Популярные
На фото Владимир Александрович Фролов

Владимир Александрович Фролов

российский художник-мозаичист
Биография

Биография

Родился 6 (18) марта 1871 года в Москве.

Завершив обучение в Московском Реальном училище, летом 1892 года приезжает в Санкт-Петербург и поступает в Высшее художественное училище Императорской Академии художеств.

Начал работать помощником у известных архитекторов после окончания второго курса: вёл надзор за работами, осуществлявшимися по проектам академиков архитектуры В. А. Шретера (строительство Экипажного заведения и перестройка Мариинского театра) и Р. Р. Марфельда (строительство Винного завода на Ватном острове).

После окончания общих классов выбирает для продолжения обучения мастерскую Л. Н. Бенуа.

Диплом «Публичная библиотека в столице».

В. А. Покровский становится помощником Л. Н. Бенуа. Летом 1898 г., отказавшись от пенсионерской поездки за границы империи, он едет в Варшаву, где в то время идут основные строительные работы по возведению собора Св. Александра Невского (освящен в мае 1912 г.).

Одновременно с 1899 по 1902 г. принимает участие в надзоре за строительством и украшением храма Св. Георгия Победоносца на Гусевских Стекольных заводах Ю. С. Нечаева-Мальцева.

Совместно со своим учителем, В. А. Покровский в 1904—1905 гг. реставрирует Софийский собор в Царском Селе; по их совместному проекту рядом с храмом возводится колокольня с часовней в нижнем ярусе. Также ими исполнен конкурсный проект нового здания биржи в Рыбинске (1911 г.).

Исследование древнерусского зодчества

В. А. Покровский считает необходимым для себя сосредоточиться «…на изучении, собирании материалов и посильной обработке памятников родной старины в применении к современным постройкам». Зодчий совершил путешествия в Киев, по Московской, Владимирской, Ярославской губерниям, областям, принадлежавшим ранее Новгороду и Пскову, где выполнял фотосъёмку, производил обмеры, вёл наблюдения и собирал материал для дальнейшей обработки.

Фотографии, выполненные зодчим можно увидеть на страницах первого тома «Истории Русского искусства», для которого по приглашению И. Э. Грабаря им совместно с А. В. Щусевым были написаны главы посвящённые искусству Новгорода и Пскова.


Звания. Награды

Академическое Собрание ИАХ 29 октября 1907 г. избирает В. А. Покровского академиком; в 1909 г. — действительным членом ИАХ; в конце 1910 г. — кандидатом в члены Совета, в 1915 г. — непременным членом Академии на следующие пять лет в состав Совета ИАХ.

В 1912 г. награждён орденом Св. Анны 3-й степени вне правил за работы по Феодоровскому собору в Царском Селе и cобору Св. Александра Невского в Варшаве.

В 1913 г. в знак признания заслуг при возведении храма-памятника Святителя Алексия на поле Битвы народов Саксонским Правительством зодчему пожалованы звание профессора и орден Альбрехта Командорского креста.

В октябре 1913 г. ему пожаловано звание архитектора Высочайшего Двора.

Участие в деятельности обществ

Владимир Александрович в разные годы принимал участие в деятельности обществ и комиссий:

  • Императорского Санкт-Петербургского Общества архитекторов — Ленинградского Общества архитекторов;
  • Общества архитекторов-художников (1903—1931 гг.);
  • возрожденного «Мира искусства» (с 1910 г.);
  • Общества взаимопомощи русских художников;
  • Общества изыскания средств для технического образования женщин (1905 г.; с января 1908 г. член Совета общества);
  • Общества возрождения художественной Руси;
  • Строительной Петроградской комиссии Государственного банка;
  • Правительственного Комитета по водопадам (1917 г.);
  • Комитета Историческо-архитектурной выставки (1911 г.; состоялась в залах Императорской Академии художеств);
  • Комиссии по изучению и описанию памятников Старого Петербурга (1907 г.);
  • Комитета Музея Старого Петербурга (1909—1918 гг.);
  • Комиссии по изучению церковной росписи;
  • Комиссии по собору Василия Блаженного;
  • Комитета Музея Допетровского искусства и быта (1908 г.);
  • Устроительного комитета Всероссийского съезда художников (состоялся в Санкт-Петербурге в декабре 1911 — январе 1912 г.);
  • Комиссии по учреждению самостоятельного ведомства изящных искусств (март 1917 г., так называемой Комиссии Горького).

С апреля 1912 г. по март 1918 г. занимал должность архитектора Русского музея Императора Александра III-го.

В 1908 году снимки недавно построенных церквей и их обстановки в числе других его работ были представлены на выставке при международном конгрессе архитекторов в Вене. Вскоре после её закрытия последовали выставки в других художественных столицах Европы: Лондоне, Париже, Мюнхене и Риме.

Состоял членом жюри двух международных выставок: Художественно-строительной и Художественно-промышленной, состоявшихся в С.-Петербурге в 1908 г.

Зодчий избирается в состав судей по конкурсу на проект кладбищенских зданий на столичном Еврейском кладбище (в 1907 г.), а также конкурсу проектов храма в память 300-летия Дома Романовых в С.-Петербурге.

Преподавательская деятельность

Начало преподавательской деятельности В. А. Покровского совпало с открытием нового высшего учебного заведения столицы — Высших Женских Политехнических Курсов (в 1915 г. преобразованы в Женский Политехнический, а в 1918 г. во Второй Петроградский Политехнический институт), где вёл занятия по архитектурному проектированию с мая 1906 г. до упразднения вуза в августе 1924 г.

С марта 1912 г. по август 1917 года — помощник профессора-руководителя мастерской Л. Н. Бенуа Высшего художественного училища Академии художеств.

С июня 1914 г. по 1929 г. преподаватель профессор Института гражданских инженеров (три года преподаёт в трёх высших учебных заведениях столицы одновременно).

Во время Первой Мировой войны также занимал должность директора курсов военно-строительных техников при организованном Комитете военно-технической помощи.

С мая 1920 г. по июнь 1922 г. профессор двух петроградских институтов командируется в Новочеркасск по просьбе руководства Донского Политехнического института.


Начало пути. Конкурсы

В ранний отрезок своего самостоятельного творчества В. А. Покровский часто принимал участие в конкурсах объявляемых Императорским СПб Обществом Архитекторов и ИАХ. История конкурса на церковь во имя Иоанна Крестителя в Кашине 1904 г. примечательна тем, что указанный заказчиком стиль, который станет для В. А. Покровского находкой и прославит его имя, ещё не имел названия. Совместно с Мунцем О. Р. им исполнены два варианта храма в «новейшем стиле», удостоенные 1-й и 2-й премии.

Главные черты своего почерка В. А. Покровский выработал к 1905 г. и остался верен им всю недолгую творческую жизнь; следуя основным выработанным приёмам, в последующие годы лишь разрабатывал их, доводя до совершенства. Многие находки были сделаны им чуть раньше современников, другие — не им обретенные — применены чуть лучше, расположены более уместно, прочувствованно. Большинство проектов исполнялись в двух, а то и трёх сильно разнящихся вариантах.

Зодчий использовал все виды строительных материалов: дерево, дикий камень, кирпич, железобетон, стекло. Смело совмещал деревянные венчания храмов с каменным основанием, как например, в проектах церквей на Тонком мысу в Геленджике и на ст. Шаховской. Крупные деревянные храмы спроектированы им для посёлка при пороховых заводах и в с. Ясенки Московской губ.

Проекты церкви в Кашине , Московского Купеческого собрания, Городского дома в Хабаровске и, как ни странно, Армянской церкви для Баку предварили появление конкурсного проекта Военно-Исторического музея 1908 г. — одного из виднейших проектов своего времени как по размерам, так и по своим высоким художественным качествам.

С 1910 г. В. А. Покровский более не принимает участие в конкурсах объявляемых Императорским СПб Обществом Архитекторов и ИАХ, получая или именные заказы или участвуя в именных (закрытых) конкурсах. В числе первых построек, осуществленных по проектам молодого зодчего, не оказалось конкурсных — надгробные памятники (Сапожникову А. А.) и часовни-усыпальницы (семейств Голубевых и Посполитаки) созданы им по заказам.

Два храмовых ансамбля — апостолов Петра и Павла на Шлиссельбургских пороховых заводах, и Покрова Богородицы в Пархомовке Киевской губ., состоящие из величественных церквей, небольших домов, каменных оград с воротами и уличными фонарями, работа над которыми велась зодчим в 1903—1907 гг., стали вехами в истории русского стиля. Этими постройками громко, во весь голос, заявили о себе новые силы национального направления русского искусства — молодые русские художники — В. А. Покровский, Н. К. Рерих, В. А. Фролов.

Царское Село

Вскоре В. А. Покровскому своими произведениями удалось изменить отношение Высочайшего двора и его окружения к национальному наследию. В 1909 г. по проекту А. Н. Померанцева в Царском Селе было начато строительство храма для Собственных Е. И. В. Сводного полка и Конвоя. До этого времени императорская чета не отдавала предпочтения какому-либо стилю и не имела ясных представлений о виде будущего храма. Пожелание Императрицы «чтобы до окончания вновь сооружаемого храма… в полку была установлена временная походная церковь» привело к появлению цепи событий, которая вывела новое национальное направление на передовые рубежи, повлекла за собою воскрешение лучших достижений допетровской Руси и в других областях отечественного искусства.

Приспособление казарменного помещения под храм, причём временный, заведомо обречённый на недолгое существование — повлекло за собой другие переустройства. Под чрезвычайно сильным впечатлением произведенным отделкой небольшого помещения, иконостас типовой походной церкви был заменен на новый, исполненный по рисунку В. А. Покровского.

Исключительное значение в судьбе зодчего имело знакомство с Дмитрием Николаевичем Ломаном, бывшего не только выдающимся организатором, но и отчасти, соавтором художников.

Стараниями Ломана через год после начала работ ему передаётся проектирование и строительство каменного полкового храма; то же происходит со зданием Офицерского собрания. Каменный вокзал Особой Императорской железнодорожной ветки на месте сгоревшего деревянного строится также по замыслу Покровского в едином духе с упомянутыми постройками.

Эти здания, возведённые в 1910—1912 гг., предопределили стиль построек, сооруженных по заказу окружения последнего русского императора в Царском Селе, Петрограде и его окрестностях (в имениях, дачных посёлках, воинских частях).

Православные храмы, спроектированные В. А. Покровским, к концу 1910-х гг. должны были стать украшением улиц и площадей европейских столиц — Гааги, Лондона, Рима, Праги (генеральное консульство). Ещё более крупные и величественные сооружения предполагалось возвести в Петрограде (Троицкий собор на месте старейшего столичного храма), Нижнем Новгороде; в только что основанном городе на берегу Кольского залива (собор Николая Чудотворца в Мурманске). Посёлки при двух гидроэлектростанциях обещали вписать новую яркую страницу в русское градостроительное искусство.

Осуществлённые замыслы

Храмовые постройки

  • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Св. Виктора (храм с колокольней, дом причта, сторожка, ворота, ограда с башенкой и калитками). Имение Голубевых, село Пархомовка Сквирского уезда Киевской губернии (1903—1907 гг.; худ. Рерих Н. К., Перминов В. Т., Блазнов А. П.; мозаичист Фролов В. А.);
  • Церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла (храм со звонницей, сторожка, ограда с воротами и калитками) на Шлиссельбургских пороховых заводах (1903—1907 гг.; помощник — Безпалов И. Ф.; худ. Рерих Н. К.; мозаичист Фролов В.А; разрушена в 1942—1943 гг.);
  • Колокольня. Малый Студенец, имение кн. Енгалычевых. Шацкий уезд Тамбовской губернии (1905—1907 гг.);
  • Феодоровский собор в Царском Селе (1910—1912 гг.; при участии Максимова В. Н.);
  • Часовня-усыпальница Прохоровых в московском Новодевичьем монастыре (1911 г.; скульп. Беклемишев В. А.);
  • Церковь св. Михаила Черниговского на Тонком мысу в Геленджике (1910—1912 гг.; искажена в 1990-е гг.);
  • Храм-памятник Св. Алексия на поле Битвы народов в Лейпциге (1911—1913 гг.);
  • Храм Успения Богородицы на Новом кладбище в Нижнем Новгороде (1914—1916 гг.);
  • Церковь Св. блгв. князя Александра Невского в селе Марьино Рузского уезда Московской губернии (1915—1917 гг.)

Общественные постройки

  • Дом в имении В. А. фон Ренненкампфа «Самарка» на Неве. Шлиссельбургский уезд Санкт-Петербургской губернии (1905—1907 гг.; перестроен в начале 2000-х гг.)
  • Школы на Гусевских заводах Ю. С. Нечаева-Мальцева. Меленковский уезд Владимирской губернии (1908 г.);
  • Офицерское Собрание Е. И. В. Конвоя и Сводного полка в Царском Селе (1910—1911 гг.; при участии Максимова В. Н.; здание сильно пострадало в 1941—1943 гг., разобрано в 1962 г.);
  • Вокзал Императорской железнодорожной ветки (Царский павильон) в Царском Селе (1912 г.; худ. Курилко М. И.);
  • Павильон на международной гигиенической выставке в Дрездене (1911 г.; разобран по окончании выставки; керамист Ваулин П. К.);
  • Павильон на международной выставке печатного дела и графики в Лейпциге (1914 г.; разобран по окончании выставки);
  • Павильон Нерчинского округа ведомства Кабинета Е. И. В. на выставке Приамурского края в Хабаровске (1913 г.);
  • Государственная Ссудная казна в Москве (1913—1916 гг.; инж. Нилус Б. М.);
  • Городок 3-го лейб-гвардии Стрелкового полка в Царском селе (1914—1917 гг.; при участии Шаркова И. И., Шмидта Н. А., Юнгера А. А.);
  • Отделение Государственного банка в Нижнем Новгороде (1911—1913 гг.; худ. Билибин И. Я.; инж. Нилус Б. М.; конкурс закрытый, 1-я премия);

Памятники. Малые архитектурные формы

  • Надгробный памятник А. А. Сапожникову в церкви Исидора Пелусиота Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге (1905—1906 гг.; утрачен в 1930-е гг.);
  • Памятник Е. А. Александровской в церкви Исидора Пелусиота Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге (1907 г.; утрачен в 1930-е гг.);
  • Иконостас в церкви Казанской Богоматери Успенского женского монастыря в Перми (1907 г.; худ. Рерих Н. К.);
  • Надгробие на могиле князя А. Н. Енгалычева в с. Малый Студенец Шацкого уезда Тамбовской губернии (1907—1908 гг.);
  • Усыпальница семейства Голубевых на кладбище Новодевичьего Воскресенского монастыря в Санкт-Петербурге (1906 г., утрачена в 1920-1930-е гг.);
  • Усыпальница семейства Посполитаки на кладбище Новодевичьего Воскресенского монастыря в Санкт-Петербурге (1906 г., утрачена в 1920-1930-е гг.);
  • Рака для св. мощей Святителя Иоасафа Белгородского и сень над нею в Свято-Троицком соборе г. Белгорода Курской губернии (1910—1911 гг.; утрачены);

Неосуществленные замыслы

  • Римско-католический костел Св. Николая на Большой Васильевской ул. в Киеве (1898 г.; конкурс, 4-я премия);
  • Театр каменный на 1 500 человек в Екатеринославе (1901 г.; конкурс);
  • Церковь и склеп над могилой В. И. Березина в имении Суук-Су под Гурзуфом (1901 г.; конкурс, 2-я премия);
  • Церковь св. ап. Петра и вмч. Варвары в имении графа В. П. Кочубея Згуровка Полтавской губернии (1901 г.; совместно с Погонкиным В. А.; конкурс, 2-я премия);
  • Церковь св. Николая Чудотворца и мч. царицы Александры при городской детской больнице на Большом Сампсониевском пр., д. 65 в Санкт-Петербурге (1902—1903 гг.; совместно с Мунцем О. Р.; конкурс, 2-я премия);
  • Фасад в стиле модерн городского дома на Большой Морской ул., д. 63 в Санкт-Петербурге (1903 г.; конкурс, 1-я премия);
  • Церковь во имя Иоанна Крестителя в Кашине Тверской губернии. (1903—1904 гг.; совместно с Мунцем О. Р.; конкурс, 1-я и 2-я премии);
  • Московское Купеческое Собрание. Малая Дмитровка ул., д. 6. (1905 г.; конкус);
  • Городской дом в Хабаровске. (1907—1908 гг.; конкурс);
  • Армянская церковь в Баку. (1907 г.; конкурс, разделил 1-2 премии);
  • Церковь деревянная в селе Ясенки Московской губернии (1908 г.);
  • Военно-исторический музей в Санкт-Петербурге (1908 г.; конкурс, 1-я премия);
  • Церковь Крестовоздвиженского православного трудового братства на хуторе Воздвиженский Глуховского уезда Черниговской губернии (1909 г.);
  • Народный дом им. Аксакова в Уфе (1909 г.; конкурс);
  • Церковь Сводного Е. И. В. полка в Царском Селе (1910 г.);
  • Бородинский мост через Москву-реку в Москве (1910 г.; инж. Кривошеин Г. Г., Александров И. Г.; конкурс);
  • Церковь при российском императорском посольстве в Риме (1913 г.);
  • Дом для почетных гостей в г. Верхотурье Пермской губернии (1913 г.);
  • Церковь при Императорской Российской миссии в Гааге (1913—1916 гг.);
  • Церковь Елизаветинской общины на станции Шаховская Московско-Виндаво-Рыбинской ж.д., Московская губерния (1914 г.);
  • Женская гимназия в Солигаличе Костромской губернии (1914 г.);
  • Русский собор (церковь) в Лондоне (1914—1917 гг.);
  • Стадион на Ватном острове в Петрограде (1914—1917 гг.; совместно с Китнером И. С.);
  • Троицкий собор на Троицкой площади в Петрограде (1915 г.; конкурс закрытый);
  • Рюриковский Народный дом в Старой Ладоге Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии (1915 г.);
  • Генеральное консульство в Праге (1915 г.);
  • Государственный Банк в Новгороде Великом (1914—1916 гг.);
  • Храм-памятник на братской могиле жертв войны с Германией близ Петрограда (1916 г.);
  • Варшавский политехнический институт, эвакуированный в 1916 г. Административные, учебные и лабораторные корпуса, водонапорная башня, электростанция, выставочный павильон. Нижний Новгород. Рядом с Крестовоздвиженским монастырём (у нынешней пл. Лядова). (1916—1917 гг.; при участии Феддерса П. А.);
  • Мост через Оку в Нижнем Новгороде (1917 г.; инж. Кривошеин Г. Г.);
  • Собор Св. Николая Мирликийского в Романове-на-Мурмане Александровского уезда Архангельской губернии (1916—1917 гг.);
  • Силовая станция (ГЭС) на реке Малой Иматре и посёлок при ней (1917 г.; воен. инж. Кривошеин Г. Г.);
  • Вокзал на станции Калязин Верхне-Волжской ж. д., Тверская губ. (1917 г.);
  • Вокзал на станции Углич Верхне-Волжской ж.д., Ярославская губ. (1917 г.);
  • Волховская гидроэлектростанция и поселок при ней, Петроградская губерния (1917—1926 гг.; инж. Кривошеин Г. Г.)

Часовни. Памятники. Малые архитектурные формы

  • Памятник Петру Великому в Ревеле (1909 г.; ск. Беклемишев В. А.; конкурс);
  • Рака для мощей Св. Симеона Верхотурского и сень над нею в новом соборе Николаевского монастыря в Верхотурье Пермской губернии (1913 г.);
  • Надгробная часовня в Троице-Сергиевской приморской пустыни близ Стрельны под Санкт-Петербургом (1914 г.);
  • Усыпальница семейства Мандражи на Военном кладбище в Новом Петергофе (1916—1917 гг.);
  • Часовня на Военном кладбище в Нижнем Новгороде (1917 г.);
  • Ворота ограды Русского музея Императора Александра III в Санкт-Петербурге

Адреса. Санкт-Петербург — Петроград — Ленинград

Места проживания:

  • 5-я линия Васильевского острова, д. 4, кв. 30. (1892 г.);
  • Большая Подъяческая ул., д. 9, кв. 14. (1897 г.);
  • Средняя Подъяческая ул., д. 10, кв. 11. (1899 г.);
  • Тучков пер., д. 11, кв. 5. (1905—1907 гг.);
  • 13-я линия В. О., д. 16, кв. 19. (1907—1931 гг.).

Места преподавательской деятельности:

  • Университетская наб., д. 17. Императорская Академия художеств. Высшее художественное училище. Обучался в 1892—1898 гг., преподавал в 1912—1917 гг.
  • Загородный пр., д. 68, угол Серпуховской ул., д. 2. Высшие Женские Политехнические курсы — Женский Политехнический институт. Преподавал в 1906—1924 гг.
  • 2-я Рота (2-я Красноармейская ул.), д. 4. Институт Гражданских Инженеров. Преподавал в 1914—1929 гг.

Семья

  1. Отец — Александр Николаевич
  2. Мать — Анна Афанасьевна (ум. 1894 г.).
    1. Первая жена — Ольга Сергеевна, урождённая Орлова.
      1. Сын — Борис Владимирович (28 марта 1900 г. — после 1960 г.), художник.
      2. Сын — Всеволод Владимирович.
    2. Вторая жена — Лидия Николаевна, урождённая Кутырева (ум. 1942 г., Ленинград), архитектор.
      1. Дочь — Злата Владимировна (1914 г. — 1942 г., Ленинград).

Память

Творческое наследие зодчего всегда, хоть и с различными оговорками, признавалось современниками и потомками, притягивало к себе. Внимание к нему заметно возросло после поворота советской архитектуры к историческим стилям. В 1937—1938 гг. представителями Академии архитектуры и московского Музея Архитектуры была отобрана и приобретена часть работ В. А. Покровского, хранимых его вдовой.

Приобретение музеем оставшейся части работ зодчего не состоялось, возможно, из-за большой стоимости. Из всего наследия, оцененного представителем музея почти в 35 тысяч рублей, были приобретены работы на 9 855 рублей. О признании ценности произведений В. А. Покровского можно судить по числу построек принятых государством под охрану: в городе Пушкине три из трёх сохранившихся, в Москве две из двух, в Нижнем Новгороде два крупных ансамбля из двух, в Санкт-Петербурге — портал библиотеки ИЭМ.

Скончался после продолжительной болезни 30 апреля 1931 г. в Ленинграде.

Место захоронения неизвестно (предположительно Смоленское кладбище).

Источники архивные

  • РГИА, ф. 789, оп. 11, д. 146. Личное дело В. А. Покровского, заведённое в Императорской Академии художеств в 1892 году.
  • ЦГИА СПб, ф. 184, оп. 3, д. 65. Личное дело В. А. Покровского, заведённое в Институте гражданских инженеров в 1914 году.
  • ГНИМА, фонд Покровского В. А.
Поделиться: