Биография
Родился в семье священника. Окончил Курскую духовную семинарию (1841), Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия (1845). Почётный член Казанской духовной академии (1898).
- С 23 января 1856 — архимандрит.
- 29 июля 1848 был пострижен в монашество.
- С 1845 — преподаватель богословских наук и помощник ректора Курской духовной семинарии.
- С 21 декабря 1851 — инспектор и профессор логики и психологии Литовской духовной семинарии.
- С 31 марта 1864 — ректор Харьковской духовной семинарии.
- С 30 июля 1872 — епископ Сумской, викарий Харьковской епархии. Редактировал журнал «Духовный дневник».
- С 1876, одновременно, председатель вновь открытого комитета Православного миссионерского общества в Харькове.
- С 9 апреля 1883 — епископ Кинешемский, викарий Костромской епархии. Жил в Ипатьевском Костромском монастыре.
- С 6 августа 1848 — иеромонах.
- С 4 декабря 1859 — инспектор и профессор богословских наук Казанской духовной академии.
Также являлся настоятелем Игрицкого монастыря, расположенного недалеко от Костромы, председателем Костромского отдела и почётным членом Императорского Православного Палестинского общества. В Костромской епархии была учреждена стипендия имени епископа Вениамина для бедных учеников Костромской духовной семинарии и других духовных учебных заведений.
Похоронен в Богословской церкви, что в Ипатьевской слободе Костромы.
Характеристики деятельности
Митрополит Мануил (Лемешевский) дал ему такую характеристику:
Постник, аскет, старец-подвижник, молитвенник. Простолюдины костромичи величали любимого владыку «другим батюшкой отцом Иоанном», сравнивая его с о. Иоанном Кронштадским. Он был малого роста и народ прозвал его «Воробушко». Дожил до глубокой старости. Слыл прозорливцем. Его знали скорее не как архипастыря, а как старца-подвижника мудрого, духовного советника. Простой народ посещал его каждодневно толпами, желая получить его благословение и найти у него утешение в горе, умиротворение смятенной душе, наставление в доброй жизни, укрепление в вере и благочестии.
Костромской епископ Виссарион (Нечаев), в течение многих лет бывший епархиальным архиереем владыки Вениамина и пользовавшийся его глубоким уважением, говорил о нём в 1895:
Наша первая обязанность — есть обязанность учительства и духовного руководствования. Вы, по телесным своим немощам, не имеете возможности учить в храме, зато Вы учите в своём доме: здесь, в своих келлиях, Вы воздвигли для себя кафедру духовного учителя, и эта кафедра осаждается целыми толпами жаждущих духовного наставления, обличения, вразумления, утешения и ободрения.
Труды
- Разум христианский. // Православный собеседник. 1862.
- Основная истина христианства и коренное заблуждение неверующего разума. // Православный собеседник. 1863, I—II.
- Вопрос о вере. // Православный собеседник. 1861, II.
- Любовь Божия, привлекаемая мудростью. // Православный собеседник. 1862.
- Христос — свет для сокровенной глубины душ человеческих. // Православный собеседник. 1861, I.
- Дух евангельской заповеди о прощении обид. // Православный собеседник. 1862.
- Светлая сторона смерти, примечаемая взорам веры. // Православный собеседник. 1862, I.
- Возможна ли нравственность без догматов веры. // Православный собеседник. 1862.
- Необходимость благодати, находящейся в Церкви, для охранения истины веры и поддержания в людях чистой нравственности. // Православный собеседник. 1862.
- Русский раскол пред судом истины и Церкви. // Православный собеседник. 1864, I—III.
- Истинное достоинство человека. // Православный собеседник. 1863.
- Богопознание. // Православный собеседник. 1862.
- О необходимости христианину испытывать дух учений, предлагаемый разными вероучителями. // Православный собеседник. 1861, II.
- Несостоятельность рационализма в мнимой религии естественной. // Православный собеседник. 1862, II.