Его отец был обрусевшим англичанином, профессором физиологии в Казанском университете.
Основные труды: «Положение рабочего класса в России» (1869), «Азбука социальных наук» (1871), воспоминания «Три политические системы: Николай I-й, Александр II-й и Александр III-й» (1891) (сокращенный вариант — «Записки революционера-мечтателя» (1929)), роман «На жизнь и смерть. Изображение идеалистов» (Женева — 1877, в России — 1907). Книга «Положение рабочего класса в России», написанная по материалам собственных исследований и сибирских впечатлений, стала вехой в истории российской социологии, и была высоко оценена Карлом Марксом. Образ жизни народника («личное народничество»), ригоризм (и он, и вся его многочисленная семья неукоснительно следовали однажды данному обету «добровольной бедности»), высокая жертвенность и альтруизм («по чувствам это был Христос», — писал о Берви-Флеровском знавший его по вологодской ссылке Н. В. Шелгунов) снискали Берви-Флеровскому высочайший нравственный авторитет среди разночинской молодежи, для которой он был истинным «учителем жизни».
Во время учёбы в Казанском университете на него большое влияние оказал профессор Д. И. Мейер, в особенности его опыт т. н. «юридических клиник» (бесплатных консультаций) для народа. В это же время В. Берви близко знакомится с петрашевцами — братьями Бекетовыми, которые завершали в Казани образование.
После университета Берви работал чиновником министерства юстиции, ведя аскетический образ жизни. С конца 50-х гг. сближается с лидерами демократического движения (Н. Некрасов, Н. Чернышевский и др.). Арестован в 1861 по т. н. «делу тверских мировых посредников». Подвергнут наказанию в административном порядке — находился в ссылке под негласным надзором до 1887 (Астрахань, Казань, Вологда, Кострома, Томск, Омск, Архангельск, Шенкурск и др.). В начале 1870-х годов близок к «чайковцам» и «долгушинцам». Автор революционной прокламации «О мученике Николае». Особое влияние Берви-Флеровский оказал на участников «хождения в народ» начала 70-х годов. Сам Флеровский вел достаточно активную пропаганду (он называл её «педагогической») уже с первой своей ссылки в Астрахань и имел большой опыт на этом поприще.
Сотрудник журналов «Дело», «Слово», «Отечественные записки». В начале 90-х годов XIX в. некоторое время находился в эмиграции в Лондоне, где сотрудничал с Фондом Вольной русской прессы (С. Степняка-Кравчинского), который издал несколько частей «Азбуки социальных наук» и воспоминания «Три политические системы». После трагической смерти Степняка-Кравчинского Берви-Флеровский вернулся в Россию, воспользовавшись коронационным манифестом Николая II.
Умер в Юзовке в октябре 1918 года, куда приехал к сыну Федору, работавшему врачом и прожил с 1897 по 1918. В Юзовке до смерти им были написаны «Критика основных идей естествознания» (издана в 1904, в книге излагается философия «мыслящего вещества») и «Краткая автобиография». В Донецке находится его могила, вокруг которой и разбит сквер, носящий его имя и на которой в 1953 году был установлен обелиск из полированного розового гранита. В одной могиле с ним похоронена его верная спутница жизни Эрмиона Ивановна Берви (урождённая Жемчужина, умерла в 1924), обвечанная с Василием Васильевичем во время пребывания его под арестом в 1861 году.