Родился 6 (18) марта 1871 года в Москве.
Завершив обучение в Московском Реальном училище, летом 1892 года приезжает в Санкт-Петербург и поступает в Высшее художественное училище Императорской Академии художеств.
Начал работать помощником у известных архитекторов после окончания второго курса: вёл надзор за работами, осуществлявшимися по проектам академиков архитектуры В. А. Шретера (строительство Экипажного заведения и перестройка Мариинского театра) и Р. Р. Марфельда (строительство Винного завода на Ватном острове).
После окончания общих классов выбирает для продолжения обучения мастерскую Л. Н. Бенуа.
Диплом «Публичная библиотека в столице».
В. А. Покровский становится помощником Л. Н. Бенуа. Летом 1898 г., отказавшись от пенсионерской поездки за границы империи, он едет в Варшаву, где в то время идут основные строительные работы по возведению собора Св. Александра Невского (освящен в мае 1912 г.).
Одновременно с 1899 по 1902 г. принимает участие в надзоре за строительством и украшением храма Св. Георгия Победоносца на Гусевских Стекольных заводах Ю. С. Нечаева-Мальцева.
Совместно со своим учителем, В. А. Покровский в 1904—1905 гг. реставрирует Софийский собор в Царском Селе; по их совместному проекту рядом с храмом возводится колокольня с часовней в нижнем ярусе. Также ими исполнен конкурсный проект нового здания биржи в Рыбинске (1911 г.).
Софийский собор в Царском Селе
Собор Св. Александра Невского в Варшаве
Собор Св. Александра Невского в Варшаве
Интерьер собора. 1915 г.
Собор Св. Георгия. Гусь-Хрустальный
Георгиевский собор. Интерьер.
В. А. Покровский считает необходимым для себя сосредоточиться «…на изучении, собирании материалов и посильной обработке памятников родной старины в применении к современным постройкам». Зодчий совершил путешествия в Киев, по Московской, Владимирской, Ярославской губерниям, областям, принадлежавшим ранее Новгороду и Пскову, где выполнял фотосъёмку, производил обмеры, вёл наблюдения и собирал материал для дальнейшей обработки.
Фотографии, выполненные зодчим можно увидеть на страницах первого тома «Истории Русского искусства», для которого по приглашению И. Э. Грабаря им совместно с А. В. Щусевым были написаны главы посвящённые искусству Новгорода и Пскова.
Академическое Собрание ИАХ 29 октября 1907 г. избирает В. А. Покровского академиком; в 1909 г. — действительным членом ИАХ; в конце 1910 г. — кандидатом в члены Совета, в 1915 г. — непременным членом Академии на следующие пять лет в состав Совета ИАХ.
В 1912 г. награждён орденом Св. Анны 3-й степени вне правил за работы по Феодоровскому собору в Царском Селе и cобору Св. Александра Невского в Варшаве.
В 1913 г. в знак признания заслуг при возведении храма-памятника Святителя Алексия на поле Битвы народов Саксонским Правительством зодчему пожалованы звание профессора и орден Альбрехта Командорского креста.
В октябре 1913 г. ему пожаловано звание архитектора Высочайшего Двора.
Владимир Александрович в разные годы принимал участие в деятельности обществ и комиссий:
С апреля 1912 г. по март 1918 г. занимал должность архитектора Русского музея Императора Александра III-го.
В 1908 году снимки недавно построенных церквей и их обстановки в числе других его работ были представлены на выставке при международном конгрессе архитекторов в Вене. Вскоре после её закрытия последовали выставки в других художественных столицах Европы: Лондоне, Париже, Мюнхене и Риме.
Состоял членом жюри двух международных выставок: Художественно-строительной и Художественно-промышленной, состоявшихся в С.-Петербурге в 1908 г.
Зодчий избирается в состав судей по конкурсу на проект кладбищенских зданий на столичном Еврейском кладбище (в 1907 г.), а также конкурсу проектов храма в память 300-летия Дома Романовых в С.-Петербурге.
Начало преподавательской деятельности В. А. Покровского совпало с открытием нового высшего учебного заведения столицы — Высших Женских Политехнических Курсов (в 1915 г. преобразованы в Женский Политехнический, а в 1918 г. во Второй Петроградский Политехнический институт), где вёл занятия по архитектурному проектированию с мая 1906 г. до упразднения вуза в августе 1924 г.
С марта 1912 г. по август 1917 года — помощник профессора-руководителя мастерской Л. Н. Бенуа Высшего художественного училища Академии художеств.
С июня 1914 г. по 1929 г. преподаватель профессор Института гражданских инженеров (три года преподаёт в трёх высших учебных заведениях столицы одновременно).
Во время Первой Мировой войны также занимал должность директора курсов военно-строительных техников при организованном Комитете военно-технической помощи.
С мая 1920 г. по июнь 1922 г. профессор двух петроградских институтов командируется в Новочеркасск по просьбе руководства Донского Политехнического института.
В ранний отрезок своего самостоятельного творчества В. А. Покровский часто принимал участие в конкурсах объявляемых Императорским СПб Обществом Архитекторов и ИАХ. История конкурса на церковь во имя Иоанна Крестителя в Кашине 1904 г. примечательна тем, что указанный заказчиком стиль, который станет для В. А. Покровского находкой и прославит его имя, ещё не имел названия. Совместно с Мунцем О. Р. им исполнены два варианта храма в «новейшем стиле», удостоенные 1-й и 2-й премии.
Главные черты своего почерка В. А. Покровский выработал к 1905 г. и остался верен им всю недолгую творческую жизнь; следуя основным выработанным приёмам, в последующие годы лишь разрабатывал их, доводя до совершенства. Многие находки были сделаны им чуть раньше современников, другие — не им обретенные — применены чуть лучше, расположены более уместно, прочувствованно. Большинство проектов исполнялись в двух, а то и трёх сильно разнящихся вариантах.
Зодчий использовал все виды строительных материалов: дерево, дикий камень, кирпич, железобетон, стекло. Смело совмещал деревянные венчания храмов с каменным основанием, как например, в проектах церквей на Тонком мысу в Геленджике и на ст. Шаховской. Крупные деревянные храмы спроектированы им для посёлка при пороховых заводах и в с. Ясенки Московской губ.
Проекты церкви в Кашине , Московского Купеческого собрания, Городского дома в Хабаровске и, как ни странно, Армянской церкви для Баку предварили появление конкурсного проекта Военно-Исторического музея 1908 г. — одного из виднейших проектов своего времени как по размерам, так и по своим высоким художественным качествам.
С 1910 г. В. А. Покровский более не принимает участие в конкурсах объявляемых Императорским СПб Обществом Архитекторов и ИАХ, получая или именные заказы или участвуя в именных (закрытых) конкурсах. В числе первых построек, осуществленных по проектам молодого зодчего, не оказалось конкурсных — надгробные памятники (Сапожникову А. А.) и часовни-усыпальницы (семейств Голубевых и Посполитаки) созданы им по заказам.
Два храмовых ансамбля — апостолов Петра и Павла на Шлиссельбургских пороховых заводах, и Покрова Богородицы в Пархомовке Киевской губ., состоящие из величественных церквей, небольших домов, каменных оград с воротами и уличными фонарями, работа над которыми велась зодчим в 1903—1907 гг., стали вехами в истории русского стиля. Этими постройками громко, во весь голос, заявили о себе новые силы национального направления русского искусства — молодые русские художники — В. А. Покровский, Н. К. Рерих, В. А. Фролов.
Вскоре В. А. Покровскому своими произведениями удалось изменить отношение Высочайшего двора и его окружения к национальному наследию. В 1909 г. по проекту А. Н. Померанцева в Царском Селе было начато строительство храма для Собственных Е. И. В. Сводного полка и Конвоя. До этого времени императорская чета не отдавала предпочтения какому-либо стилю и не имела ясных представлений о виде будущего храма. Пожелание Императрицы «чтобы до окончания вновь сооружаемого храма… в полку была установлена временная походная церковь» привело к появлению цепи событий, которая вывела новое национальное направление на передовые рубежи, повлекла за собою воскрешение лучших достижений допетровской Руси и в других областях отечественного искусства.
Приспособление казарменного помещения под храм, причём временный, заведомо обречённый на недолгое существование — повлекло за собой другие переустройства. Под чрезвычайно сильным впечатлением произведенным отделкой небольшого помещения, иконостас типовой походной церкви был заменен на новый, исполненный по рисунку В. А. Покровского.
Исключительное значение в судьбе зодчего имело знакомство с Дмитрием Николаевичем Ломаном, бывшего не только выдающимся организатором, но и отчасти, соавтором художников.
Стараниями Ломана через год после начала работ ему передаётся проектирование и строительство каменного полкового храма; то же происходит со зданием Офицерского собрания. Каменный вокзал Особой Императорской железнодорожной ветки на месте сгоревшего деревянного строится также по замыслу Покровского в едином духе с упомянутыми постройками.
Эти здания, возведённые в 1910—1912 гг., предопределили стиль построек, сооруженных по заказу окружения последнего русского императора в Царском Селе, Петрограде и его окрестностях (в имениях, дачных посёлках, воинских частях).
Православные храмы, спроектированные В. А. Покровским, к концу 1910-х гг. должны были стать украшением улиц и площадей европейских столиц — Гааги, Лондона, Рима, Праги (генеральное консульство). Ещё более крупные и величественные сооружения предполагалось возвести в Петрограде (Троицкий собор на месте старейшего столичного храма), Нижнем Новгороде; в только что основанном городе на берегу Кольского залива (собор Николая Чудотворца в Мурманске). Посёлки при двух гидроэлектростанциях обещали вписать новую яркую страницу в русское градостроительное искусство.
Храм Покрова Богородицы. Пархомовка
Придел во имя Св. Виктора
Ворота. Вид со двора
Сторожка
Храм-памятник погибшим русским воинам. Лейпциг
Часовня-усыпальница Прохоровых. Новодевичье кладбище
Сторожка при храме Святых апостолов Петра и Павла на Шлиссельбургских пороховых заводах
Церковь в Васильевском
Ссудная казна. Москва
Отделение Государственного банка в Нижнем Новгороде
Вокзал Императорской ветки. Царское Село
Места проживания:
Места преподавательской деятельности:
Творческое наследие зодчего всегда, хоть и с различными оговорками, признавалось современниками и потомками, притягивало к себе. Внимание к нему заметно возросло после поворота советской архитектуры к историческим стилям. В 1937—1938 гг. представителями Академии архитектуры и московского Музея Архитектуры была отобрана и приобретена часть работ В. А. Покровского, хранимых его вдовой.
Приобретение музеем оставшейся части работ зодчего не состоялось, возможно, из-за большой стоимости. Из всего наследия, оцененного представителем музея почти в 35 тысяч рублей, были приобретены работы на 9 855 рублей. О признании ценности произведений В. А. Покровского можно судить по числу построек принятых государством под охрану: в городе Пушкине три из трёх сохранившихся, в Москве две из двух, в Нижнем Новгороде два крупных ансамбля из двух, в Санкт-Петербурге — портал библиотеки ИЭМ.
Скончался после продолжительной болезни 30 апреля 1931 г. в Ленинграде.
Место захоронения неизвестно (предположительно Смоленское кладбище).