Биография
Родился в принявшей католичество еврейской семье кадрового военного. В 1909 году семья переехала в Вену. Изучал право в Венском университете (среди его преподавателей был Вильгельм Иерузалем), брал уроки музыки у Йозефа Полнауэра — ученика Шёнберга, сблизился с шёнберговским кругом. В 1919 году переехал в Прагу и по рекомендации Шёнберга поступил под начало композитора Александра Цемлинского в Новый немецкий театр, где прослужил в должности капельмейстера с 1922 до 1927 год; затем на непродолжительное время возглавил оперный театр в городе Усти-над-Лабем, но быстро вышел в отставку из-за чрезмерной для небольшого городка радикальности репертуара. В 1929—1931 годах был дирижёром в Цюрихе, увлекся антропософией, открыл антропософскую книжную лавку «Новалис» в Штутгарте, в 1931 году вступил в антропософское общество Чехословакии. В 1933 году магазин разорился, Ульман с семьёй вернулся в Прагу. 8 сентября 1942 года вместе с третьей женой и сыном от первого брака Ульман был депортирован в лагерь Терезин, где в течение двух лет сочинял и выступал с концертами в музыкальном театре. 16 октября 1944 года его вместе с женой перевезли в Освенцим, где через два дня умертвили в газовой камере.
Творчество
В музыке испытал влияние Шёнберга и Альбана Берга, после 1935 года пришёл к собственной экспрессивной манере; в целом ему принадлежат свыше 40 сочинений. В 1990-х годах сочинения Ульмана, в том числе — оперы «Падение Антихриста», «Песнь о любви и смерти», «Император Атлантиды» — активно исполняются в Австрии, ФРГ, Чехии, Великобритании, США.
Избранные произведения
- Drei M?nnerch?re a cappella (1919)
- Lieder mit Orchester (1921)
- Abendlied f?r Chor, Soli und Orchester (1922)
- Musik zu einem M?rchenspiel (1922)
- Sieben Lieder mit Klavier (1923)
- Streichquartett (1923)
- Sieben Lieder mit Kammerorchester (1924)
- Symphonische Phantasie (1924)
- B?hnenmusik zu «Der Kreidekreis» (1925, по Клабунду)
- Variationen und Doppelfuge ?ber ein kleines Klavierst?ck von Sch?nberg (1925)
- Trio f?r Holzbl?ser (1926)
- Konzert f?r Orchester (1928)
- Sieben kleine Serenaden f?r Gesang und 12 Instrumente (1929)
- Peer Gynt (1927—1929, опера, по Ибсену)
- 2. Streichquartett (1935)
- Elegien f?r Sopran und Orchester (1935)
- Der Sturz des Antichrist. B?hnenweihefestspiel in 3 Akten (1935, опера)
- 1. Klaviersonate (1936)
- Chinesische Melodramen (1936)
- Huttens letzte Tage, lyrische Symphonie f?r Tenor, Bariton und Orchester (1936—1937)
- Missa symphonica f?r Chor, Soli, Orchester und Orgel (1936)
- Drei Ch?re a cappella (1936)
- Oster-Kantate f?r gemischten kleinen Chor und 6 Instrumente (1936)
- Sonate f?r Viertelton-Klarinette und Viertelton-Klavier (1936)
- Sechs Lieder f?r Sopran und Klavier (1937)
- Lieder (1937, на стихи Гёте, Новалиса, Карла Крауса)
- 2. Klaviersonate (1938—1939)
- Geistliche Lieder f?r hohe Stimme und Klavier (1939—1940)
- Kinderlieder (1939—1940).
- Der Gott und die Bajadere f?r Bariton und Klavier (1940, на стихи Гете)
- Slawische Rhapsodie f?r Orchester und obligates Saxophon (1939—1940)
- Klavierkonzert (1939)
- F?nf Liebeslieder f?r Sopran und Klavier (1939)
- Lieder des Prinzen Vogelfrei (1940, на стихи Ницше)
- 3. Klaviersonate (1940)
- Drei Sonette aus dem Portugiesischen f?r Sopran und Klavier (1940, на стихи Рильке)
- Liederbuch f?r Ba? und Klavier (1940, на стихи Хафиза)
- Krieg. Kantate f?r Bariton (1940)
- Die Heimkehr des Odysseus (1940—1941, опера)
- Six Sonnets f?r Sopran und Klavier (1941, на стихи Луизы Лабе)
- Sechs Ges?nge f?r Alt oder Bariton und Klavier (1941)
- Der zerbrochene Krug (1941—1942, опера, по Клейсту)
- Drei Lieder f?r Bariton und Klavier (1942)
- 4. Klaviersonate (1941)
- Sonate f?r Violine und Klavier
- Konzertarie (1942, на стихи Гёте).
- Drei Lieder f?r Bariton (1942)
- 3. Streichquartett (1943)
- Herbst f?r Sopran und Streichtrio (1943, на стихи Тракля)
- Lieder der Tr?stung f?r tiefe Stimme und Streichtrio (1943)
- Zehn jiddische und hebr?ische Ch?re (1943)
- B?hnenmusik zu einem Francois-Villon-Spiel (1943)
- Wendla im Garten f?r Singstimme und Klavier (1943, по Ведекинду)
- 5. Klaviersonate (1943)
- H?lderlin-Lieder f?r Singstimme und Klavier (1943—1944)
- Immer inmitten. Kantate f?r Mezzo-Sopran und Klavier (1943)
- 6. Klaviersonate (1943)
- Der Mensch und sein Tag. 12 Lieder f?r Singstimme und Klavier (1943)
- Chansons des enfants francaises f?r Stimme und Klavier (1943)
- Drei chinesische Lieder f?r Singstimme und Klavier (1943)
- Der Kaiser von Atlantis oder Die Tod-Verweigerung. Spiel in einem Akt (1943—1944, опера)
- Don Quixote. Ouverture f?r Klavier (1943)
- Drei jiddische Lieder f?r Singstimme und Klavier (1944)
- Die Weise von Liebe und Tod. 12 St?cke f?r Sprecher und Orchester oder Klavier (1944, по Рильке)
- 7. Klaviersonate (1944)
- Abendphantasie f?r Singstimme und Klavier (1944, по Гёльдерлину)
- Drei hebr?ische Knaben-Ch?re (1944)
Ульман о музыке
- 26 Kritiken ?ber musikalische Veranstaltungen in Theresienstadt/ Viktor Ullmann. Mit einem Geleitw. von Thomas Mandl. Hrsg. und kommentiert von Ingo Schultz. Hamburg: Von Bockel, 1993.
Литература о композиторе
- Karas J. Music in Terez?n 1941—1945. — New York: Beaufort Books, 1985.
- Hans-G?nter Klein (Hrsg.) Viktor Ullmann — Materialien. — Hamburg, 1997. — ISBN 3-928770-40-3.
- Viktor Ullmann. 26 Kritiken ?ber musikalische Veranstaltungen in Theresienstadt. / Hrsg. und kommentiert von Ingo Schultz. — ISBN 3-928770-08-X.
- Schultz I. Verlorene Werke Viktor Ullmanns im Spiegel zeitgen?ssischer Presseberichte. — ISBN 3-928770-10-1.
- Schultz I. «Leben, wo alles Musische im Gegensatz zur Umwelt steht». Viktor Ullmann zum 100. Geburtstag. / NOVALIS. — Nr. 12/1, Schaffhausen 1997.
- Viktor Ullmann — Die Referate des Symposions anl??lich des 50. Todestages. 14.-16. Oktober 1994 in Dornach. — Hamburg, 1996.
- Schultz I. Verlorene Werke Viktor Ullmanns im Spiegel zeitgen?ssischer Presseberichte: Bibliographische Studien zum Prager Musikleben in den zwanziger Jahren. — Hamburg: Von Bockel, 1994.
- Viktor Ullmann: Materialien. / Hrsg. von Hans-G?nter Klein. — Hamburg: Von Bockel, 1995.
- «Spuren zu Viktor Ullmann» mit Beitr?gen von Viktor Ullmann, Herbert Thomas Mandl, Dzevad Karahasan, Ingo Schultz und Herbert Gantschacher. / Hrsg. ARBOS — Gesellschaft f?r Musik und Theater. — Wien: edition selene 1998. — ISBN 3852660939.
- Viktor Ullmann: Beitr?ge, Programme, Dokumente, Materialien / Red. Christian Eisert, Ulrich Prinz. — Kassel a.o.: B?renreiter, 1998.
- Initiative Hans Kr?sa, Verein der Freunde und F?rderer der Theresienst?dter Initiative e.V. (Hrsg.): Komponisten in Theresienstadt. 2. Auflage. — Hamburg 2001. — ISBN 3-00-005164-3.
- Naegele, Verena. Viktor Ullmann. Komponieren in verlorener Zeit. — K?ln: Dittrich, 2002. — ISBN 3-920862-40-6.
- Herbert Thomas Mandl. «Spuren nach Theresienstadt» (?ber Theresienstadt und Viktor Ullmann). DVD. ARBOS Wien-Salzburg-Klagenfurt, 2007.
- «Zeuge und Opfer der Apokalypse» Ausstellungskatalog ?ber Viktor Ullmann, Erster Weltkrieg und die Oper «Der Kaiser von Atlantis oder Die Todt-Verweigerung» von Herbert Gantschacher, ARBOS Wien-Salzburg-Klagenfurt-Arnoldstein, 2007.
- Erich Heyduck / Herbert Gantschacher Viktor Ullmann — Weg an die Front 1917. — DVD. ARBOS Wien-Salzburg-Klagenfurt, 2007.
- Калужский М. Репрессированная музыка. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2007.