Родился в семье богатого крестьянина.
В 1880—1883 годах учился в Снятинской нормальной школе, затем в польской гимназии в Коломыи. Был исключён из Коломыйской гимназии за участие в тайном ученическом обществе. Окончил среднее образование в гимназии в Дрогобыче.
В 1895 году за участие в предвыборной кампании Русско-украинской радикальной партии в сейм Стефаник был арестован и две недели провел коломыйской тюрьме. Высшее образование получил на медицинском и философском факультетах в Вене и Кракове, где сблизился с польскими импрессионистами. Общение с представителями общества писателей «Молодая Польша» заставило Стефаника сменить интерес к медицине на интерес к литературе и заняться творчеством.
В 1897 году газета «Праця» («Работа») в Черновцах опубликовала несколько новелл Стефаника, в 1899 году в том же городе вышел первый сборник Стефаника «Синяя книжечка», высоко оцененный литературной критикой русинской интеллигенции. Такую же высокую оценку заслужили следующие сборники автора «Каменный крест» (1900), «Дорога» (1901), «Моё слово» (1905). Произведения Стефаника были переведены на немецкий, русский и итальянский языки. В 1903 году Стефаник познакомился с рядом деятелей украинской литературы из России, в том числе Михаилом Коцюбинским и Лесей Украинкой. В 1904 женился (жена умерла в феврале 1914 года), имел троих сыновей.
В 1910 году Стефанику перешло родительское наследство в родном селе, куда он переехал и где прожил до конца жизни.
В 1908—1918 годах — депутат австрийского парламента от Русско-украинской радикальной партии. Вновь вернулся к литературе в 1916 году.
После Первой мировой войны появились его сборник «Земля» (1926), а также юбилейное издание «Произведения» (1933).
В 1928 году Стефанику была назначена персональная пенсия от советского правительства, от которой тот отказался в 1933 году в знак протеста против Голодомора и репрессий в УССР.
Умер после тяжёлого воспаления лёгких.
Писал главным образом новеллы о жизни и нравах галицийской деревни. В целом ряде новелл («Палій», «Суд», «Кленові листки», «Новина», «Камінний хрест», «Май», «Злодій», «Лесева фамилия», «Стратився», «Виводили з села» и др.) Стефаник показал быт угнетённого галицкого трудящегося крестьянства в условиях капиталистической действительности, отразив проявления «идиотизма деревенской жизни», бесперспективное существование в изнуряющем труде. Персонажи у Стефаника несут на себе печать фаталистической обречённости. Подчеркивая биологическое начало в человеке, Стефаник уделял иногда много внимания патологическим явлениям («Басараби») или проявлениям глубокого одичания («Злодій»). Рассказы, написанные во время империалистической войны, имеют пацифистский оттенок.
Для художественного метода писателя характерно сочетание экспрессионизма с натуралистическими тенденциями.
Кроме того ряд мелких изданий «Книгоспілка», ДВУ, «Рад. літ.».