуре. М.—Л., 1947.
- Театр А. Н. Островского, М., 1919.
- Крепостной усадебный театр. Л., 1924.
- Игра и спектакль // В спорах о театре. М., 1913.
- Достоевский и театр // Культура театра. 1922. № 1-2.
- Работа над спектаклем «Егор Булычев и другие» // К постановке «Егор Булычев и другие» М. Горького. М., 1934.
- О спектакле «Мертвые души» // К спектаклю. Н. В. Гоголь. «Мертвые души». М., 1937.
- Работа над спектаклем «Анна Каренина» // Л. Н. Толстой. Анна Каренина. Сцены из романа. М., 1938.
- О путях воспитания режиссёрской смены // Записки Гос. ин-та театральн. иск-ва. М.—Л., 1940.
- А. Н. Островский на сцене МХАТ // Ежегодник МХАТ. 1943 г. М., 1945.
- Режиссёрские комментарии к пьесам А. Н. Островского:
- «На всякого мудреца довольно простоты». М., 1931.
- «Бедность не порок». М., 1935.
- «Свои люди — сочтемся» и «Бешеные деньги». М., 1937.
- Неизвестный театральный манифест. Сахновский В.Г. Театральное скитальчество. Публ., вст. ст. и коммент. В.В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 4 / Ред.-сост. В.В. Иванов. М.: Индрик, 2009. C. 180–277.
- Опыт театрального самоописания. Сахновский В.Г. Театр имени В.Ф. Комиссаржевской. К пятилетию его художественной работы. 1914–1919. Публ., вст. ст. и коммент. В.В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 4 / Ред.-сост. В.В. Иванов. М.: Индрик, 2009. С. 278–301.
- В.Г. Сахновский о Вс.Э. Мейерхольде. Публ., вст. ст. и коммент. В.В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 4 / Ред.-сост. В.В. Иванов. М.: Индрик, 2009.С. 352–370.