Ученик С. Валя в Копенгагене; в 1757 году прибыл в Санкт-Петербург, где вскоре составил себе в высшем обществе известность портретами, писанными масляной краской, пастелью, а также миниатюрами. Получив в 1762 году, по восшествии императрицы Екатерины II на престол, звание придворного живописца, В. Эриксен изображал государыню в разных костюмах, позах и размерах множество раз; её портреты работы художника раскупались чрезвычайно быстро. В одном из своих писем к барону Ф. М. Гримму Екатерина говорит, что она приказала скупить у Эриксена все её портреты, хотя бы их было тридцать, и что граф Орлов, несмотря на все свои старания, не мог добыть от него её конного портрета. Всего известно около 30 портретов Екатерины II работы Эриксена; современники отмечали, что этот художник изображал императрицу наиболее достоверно. Часть портретов кисти художника Екатерина разослала в качестве дипломатических подарков иностранным дворам и своим наиболее доверенным зарубежным корреспондентам. Кроме императрицы, Виргилиус Эриксен портретировал великого князя Павла Петровича, графа Панина, обер-гофмаршала графа Сиверса, графа Григория Орлова, вице-канцлера князя Голицына, барона Фитингофа и его красавицу жену, графа Миниха и его дочь, графиню Аврору Лесток и других великосветских особ. Ему были заказаны портреты знатных дам, участвовавших в придворной карусели 1768 года, в их полных нарядах; но он покинул Россию в 1772 году, не закончив эту работу. По возвращении в Копенгаген назначен придворным живописцем.
Из произведений Эриксена в настоящее время наиболее известны:
Работы Виргилиуса Эриксена не отличаются психологизмом. Скорее, они отображают внешний образ жизни персонажей, их привычки, манеры, суммируя тем самым опыт наблюдений художника за моделью. Тем не менее портреты выполнены на высоком профессиональном уровне.